Jump to content
Baku365.com

Иудаизм


Recommended Posts

Уважаемые 365-ники.

Позволю себе открыть тему иудаизма и все о нем.

Сегодня, в первый день еврейского 5779 Нового Года (Рош-А-Шана), начнем с описания этого праздника.

Как празднуют в Израиле Рош ха-Шана - еврейский Новый год
Все о смысле, традициях и днях наступления 5779 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире
Шломо Громан, Вести|Опубликовано:  09.09.18 , 09:17
 
 

 

 
Фото: shutterstock
Фото: shutterstock
 

 

Название, смысл и даты праздника

 

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите "рош hа-шанА", на идише "рошешОнэ"; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2018 году его празднование начинается вечером в воскресенье, 9 сентября, и завершается вечером во вторник, 11 сентября.

 

Учреждения, магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт прекратят работу во второй половине 9 сентября и возобновят только поздним вечером 11 сентября.

 

ynet_manual_bullet.pngЕсли решили сходить на праздник в синагогу: краткий путеводитель для светских израильтян

 

В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

 

"Рош ха-Шана" дословно означает "голова года". Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

 

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: "И в седьмом месяце, в первый день месяца будет

 
у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар" (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

 

  

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в  Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

 

Когда был сотворен мир?

 

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

 

"И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей" (Берешит/Бытие 1:26).

 

Почему Тора говорит "сделаем" - во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола "сделаем" Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

 

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): "Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе - ты и Я - сделаем из тебя человека". Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана - напоминание ему об этом.

 

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

 

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году.

 

 

 
Фото: StockStudio shutterstock
Фото: StockStudio shutterstock

 

В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

 

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – "ямИм нораИм" ("дни трепета" или "дни раскаяния"), заканчивающиеся Йом-Кипуром - днем всепрощения, искупления.

 

У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается - "скрепляется печатью".

 

Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

 

"Ташлих" – выбрасывание грехов в воду

 

 
Фото: ChameleonsEye shutterstock
Фото: ChameleonsEye shutterstock

 

Слова пророка Михи: "Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши" (Миха 7:18-19) легли в основу обряда "ташлИх" ("выбрасывание").

 

После полудня в первый день Рош ха-Шана евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, "вытряхивая" грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

 

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и "вечноглядящее око".

 

Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

 

Как поздравляем, как справляем

 

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать "шанА товА" ("год добрый"). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие "а гут ёр", означающее то же самое.

 

После молитвы "Маарив" в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: "ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму" ("Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью").

 

В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

 

Что едим

 

 
Фото: shutterstock
Фото: shutterstock

 

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы - символа плодородия и размножения; баранья голова - символ главенствования, "чтоб нам быть головой, а не хвостом"; гранат - "чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате"; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов - в знак надежды на обильный урожай.

 

В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: "Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год".

 

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова "грех".

 

Особенности праздничных молитв и благословений

 

Сборник еврейских праздничных молитв называется "махзОр", (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например "Шма, Исраэль" и "Амида", текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют "пиюты" - поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

 

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) - один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

 

Трубление в шофар

 

 
Фото: shutterstock
Фото: shutterstock

 

Одно из библейских названий Рош ха-Шана - "день трубных звуков". Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

 

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию).

 

Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы "Мусаф" запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

 

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар - напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака.

 

Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: "Вспомни заслуги праотцев - Авраама, Ицхака и Яакова - и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего". Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

 

Благословение к празднику

 

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

 

"БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн"

 

("Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь")

 

"БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн"

 

("Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь")
  • Excellent 2
Link to comment
Share on other sites

Стену плача очистили от записок к Всевышнему: что с ними будет дальше
Дважды в год - перед Рош ха-Шана и Песахом - главную еврейскую святыню освобождают от записок с просьбами к Всевышнему
Лирон Наглер-Коэн|Опубликовано:  02.09.18 , 16:45
 
 

 

 
Выемка записок из Стены плача. Фото: Фонд наследия Стены
Выемка записок из Стены плача. Фото: Фонд наследия Стены
 

 

Стену плача в Иерусалиме очистили от записок, которые по традиции оставляют в щелях между камнями посетители святыни. Это сделано в преддверии наступающих осенью праздников еврейского народа - Рош ха-Шана (Новый год), Суккота, а также Судного дня (Йом-Кипур).

 

Стену освобождают от записок два раза в год - перед Песахом и Рош ха-Шана. Это делают при помощи деревянных палок, извлекая листки бумаги из промежутков между камнями.

 

Собранные записки затем герметично упаковывают в мешки и закапывают (хоронят) на Масличной горе в Иерусалиме. Раввин Стены плача произносит молитву за исполнение желаний верующих. 

 

 

 
Выемка записок из Стены плача. Фото: Фонд наследия Стены
Выемка записок из Стены плача. Фото: Фонд наследия Стены

 

В ходе традиционной подготовки Стены к праздникам из нее извлекаются сотни тысяч записок. Напомним, что традиция оставлять записки сложилась в силу веры в то, что Стена плача доносит до Всевышнего мольбы и просьбы с большей степенью вероятности, нежели любое другое место на земле.

 

Посетители святыни вкладывают записки лично, а в последние годы многие желающие обратиться к Творцу посылают свои просьбы по интернету, факсу или заказной почтой. Доверенные лица из Фонда наследия Стены плача относят эти пожелания к Стене и вкладывают между камнями.

 

Интересно, что к Богу через иерусалимскую Стену обращаются не только евреи.

 

Выемка записок проводится сотрудниками Фонда наследия Стены. Извлеченные записки тут же герметично запаковывают в мешки,

 
соблюдая право их авторов на приватность. В процедуре участвует раввин Стены плача и святых мест Шмуэль Рабинович. По окончании процедуры он произносит молитву за исполнение желаний.

 

 

Затем, как уже сказано, мешки с записками переносят на Масличную гору и производят захоронение вместе со священными книгами, которые в минувшем еврейском году пострадали от времени, влаги или по иным причинам и больше не могут использоваться в религиозных целях.

 

Одновременно: проверка состояния Стены плача

 

Раз в полгода Стену плача обследуют для определения состояния камней. При нынешней выемке записок проводилась и эта процедура тоже.

 

 

 
Выемка записок и проверка Стены
Выемка записок и проверка Стены

 

В этот раз все проверяли особо тщательно в связи с недавним выпадением камня  возле площадки "Эзрат- Исраэль". Сотрудники Фонда наследия Стены плача сообщили, что в нижней части стены отмечается эрозия камней, вызванная солидным возрастом постройки.

 

ynet_manual_bullet.pngВидео: огромный камень откололся от Стены плача

 

По словам раввина Рабиновича, для обследования Стены применяется современная аппаратура, основанная на использовании ультразвука. Технология позволяет, подобно медицинскому обследованию УЗИ, выяснить состояние той стороны камня, что обращена внутрь конструкции и не видна снаружи

 

 

 
Выпавший камень. Фото: AFP
Выпавший камень. Фото: AFP

 

Сотрудники фонда отмечают, что изменения структуры, вызванные возрастом, наблюдаются почти у всех камней, но это необязательно свидетельствует о неустойчивости стены. Есть намерения установить у Стены плача сканирующую аппаратуру на постоянной основе, чтобы проводить обследования в течение всего года и своевременно обнаруживать угрозу обрушения элементов постройки.

 

  • Like 3
  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

Ильхам Алиев поздравил еврейскую общину Азербайджана

Президент Ильхам Алиев поздравил еврейскую общину Азербайджана по случаю праздника Рош ха-Шана. Информацию об этом распространила пресс-служба президента Азербайджана.

«Сердечно поздравляю вас по случаю новогоднего праздника еврейского народа – Рош-Ха-Шана, передаю каждому из вас свои самые искренние пожелания», - говорится в поздравлении.

439598_src.jpeg

Глава государства отметил, что на протяжении всей истории в Азербайджане, обладающем богатым историко-культурным наследием и многовековыми традициями толерантности, евреи жили в условиях мира, спокойствия, взаимного уважения и доверия с представителями других народов и религий. Азербайджан – одно из уникальных мест, где не существует этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма.

Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что азербайджанское государство, придающее особое значение сосуществованию в обществе, основанному на демократических, правовых принципах, поощрению атмосферы высокой терпимости, мультикультуральных ценностей, с большим вниманием и заботой относится к сохранению культурно-духовных ценностей, развитию языка и культуры всех этнических меньшинств, в том числе еврейской общины.

«Заслуживает одобрения то, что наши соотечественники еврейского происхождения, принимающие активное участие в общественно-политической, социально-культурной жизни нашей страны, независимо от места проживания, всегда демонстрируют свою любовь и верность Азербайджану, вносят значительный вклад в дело доведения правды об Азербайджане до мировой общественности.

Еще раз передаю каждому из вас искренние праздничные поздравления по случаю Рош-Ха-Шана, олицетворяющего доброжелательность, духовное возрождение и новую жизнь, желаю вашим семьям процветания, а вашим домам – изобилия», говорится в поздравлении президента Азербайджана.

 

 

 

  • Haha 1
  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

  • 9 months later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...