Jump to content
Baku365.com

Эйюб Гусейнов: В Азербайджане закон позволяет продавать потребителям просроченные продукты


Recommended Posts

S.T.A.L.K.E.R
Posted

magazin

Наверняка не каждому читателю знаком малоизвестный термин фриганизм. Неудивительно, слово мудреное и малопонятное. А ведь на самом деле большинство из нас — фриганы, и чтобы было понятно, что автор имеет ввиду, следует провести маленький ликбез.

Приверженцы фриганизма ограничивают своё участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. Однако в отличие от бездомных и нищих, фриганы поступают так по идейным соображениям, для устранения вреда от чрезмерного потребления в экономической системе, нацеленной на прибыль более, чем на заботу, для гуманного рационального использования ресурсов планеты: экономии средств, чтобы хватало на нужды всех.

Мы, жители Баку, фриганы поневоле, так как вынуждены ежедневно питаться некачественными продуктами, которые нам «впаривают» в магазинах и супермаркетах города. И самое интересное, что мы даже не подозреваем порой, какую гадость только что оплатили в кассе. Самое обидное, что просроченные, некачественные продукты не выбрасываются, а остаются на прилавках магазинов в ожидании бессловесного фригана, то есть реализуются, несмотря ни на что.

Проблема просроченных продуктов в сети магазинов и супермаркетов – вопрос глобального характера, в каждой стране существуют свои методы борьбы с ней. Например, в Европе цены на товар падают в зависимости от времени суток: если ты затариваешься с утра, продукты, только что привезенные в магазин, стоят недешево. Зато к вечеру то же самое мясо, в 08:00 стоявшее 18 евро, стоит уже 2-3 евро, причем мясо это хранили, соблюдая максимальную стерильность и соответствующую температуру. И никто не жалуется. А если кто и пожалуется, то нерадивого продавца ждет весьма суровое наказание: от высокого штрафа до лишения лицензии на несколько лет.

У нас в стране, похоже, о значении фриганизма не знают не только простые среднестатистические граждане, но и госчиновники ведомств, отвечающие за продовольствие и качество товаров. Именно они виновны в том, что прилавки магазинов в Азербайджане завалены самым настоящим пищевым мусором, который вынужден покупать среднестатистический азербайджанский потребитель.

«Время идет, меняется всё, кроме темы просроченных продуктов в супермаркетах. Эта тема вечна. Вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» в данном разрезе остаются актуальными», — сказал в блиц-интервью Minval.az глава Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов.

«Работники супермаркетов прибегают к нескольким хитрым трюкам, давно известным всем жителям страны. Тем не менее, эти трюки раз за разом повторяются, потому что закон не работает, и нечистоплотные дельцы, которым абсолютно все равно, в каком виде их товар поступит на столы потребителя, этим пользуются», — сказал Гусейнов, отметивший также что в ССП очень часто поступают жалобы на просрочку.

По его словам, вчера женщина пожаловалась на дорогой бельгийский сыр. Приобрела, открыла, а товар оказался совершенно несъедобным, то есть, полное несоответствие цены и качества. На днях принесли образцы пищевых продуктов, продаваемых в сети иранских маркетов. Вообще на большинстве товаров в таких магазинах срок годности и состав товара указаны на персидском языке. Потребитель не знает, что покупает и когда эта продукция была произведена.

«У меня есть данные об отравлениях такими продуктами, так как в большинстве случаев они бывают просроченными. Согласно законодательству, в случае выявления просроченных продуктов на распространителя налагается штраф в размере 1600 манатов. Жалобщик, сообщивший в ССП о просрочке, рассказал, что обратился в Агентство продовольственной безопасности, представил им и чек, и образец товара, но в ответ получил письмо, в котором должностное лицо агентства отметило, что по факту его заявления в указанный супермаркет пришла комиссия, но просроченных товаров в нем обнаружено не было. Как это понимать? Потребитель обнаружил, а госструктура – нет? Жалобщик еще раз пошел в тот же супермаркет, купил тот же товар и позвонил мне с вопросом: «Товар на месте, он точно такой же, какой я приобретал пару дней назад. Почему госструктура не смогла выявить просрочку?». Я привел данный пример потому, что госструктуры в этой сфере бездействуют, алгоритм просроченных товаров и их утилизация находятся в весьма плачевном состоянии», — отметил он.

Кроме того, объяснил эксперт, когда истекает срок годности продукта, его отдают дистрибьютеру, который возвращает товар производителю, последний же меняет срок годности, дату и снова отправляет товар в магазин. Как ни крути, этот товар оказывается на столе потребителя. А по закону такие продукты должны утилизировать. ССП все время настаивает на утилизации, причем, она должна быть открытой, чтобы все видели, что опасный товар уничтожен. И не случайно, в прошлом месяце по инициативе ССП при участии производителя и сотрудников Агентства продовольственной безопасности было уничтожено 100 тонн просроченной продукции двух фирм-производителей.

А ведь в Азербайджане не только эти две фирмы, их очень много. И потому остается открытым вопрос: а почему они не уничтожают свою просрочку в присутствии официальных представителей?

«Наш сотрудник участвовал как-то в процессе утилизации на сумгайытскм полигоне, где инициатором являлась компания «Азерсун». А через месяц инициатором утилизации стала фирма «Мила». И это правильно! Честный производитель действует открыто. А по вине фирм-невидимок, предпочитающих обмануть покупателя, на прилавках появляется просроченный товар.

Кроме того, продукты питания, изготовленные в фермерских хозяйствах, должны двигаться до конечной точки появления – прилавков магазинов по «холодной линии», то есть, должен соблюдаться строгий режим складирования и продажи. А мы видим, что при сортировке и хранении продуктов, реализуемых в магазинах, температурный режим грубейшим образом нарушен. И потому, даже если у товара пригодный срок использования по дате, он все равно так или иначе уже непригоден для еды. Все это говорит о том, что Агентство продовольственной безопасности либо пассивно работает, либо просто никак не может добиться главной цели — четкой и быстрой реакции, способной остановить этот беспредел. А потому я говорю еще раз: жизнь и здоровье азербайджанского потребителя находятся под угрозой», – заявил главный потребитель страны.

Под угрозой здоровье нации, это очень серьезный вопрос. Гиппократ сказал: я есть то, что я ем. И если понимать его буквально, то азербайджанский потребитель является просроченным творогом, некачественным мясом.

Эйюб Гусейнов также отметил, что жалобы по фактам просроченных продуктов поступают и на маркеты «Гранд» и «Континенталь».

«В «Континентале» реализуются продукты иностранного производства, на которых нет маркировки, переведенной на азербайджанский язык, а потому обмануть потребителя в таком случае гораздо легче. Тогда как есть закон о государственном языке, закон о защите прав потребителя, где говорится о том, что каждый покупатель имеет право знать, что входит в состав продукта, когда он был изготовлен и когда заканчивается его срок годности. Получается, что в маркете «Континенталь» грубейшим образом нарушаются эти законы», — сказал Гусейнов.

На вопрос журналиста «Минвал»: «Как часто должны проводиться проверки Агентства продовольственной безопасности» в продуктовых магазинах и супермаркетах?» глава ССП ответил, что проблема заключается не в самом агентстве продбезопасности, а в законодательстве, которое запрещает проверки без ведома проверяемых, без ведома соответствующих госструктур.

«Бюрократический алгоритм таков: если поступает жалоба в АПБ, они должны обратиться с минюст, те, в свою очередь, должны сообщить о проверке производителям или поставщикам продуктов, о дате визита проверяющих, а также сообщить о том, что именно будут проверять в их магазине. По сути, магазины просто предупреждают, и за это время (минимум 7-8 дней) просроченный товар прячут подальше, а потом снова вынимают, перебив дату. Вот и всё. Я, как глава ССП, настаиваю на изменении закона в области проверок продуктов питания, должен быть разработан быстрый и четкий механизм вмешательства. Нет четкого реагирования, понимаете? Даже если вы позвоните на горячую линию АПБ (1003, прим. ред.). Нет оперативности, слаженности в работе.

Предположим, в ССП поступила жалоба, я звоню по инстанциям, и, если я до них дозваниваюсь, ни одна инстанция не имеет права моментально выслать проверку. То есть, государство создало прекрасные условия для нечистоплотных бизнесменов, а те пользуются пробелами в законодательстве. А страдает от этого азербайджанский потребитель», — отметил он.

По его словам, организация выдвигала пакет предложений для рассмотрения в парламенте, причем, неоднократно. Но всякий раз отвечали, что они не собираются менять закон.

В 1995 году был принят закон о защите прав потребителей, почти 90% законов в стране изменены, и только этот закон (удобный для дельцов) остается неизменным. Азербайджан развивается, рынок развивается, продукты питания сегодня можно купить онлайн, но закон – тот же. И он неизменен, во всяком случае, пока.

Отсюда можно сделать только один печальный вывод: здоровье потребителя в Азербайджане волнует только его самого, и никого больше.

Яна Мадатова   

MINVAL.AZ

 

Crocoos
Posted

Интересно, сама Яна читала эту статью?..

  • Like 1
  • Haha 2
Vagrant
Posted
06.10.2022 в 14:15, S.T.A.L.K.E.R сказал:

А потому я говорю еще раз: жизнь и здоровье азербайджанского потребителя находятся под угрозой», – заявил главный потребитель страны.

 

Это что означает? 

  • Haha 5
Vagrant
Posted
Цитата

Эйюб Гусейнов: В Азербайджане закон позволяет продавать потребителям просроченные продукты

 

06.10.2022 в 14:15, S.T.A.L.K.E.R сказал:

На вопрос журналиста «Минвал»: «Как часто должны проводиться проверки Агентства продовольственной безопасности» в продуктовых магазинах и супермаркетах?» глава ССП ответил, что проблема заключается не в самом агентстве продбезопасности, а в законодательстве, которое запрещает проверки без ведома проверяемых, без ведома соответствующих госструктур.

 

06.10.2022 в 14:15, S.T.A.L.K.E.R сказал:

Согласно законодательству, в случае выявления просроченных продуктов на распространителя налагается штраф в размере 1600 манатов.

 

ТС, вы читали вообще статью?

  • Haha 1
Slider
Posted

Про "Континенталь" прошлись, а про "Port Baku" ни слова, хотя там много товаров с надписями только на немецком или французском.

  • Excellent 1
Timemaster
Posted

Нельзя жить в сычраише и не покупать просроченные товары...

  • Haha 4

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who Viewed the Topic

    44 members have viewed this topic:
    Мисс Пупырышка  Vagrant  Luna  Kent  Ironiya  Shuvalanlı  superman  Leysan  Иосиф  Mir67  Bordertown  Yves-Rocher  Deportment  Confident  lady-ga  Martinika  anak  Gluter  Timemaster  movcon  S.T.A.L.K.E.R  ICE  satira  Buritas  HHK  sam  Cain  Nell  ***Nika***  Slider  Crocoos  Liliana-Kim  Lala NR  KASTEEL  Аришка  Nargiz.  114  poizzon  Lee  Nazen  malenkaya pakost  окорок  kingsize  Lezgin.b.y 
  • Who's Online   6 Members, 3 Anonymous, 20 Guests (See full list)

    • +Boob
    • +Светлый путь
    • +Astreya
    • +Liya1101
    • +Manneken Pis
    • +Dmitriy_İqoryevich
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions