Jump to content
Baku365.com

Девушка, автомобиль, мороз −50°С. История автозимовки в Якутске


Recommended Posts

S.T.A.L.K.E.R
Posted
2958619.jpg
Автор: Лариса, Якутск
Фото: автора и Вадима Скрябина
Источник: Drom.ru
Какой максимальный мороз был в вашем городе этой зимой?
−15 или выше
 
487 (6%)
−20
 
651 (8%)
−25
 
711 (9%)
−30
 
705 (9%)
−35
 
1681 (21%)
−40
 
1804 (23%)
−45
 
1043 (13%)
−50
 
262 (3%)
Ниже −50
 
407 (5%)
Однажды в редакцию Drom.ru пришло письмо от читательницы из Якутска о том, как она эксплуатирует автомобиль в экстремальных зимних условиях. Причем она — не опытная автомобилистка, а «чайник», по ее собственным словам. Сначала мы не очень поверили, а дочитав до конца — прониклись уважением. С какими проблемами сталкивается новичок и как их решает, если на улице −50° и при этом у тебя нет ни теплого, ни холодного гаража? Ситуация — нетривиальная даже для профи. Ниже — текст о том, как с этим справилась Лариса из Якутска.

Зимой в Якутске температура падает до −50 градусов, густые туманы стоят месяцами, а иностранцы ради забавы забивают гвозди замерзшими фруктами. А я решила поделиться с вами своим двухлетним опытом зимовки на улице. Без теплого гаража. Без какого-либо гаража. Только хардкор.

Исходные данные:

— 1,0-литровая Toyota Vitz 2005 г. вып.
— Автолюбительница 1985 г. р., «чайник».
— Передний привод.
— Липучки, или, как их называют в Якутске, «всесезонки».
— Зима первая: предпусковой подогреватель «Вебасто».
— Зима вторая: «Вебасто» + тент (подробное описание — ниже).

Для начала кратко обрисую ситуацию. В Якутии сейчас во многих районах трещат 50-градусные морозы. В самой столице республики средняя температура зимой −40-45 градусов, но нередко по ночам опускается до −47-50, а по ощущениям — на все −60.

Железные якутские «лошадки» начинают впадать в спячку примерно с середины октября, когда температура начинает опускаться ниже 20 градусов. На дорогах остаются счастливчики с теплыми гаражами, а также те, у кого «альтернативные варианты». Минусы первых — выехав из гаража, они машину не глушат, пока не заедут обратно. Даже самый теплоемкий движок при наших морозах остынет за полчаса–час, и автомобиль уже не завести. Учитывая, что здесь АИ-95 в среднем стоит 55 рублей, большинство из них, даже литровые, ездят на газе.

Альтернативные варианты делятся на несколько типов: автономные подогреватели («Бинар», «Вебасто», «Эбершпехер»), от электричества («Лунфей», «Старт М») — время прогрева двигателя у всех примерно около часа. Подогреватель греет охлаждающую жидкость, насчет масла — неизвестно, но в любом случае после ночи с нехилыми морозами после часового прогрева машины заводятся. Каждый день.

2958591.jpg
Такая картина — не редкость для Якутска

В последние годы все больше и больше тех, кто «ночует» под тентом — это стеганые одеяла-чехлы, сшитые под кузов машины. Если раньше продавались только «Наташи», то сейчас рынок радует изобилием — и «Сахатент», и «Хотутент», и из Бурятии возят, и на китайском рынке можно найти аналоги. Цены — от 6 до 20 тысяч рублей.

При длительном простое тент натягивают на машину, утягивают снизу, на глушак надевают резиновую трубу для отвода выхлопных газов и ставят на автозапуск: кто на −5, кто на −10. То есть машина вообще не остывает, так и ездят всю зиму. Лично у меня нервов не хватает на автозапуск — ночью подрываться и проверять, завелась или нет, не по мне.

Есть и «пофигисты» — без всякого тента, чисто на автозапуске. Конечно, срабатывает чаще, соответственно, больше бензина сжирает. У меня так знакомый третий год ездит, причем машину менять не собирается.

2958593.jpg
Замороженные на зиму машины стоят в каждом дворе

Зима первая

Считается, что зимой могут ездить только суперпрошаренные «профи», дилетантам тут не место, настолько суровы якутские морозы. Когда только заикнулась одному другу, что собираюсь ездить зимой, он пожал плечами: «Это слишком сложно. Ты не сможешь, ты же женщина».

Но все бывает когда-то в первый раз, плюс сработал интернациональный российский менталитет: «авось, небось, как-нибудь прокатит».

Аренду гаража отмела сразу. Цена кусается, еще утром добираться, вечером та же хрень, к тому же что делать во время трех-четырехчасовых простоев возле офиса? Не глушить — дорого, устанавливать газ — багажник Витца слишком маленький. Хваленые многоуровневые теплые парковки, которые грозились построить по всему городу и сдавать за 10 тысяч, по факту оказались дороже — 16 тысяч.

Начиталась в интернете про автономные подогреватели. Часик разогрел мотор и поехал. Ну это в идеале, реалии оказались чуть другими.

Цена установки «Вебасто» — 35 тысяч (без функции прогрева салона). Решив, что это того стоит, записалась в длиннющую очередь на полмесяца, как раз выпало к середине октября.

Тем временем занялась утеплением.

В Якутске все зимовщики, вне зависимости от того, кто где ночует, утепляются.

Чтобы окна не затягивало инеем и чтобы они не треснули на морозе, на лобовое клеят второе аналогичное стекло, по бокам — ПЭТ-пленки, и эту же пленку на заднее. Их вырезают по форме окон. «Дворники» лучше снять на всю зиму, чтобы ненароком их не включить и не сломать — либо стекло, либо «дворники». Кстати, лобовое мне продали не то, то ли от другого кузова, то ли проблема в чем-то еще — середина стекла в сильные морозы затягивается инеем. А где покупала, забыла, так как брала заранее. Думала, ладно, одну зиму переживу, летом забыла, и вспомнила уже только в сервисе, когда это же неподходящее стекло клеили. Когда-нибудь обязательно подберу то, что нужно.

2958595.jpg

По неопытности мы с другом наклеили ПЭТ-пленки снаружи. Подумали, раз лобовое клеят снаружи, значит, по бокам тот же принцип. С ювелирной точностью тщательно выкроили пленки по меркам боковушек, наклеили их к стеклам двухсторонней лентой. Провозились часа три, не меньше. Поздно вечером выехала из гаража. Пока доехала до дому, все боковые и заднее окна затянуло инеем хлеще, чем было без пленок.

Позвонила брату:

— ПЭТ наклеили, а окна все равно затянуло, жесть.
— Надо было хорошо заклеить, может, влага попала?
— Нее, исключено.
— Странно. Вы же не придурки, чтобы пленку снаружи клеить.
— Эээ… У меня вторая линия. Давай, на созвоне.

На следующий день переклеили, все стало отлично.

2958597.jpg

С моими ПЭТ-пленками окна не открываются. Бывают супертонкие, с которыми это возможно. Надо такие найти. Редко, но бывают ситуации, когда приходится на дороге открывать дверь, высовываться, чтобы до чьих-нибудь «оленьих ушек» дошло твое мнение о его/ее манере вождения.

У нас в любом автосервисе за 500 рублей утепляют машины. Глушак заматывается асбестом, а потом с радиатора до глушака низ затягивается брезентом. По сути, эта мера нужна для езды на скорости по трассе, чтобы морозом не задуло, но я в Якутске ни разу не видела неутепленную снизу машину.

2958599.jpg
Вот так выглядит низ моей машины

На двигатель бросают войлок или «автоодеяло» — позволяет быстрее прогреть мотор и на морозе остывает не так быстро. Некоторые умельцы даже шьют одеялки на аккумуляторы. Войлоком также утепляют полы в салоне.

Итак, «Вебасто» установили. Первые дни по утрам бегала и смотрела, как из-под капота валит белый дым, выхлоп идет спереди снизу. Сначала соседи пугались, потом привыкли.

Час греет «Вебасто», потом минут 20 надо дать мотору поработать, так как предпусковым подогревателем двигатель не полностью прогревается. В общем, 1,5 часа прогрева, и можно трогаться.

2958601.jpg
Моя стоянка вся в таких отметинах от выхлопа «Вебасто»

«Вебасто» запускается от аккумулятора. Нельзя бездумно им пользоваться, два-три раза в день максимум. К примеру, когда с сигналки завожу «Вебасто», на датчике заряд аккумулятора падает с 14,10 до 12,05. Хотя у меня аккумулятор если и разряжался, то только из-за холода. В декабре, когда ударил первый «полтинник», аккум 45А замерз. Поставила 50А и назвала его — «зимний». Так и чередую.

2958603.jpg
9 часов утра в Якутске

С антифризом получилась отдельная, не очень приятная история. Так-то я обычно езжу в проверенный сервис (к слову, девушке довольно-таки сложно найти сервис, где нормально, по-человечески бы все объясняли и не загибали ценник чисто из-за шовинизма, а так это здесь в махровом цвете). Парни посоветовали поменять антифриз с допуском до −60 градусов, но, к сожалению, у них в наличии был только до −45.

И черт меня завез на сомнительную СТО. Как-то не стала обращать внимание на нездоровое общение, а зря. После замены поехала на работу, поездила по делам. Печка не работала, появились рывки. К восьми вечера, покончив со всеми делами, приехала к ним обратно с предъявой, чтобы переделали — либо воздух запустили, либо что. Антифриз заливали вручную.

Видимо, в пятницу вечером у них намечались более приятные дела, нежели разбираться со мной. Их позиция была — ты от нас нормально уехала, значит, проблемы нет.

Они меня обступили толпой в восемь человек, вытолкали из сервиса и сказали — больше здесь не появляйся!

На следующее утро «Вебасто» не сработал. Заказала услугу «разогрев», она в Якутске очень популярна. За 1,5 тысячи рублей отогрели пушкой.

Понятно, что с этим ****м сервисом одной было не справиться — ни чека, ни договора. Всяко мелочь женского пола вроде меня ростом метр в прыжке, да с бараньим весом, да на литровом Витце — для них не аргумент.

Попросила знакомых парней со мной съездить, обязательно на большом джипе, ибо понты — это наше все! Сработало. Меня выслушали.

Для эксперимента выкачали антифриз в бутылку, оставили на улице. В ту ночь температура опустилась до -48. В семь утра ледяной бутылкой можно было оглушить слона.

Спор решился, деньги вернули и на прощание вежливо попросили больше у них не появляться. Больно надо, я зареклась в левые сервисы заезжать. Несколько дней горела жаждой мести, хотела написать жалобу на то, что сервис вышел за рамки отведенного им земельного участка, но потом остыла.

2958605.jpg
Замороженная машина напротив МФЦ

Существует стойкое убеждение, что вариатор непригоден для зимы. Тьфу, тьфу, тьфу, езжу же. Но с холодами трос замерзает, и иногда требуется немало усилий, чтобы переключать режимы. В «моем» сервисе парни говорили, что замена масла в трансмиссии ничего не изменит, но это же я… Покивала головой и поехала в другой сервис, где меня заверили, что дело, конечно же, в масле. Содрали около восьми «косарей». Ничего не изменилось. Второй раз зареклась заезжать в левые сервисы.

Других вариантов, кроме как «само собой» отогреется, нет. «Вебасто» не нагревает. Так же, как и стойки, и колеса. Ходят слухи, что некоторые на «задубевших квадратных колесах» себе почки отбивали.

Примерно с пятого километра тихой езды колеса начинают приобретать свою природную форму. На все про все, чтобы и коробка отогрелась, и салон потеплел, и колеса пришли в форму, требуется минут 40 езды. А дальше — как летом.

Если делить по температуре, то «Вебасто» отлично справляется до −35. Ниже сорока застывает вариатор, а ниже −45 колеса становятся квадратными.

До середины марта, когда все по-тихой начинают размораживаться, я, наверное, дожила тупо на пофигизме и упрямстве. Хотя… Вот сейчас пишу, вспоминаю и думаю, ничего себе я безбашенная, а тогда казалось все просто и естественно — да ладно, как-нить дотяну до теплых деньков, осталось-то. Оптимист года!

Зима вторая

Все плохое быстро забывается. И вспоминается только ближе к холодам.

У нас есть своя ватсап-группа «АвтоБОТП» — «без определенной теплой парковки». Мы там советуемся, обсуждаем погоду. Парни мне давно советовали купить тент. Они сами давно комбинировали: подогреватель + тент, и говорили, что такой тандем отлично работает. Крутые!

Но я думала, не справлюсь — тент большой, его надо заворачивать, разворачивать, класть в салон, вытаскивать, раскладывать — от одной этой мысли у меня начинало подниматься давление. Хотя многие возят тент на крыше, но это багажник же надо сооружать.

Потом вспомнила про квадратные колеса и в три часа ночи решилась купить тент. Несколько дней ушло на обзвон, в наличии или нет, или... прочее. На мой кузов вышла цена 11 300 рублей.

Долго искала багажник, так и не нашла. В итоге приделала китайские рейки. У друга в гараже срезали концы, чтобы по ширине нормально встало. Уплотнители дверей немного стали пропускать холод, но это не критично.

На рейки приделали тент, вроде выглядит прилично. Разработали индивидуальную программу разворачивания/сворачивания/крепления веревкой.

Не так страшен черт, как его малюют. Время сборки — 5-10 минут, разворачивать быстрее. Несмываемой краской нарисовали госномер на тенте, чтобы не утащили, и готовченко.

2958607.jpg

По идее, надо делать отвод под выхлоп «Вебасто», но я пока не могу сообразить, как это сделать. Так как пары «Вебасто» растапливают снег и, соответственно, все нагревают кругом, тент слева спереди отяжелел, так как он после горячего пара не сушится. Нужно хотя бы раз в месяц заехать на сутки в теплый гараж, чтобы просушить одеяло, но я такая деловая колбаса, что пока руки не доходят.

2958609.jpg
Боль всех тентовщиков — не забыть где-нибудь трубу. Тент убрал, а про нее забываешь частенько

Я сначала никак не могла поверить, что кусок ткани будет держать тепло, но факты налицо.

В принципе, то же самое — замерзнет ли рука на улице в варежке и без?

С одним «Вебасто» (без тента) утром датчик под капотом показывал прочерк, если температура опускалась ниже 40. А сейчас на улице −48, а под капотом −25, что для «Вебасто» просто идеал. Это после 12-часового простоя, без автозапуска.

Но больше всего мне нравится то, что колеса и вариатор, несмотря на жуткий ночной холод, сильно не мерзнут. По ощущениям, как будто выезжаешь из гаража при температуре +10.

С тентом «Вебасто» включаю только по утрам. При простое накрываю тентом, и он спокойно держит тепло до четырех часов, чтобы завести без ущерба для двигателя.

2958611.jpg

Как уже писала, у меня «липучки». Осенью до жути хотела шипы. Ездила в магазин, трогала колеса, почти присмотрелась, читала отзывы в интернете. Но этой же осенью ушла с работы, на горизонте замаячила голодная смерть с судебными приставами, и вопрос с шипами отошел на задний план.

Хотя, если объективно, как такового гололеда в морозы нет. Он возникает, когда резко теплеет до −30-35 градусов. В такие дни пляж Якутска бывает забит до отказа) Конечно, нервничаешь, когда заносит, и ругаешься на местную власть, и клянешься, что надо купить шипы, а потом наступают привычные холода и все входит в свою колею.

Якутск очень пыльный. Дороги по старинке засыпают песком. А иногда нет — недавно чуть не вылетела на площадь Ленина, пытаясь затормозить на светофоре. Казалось бы, откуда зимой берется столько грязи? Но фото воздушного фильтра за три месяца эксплуатации говорит само за себя, что уж думать про кузов. Если и загонять машину на мойку, обязательно там же на ночь оставить в тепле, чтобы все нормально просушилось.

2958613.jpg

Взаимопомощь — это святое

В наших условиях взаимопомощь — это святое. Мало кто проедет мимо заглохшей машины, обязательно поинтересуются, нужна ли помощь. Сегодня ты поможешь, завтра — тебе. Мне, правда, домкрат так и не вернули, хотя, скорее всего, мужик просто неправильно записал мой номер телефона.

Но сейчас речь веду про конденсат. У меня узкая выхлопная труба, и зимой капающий конденсат превращается в серьезную проблему. Бывают случаи, когда он превращается в лед и наглухо забивает глушак. Отогревать опять той же пушкой.

2958615.jpg
При сильных морозах такая горка вырастает за полчаса

По этой причине многие сверлят снизу дырку. Рекомендуется ее летом заваривать, но мне пофиг — вообще не парюсь.

Так вот, про конденсатные горки. Иногда забежишь куда-нибудь, думаешь, на полчаса, оставляешь машину заведенной, а застреваешь на три часа, и сигналка не ловит. И сколько раз оказывалось так, что чья-то сердобольная нога одним пинком с глушака спасала от аварийной ситуации. Я и сама так делаю, если вижу у кого горку, а водителя в салоне нет.

Выводы

Часто спрашивают, ты еще не угробила машину в таких экстремальных условиях, типа, не жалко? А для чего машина, если на ней не ездить и не работать? А летом я, наоборот, стараюсь больше пешком двигаться, раз погода позволяет и можно еще поместиться в автобусы.

Люди, как и машины, зимой капитально утепляются. Даже худенький человек в зимней одежде в два раза больше становится и, соответственно, занимает больше места в транспорте. Я несколько раз выпадала из автобусов, потому что места не было.

2958617.jpg
Выхлопы от автобусов постоянно провоцируют ДТП. Вот если бы они отводили выхлоп вверх, как делают в некоторых городах, ситуация бы улучшилась

Ну, какие выводы можно сделать за два года…

Я особо не шарю в технике, могу опираться только на свои субъективные ощущения. Вывод — жить можно.

Слабое место — резинки. Два раза рвала пыльники привода, один раз потек сальник, один раз — пыльник рулевого наконечника. Резина на морозе дубеет, и если резко тронуться с места, порвет. Стойки сухие, нормальные, но по весне, конечно же, заеду на подъемник. Прошлую зиму, слава богу, пронесло.

Масло — только синтетика. Чем жиже, тем лучше. Раньше «Мобил» заливала, летом начало поджирать, перешла на «Генезис», стало лучше.

Порой случаются необъяснимые вещи. В прошлом году появился стрекот на газу. Я была уверена, что это цепь, и морально готовилась расстаться с 20 тысячами. Но Витя-моторист из «моего» сервиса нашел пластиковую разболтавшуюся крышку где-то возле помпы кондиционера (насколько я помню). Никто так и не понял, для каких целей она служила. Выкинули, и стрекот пропал. Витя — гуру-мастер на века!

Долго не могла придумать, как завершить текст про зимовку на улице в −50.

Написать, что это легко и просто — неправильно. Все-таки нужны крепкие нервы, пофигизм, оптимизм, плюс у меня в бардачке всегда лежат два «косаря» на случай буксировки, если заглохну, а в багажнике — запасные унты, ватные штаны и медицинский спирт (его всегда можно разбавить снегом).

Написать, что это нереально сложно, тоже неправильно. Человек — такое существо, что может адаптироваться к любым условиям. Не все так страшно, тем более я рассекаю не по глухой тайге, где в радиусе 30 километров ни одной живой души, кроме медведей.

Так что все Оk!

Надеюсь, этот материал поможет кому-нибудь преодолеть свой страх, не обязательно по части зимовки в аномальных для большинства россиян условиях, а в целом — глаза боятся, руки делают. Ничего не бойтесь!

Видео снимала в течение трех дней, около 9 часов утра. От депрессии из-за тумана спасают любимые песни :)

2958619.jpg
WWW.DROM.RU

Однажды в редакцию Drom.ru пришло письмо от читательницы из Якутска о том, как она эксплуатирует автомобиль в экстремальных зимних условиях. Причем она...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who Viewed the Topic

    5 members have viewed this topic:
    Элегия  Spirt  Сева ИМ  Вредный Крыс  S.T.A.L.K.E.R 
  • Who's Online   8 Members, 4 Anonymous, 19 Guests (See full list)

    • +Светлый путь
    • +Manneken Pis
    • +falkie
    • +Dmitriy_İqoryevich
    • +Astreya
    • +Sirius191
    • +Heydar Ali
    • +Царь
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions