Перейти к публикации
Baku365.com
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
Stolz

12 августа — День Памяти моряков погибшей атомной подводной лодки «Курск»

Рекомендованные сообщения

Глубоко неуважаемый уже дал свой сказочный комментарий на вопрос, что же случилось с атомной подводной станцией? Этой АПЛ 38 лет, она на 6 лет старше ТАВКР Кузнецов. Все представляют себе техническое состояние Кузи, Могу предположить что тех состояние Лошарика не лучше было. Как говорил один персонаж - денег нет, но вы держитесь... Денег нет, нормального ремонта нет, все украдено до нас... Вот и результат. Соболезнования близким и родным. 

 

Изменено пользователем S.T.A.L.K.E.R

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шойгу рассказал Путину о гибели российских подводников

Министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину о гибели моряков-подводников.

Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших и поручил оказать им поддержку.

«Я приношу самые искренние соболезнования семьям погибших. Нужно сделать все, чтобы оказать им помощь и поддержку», — сказал президент (цитата по ТАСС).

Среди погибших при пожаре на глубоководном аппарате Минобороны было семь капитанов первого ранга, два Героя России.
 

Президент потребовал провести тщательное расследование причин пожара на глубоководном аппарате ВМФ.

Ранее сегодня Минобороны сообщило, что 1 июля 14 моряков-подводников погибли на глубоководном аппарате Военно-морского флота (ВМФ) России. Они отравились продуктами горения. Сейчас аппарат, на котором произошел пожар, находится на базе Североморск. Расследование проводит главнокомандующий ВМФ Николай Евменов. СКР начал доследственную проверку.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков ранее сообщил о встрече Владимира Путина и Сергея Шойгу, ради которой президент отказался от участия в туристическом форуме «Реки России» в Тверской области.

 

?time=2bc11337681401ed6fc8ac9a229d0649
NEWS.MAIL.RU

Министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину о гибели моряков-подводников.

Царствие небесное погибшим морякам 1 июля 2019 года. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Путин армян - уйди да уже. Нажрался крови. 60 тебе уже, хватит да. Есть достойные же. Просто уйди!!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне кажется подводную лодку уничтожили ракетой.
Иначе не обьяснить срочные совешания в США и Европе. Вице Прezидент США прервал дела и срочно вернулся в Вашингтон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 часов назад, Bushido сказал:

Мне кажется подводную лодку уничтожили ракетой.
Иначе не обьяснить срочные совешания в США и Европе. Вице Прezидент США прервал дела и срочно вернулся в Вашингтон.

13209670.jpg.932ba12255505b89302af0e82c7951a8.jpg13209672.jpg.9879e39a0adddc9b32bc6396e304697a.jpg13209674.jpg.d48051a4d5ddf114e99d7f3c31c10a31.jpg13209675.jpg.95126e1302e03cea0c08f93987631ea2.jpghttps://twitter.com/politicturk

13209673.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, kisliy365 сказал:

у рф еще много подводных лодок …

 

Израильские СМИ раскрывают тайну: столкнулись подводные лодки США и России

 

Россия и США проводят экстренные консультации из-за боевого столкновения между подводными лодками двух стран. Такую информацию опубликовал израильский портал DEBKAfile, специализирующийся на военной информации.

Ссылаясь на неназванные военные источники, издание сообщает, что инцидент произошел в американских территориальных водах близ Аляски, когда подлодка США осуществила перехват российской атомной подлодки.

354514_src.jpg

Российская подлодка-охотник, сопровождавшая стратегическую субмарину, ответила огнем торпедой «Балкан 2000», в результате американская подлодка получила пробоину.

Белый дом и Кремль вечером во вторник начали переговоры, пишет DEBKAfile.

Конспирологические слухи подогрели изменения в графике вице-президента США Майкла Пенса, который, как сообщает USA Today, неожиданно и без объяснения причин отменил визит в Нью-Хэмпшир.

Пенс получил «экстренный вызов», из-за которого ему пришлось вернуться в Вашингтон, - заявил представитель пресс-службы вице-президента Рэнди Джентри ожидавшим его журналистам.

354515_src.jpg

«Кое-что появилось, что заставило вице-президента остаться в столице. Причин для беспокойства нет», - заявила позднее официальный представитель Пенса Алисса Фарах.

По ее словам, Пенс не покидал Вашингтон, а о причинах отмены его визита, возможно, станет известно через несколько недель.

Накануне, напомним, Минобороны России сообщило о гибели 14 моряков-подводников Северного флота в результате пожара на глубоководном спускаемом аппарате.

По данным РБК, инцидент произошел на атомной подводной станции АС-12, известной также как «Лошарик».

Это глубоководная атомная подлодка, не несущая вооружения, которую начали разрабатывать еще в 1980х, а закончили лишь в 2000х, пишет «Военное обозрение». В ее задачи входят, прежде всего, прослушивание зарубежных подводных линий связи и контроль за аналогичными российскими кабелями, отмечает источник РБК.

 

https://haqqin.az/news/153419

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На тайные похороны погибших подводников пришли сотни людей

Всех моряков-подводников, погибших в результате пожара на атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик», похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Об этом в субботу, 6 июля, сообщает ТАСС.

Проститься с погибшими пришли сотни людей. В частности, на церемонию прибыл главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов, заместитель министра обороны Андрей Картаполов и временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов.

Как отмечает агентство, доступ на кладбище было решено ограничить до 13:00 по московскому времени. У главного входа дежурили сотрудники военной полиции, ГИБДД и бригады скорой помощи.

Ранее в июле сообщалось, что похороны подводников было решено провести в закрытом режиме. Отмечалось, что дату и место церемонии официально объявлять не будут, и присутствовать на ней смогут только родные, близкие друзья и сослуживцы моряков.

 

Вечная память Вам моряки подводники, царствие небесное, и пусть земля Вам будет пухом. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Тамбове умер старейший подводник России

Юлий Ксюнин в годы ВОВ готовил водолазов и кадры для подлодок, участвовал в боевых действиях с Японией.

 

ТАСС, 26 августа. Ветеран Великой Отечественной войны, капитан первого ранга, старейший подводник России Юлий Ксюнин умер в Тамбове на 106-м году жизни. Об этом ТАСС в понедельник сообщил руководитель Музейно-выставочного центра Тамбовской области Игорь Николаев:

Сегодня рано утром умер Юлий Порфирьевич Ксюнин. Он единственный, пожалуй, в мире доживший до такого почтенного возраста подводник. В России — бесспорно старейший. Мы серьезно занимались поиском его одногодок, не нашли никого. Это фигура очень крупного масштаба, он прожил большую, яркую, тревожную и героическую жизнь.

Ксюнин родился 10 февраля 1914 года в Томске и всю жизнь посвятил служению Родине. Учился в Сибирском механико-машиностроительном институте и Высшем военно-морском инженерном училище в Ленинграде. Окончив вуз в звании воентехника первого ранга, Ксюнин отправился на Тихоокеанский флот.

 

В годы Великой Отечественной войны занимался подготовкой водолазов и кадров для подлодок, принимал участие в боевых действиях с Японией, после войны служил в штабе Тихоокеанского флота, возглавлял сначала Приморскую, а затем Красноярскую краевые организации Всесоюзного добровольного общества содействия флоту.

«После демобилизации он переехал в Тамбов, где занимался преподавательской деятельностью, принимал активное участие в воспитании молодежи. В возрасте 85 лет освоил компьютер, в 2006 году опубликована его книга “Записки подводника”», — отметил Николаев.

Ксюнин был членом Советского комитета ветеранов войны, восемь лет возглавлял Тамбовскую городскую организацию ветеранов войны. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За боевые заслуги». Военные награды офицера хранятся в фонде Музейно-выставочного центра Тамбовской области.

 

?time=a7dcafa1aa0a5b144b0bb3d9e63d4e51
NEWS.MAIL.RU

Юлий Ксюнин в годы ВОВ готовил водолазов и кадры для подлодок, участвовал в боевых действиях с Японией.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
25 minutes ago, Ulysses said:

 

как раз вчера посмотрел, хороший фильм 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, Ulysses сказал:

 

Мне всегда бывает до глубины души больно смотреть такие фильмы. Героизм одних, является результатом разгильдяйства других. Вечна а память морякам подводникам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Умер «знавший правду» о гибели «Курска» вице-адмирал
Умер вице-адмирал в отставке Михаил Моцак, бывший командующий 1-й флотилией атомных субмарин Северного флота и один из руководителей учений, во время которых погибла подводная лодка «Курск». Об этом «Фонтанке» сообщили в Санкт-Петербургском клубе моряков-подводников.

«Он знал правду о трагедии “Курска”», — отмечает газета в заголовке статьи.
В клубе подводников уточнили ТАСС, что Моцак скончался утром 19 октября после тяжелой и продолжительной болезни.
22 ноября Моцаку исполнилось бы 70 лет.

Михаил Моцак участвовал в десятках боевых походов, имеет множество наград и орденов, в том числе звание Героя России. Командовал штабом Северного флота. Как пишет ТАСС, он был одним из руководителей учений, во время которых погибла подлодка «Курск», а также был командиром экспедиции по организации подъема субмарины.
В декабре 2001 года по распоряжению президента России Владимира Путина был представлен к снижению в должности в связи с данной катастрофой и в том же месяце был уволен в запас по собственному желанию. После службы на флоте работал в аппарате полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе.
Атомный подводный крейсер К-141 «Курск» потерпел крушение в Баренцевом море в августе 2000 года. Тогда погибли 118 моряков. Согласно отчету Генеральной прокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды, произошедший из-за утечки компонентов топлива.

 

?time=e16a210f245c1301ec92ba2bdda913c4
NEWS.MAIL.RU

Умер вице-адмирал в отставке Михаил Моцак, бывший командующий 1-й флотилией атомных...

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я незнал, куда поместить выражение моих чувств с поздравлением всех мариманов, все кто служил на ФЛОТЕ с праздником ВАС.

 

Дейнека оборона Севастополя.jpg

 

В Доме офицеров Черноморского флота открылась выставка картин ...

Во имя жизни» | СЦКиИ

«Сражались за свою землю»: как советские войска освобождали Севастополь от фашистов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часов назад, Stolz сказал:

 

Сергей Шойгу поздравил военнослужащих и ветеранов с Днем ВМФ

Министр обороны РФ Сергей Шойгу поздравил военнослужащих и ветеранов с Днем военно-морского флота, который отмечается в России 26 июля.

В праздничном приказе глава военного ведомства отметил, что Военно-морской флот всегда был и остается гордостью страны, символом ее мощи и могущества, а военные моряки во все времена надежно стояли на страже Отечества, охраняли его морские рубежи.

В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов мы вспоминаем подвиги советских моряков, преклоняемся перед исключительной храбростью, стойкостью и мужеством, проявленными ими в боях за свободу и независимость Родины.
Сергей Шойгу

Центром праздника станет Санкт-Петербург (на сайте Минобороны есть специальный раздел, посвященный параду); туда приедет президент России Владимир Путин. Прямая трансляция главного парада — на телеканале «Россия 1» и сайте Russia.tv.

Также парады пройдут во Владивостоке и на Камчатке, в Североморске, Балтийске, Новороссийске, Каспийске, Севастополе.

 

?time=84ef8156454d34123a06b9aa385a7c03
NEWS.MAIL.RU

Министр обороны РФ Сергей Шойгу поздравил военнослужащих и ветеранов с Днем военно-морского флота, который отмечается в России 26 июля.

 

 

@UlyssesВы у Вас в городе пойдёте на военно-морsкой парад на Неве ?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
26.07.2020 в 08:16, Stolz сказал:

@UlyssesВы у Вас в городе пойдёте на военно-морsкой парад на Неве ?

 

 

Я?! Где Кура, и где мой дом?   Где я, где военно-морской парад. Не военно-морской я человек, да и не парадный. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Трагедия гибели атомного подводного ракетоносца «Курск» потрясла всю страну. До этого в СССР (России), безусловно, случались другие аварии АПЛ, но они почти всегда были связаны с вескими причинами непреодолимой силы. А тут – у своих берегов, на глубине 100 метров, на глазах, можно сказать, у всей страны и с надеждой на то, что вот-вот – и всех спасут. Попытаемся еще раз объективно проанализировать, ничего не утаивая, организационные и психологические причины ЧП, а также прорехи в уставных документах, которые привели к трагедии.

Но сначала небольшой экскурс в историю. В ходе расследования различных ЧП, случившихся с подводниками в советское время и в новой России, автором установлено, что основная причина многих трагедий под водой – несоответствие людских и технических ресурсов, которыми располагал флот, тем задачам, которые ему ставил Генеральный штаб Вооруженных сил.

И всегда как на войне

Для оправдания смертельного риска в мирное время советских подводников приучали мыслить категориями войны. Для них главное – выполнение воинского долга любой ценой, даже ценой собственной жизни. Особенно это характерно для атомного подводного флота. В Корабельном уставе ВМФ, например, черным по белому было написано, что нельзя выпускать лодку в море с неисправными механизмами или оружием, но это требование выполнялось далеко не всегда. Гипотетический отказ командира выйти в море был бы воспринят как малодушие. Только за одно предложение нарушить график выхода на боевую службу, составленный Генеральным штабом Вооруженных сил, на его инициатора могла обрушиться суровая кара с оргвыводами о соответствии занимаемой должности.

Так, РПКСН К-219 в 1986 году отправился на боевую службу у северо-восточного побережья США с аварийной ракетной шахтой № 6. Три комиссии – дивизии, флотилии и флота – проверяли готовность лодки к походу. Офицеры переступали через шланг, по которому откачивалась вода из шестой шахты в гальюн, но никто не посмел написать об этом в актах проверок, хотя лодку нельзя отправлять на боевую службу. К-219 утонула на глазах у американских моряков.

Кому-то очень хотелось блеснуть на докладе в Москве, что «Курск» выполнил сразу два сложнейших упражнения – стрельнул 650-миллиметровой торпедой и провел испытания модернизированной 533-миллиметровой торпеды

В России 7 апреля стал Днем памяти погибших подводников после гибели в 1989 году глубоководной атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Лодка вышла на боевую службу с неисправными газоанализаторами в пятом и седьмом отсеках.

Подводники, несомненно, мужественные и отважные люди. Они рискуют здоровьем и жизнью каждый раз, когда отправляются в море хоть на месяц, хоть на день. Но правда о состоянии корабля порою замалчивается. Если бы она была нужна, Корабельный устав дополнили еще одной статьей – о святой обязанности командира корабля, соединения, командующего объединением и флотом объективно оценивать по фактическому состоянию находящиеся в его распоряжении силы и средства. И если условия для ее исполнения противоречат требованиям руководящих документов, иметь право в мирное время отказаться от поставленной задачи.

Статья 403 Корабельного устава ВМФ РФ, введенного в действие приказом главкома ВМФ от 1 сентября 2001 года (спустя год после гибели «Курска»), гласит: «Кораблю должен быть запрещен выход в море или установлены ограничения плавания… если из-за его технического состояния не обеспечивается безопасность плавания в любых условиях обстановки».

Но «должен быть» – еще не означает «запрещен». Тем более что решение о запрещении принимает командующий флотом. Разве он может своим запретом отменить выполнение плана развертывания МСЯС, подписанного начальником Генштаба и утвержденного министром обороны? Ответ на поверхности. Никто не хочет оказаться в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.

Бардак океанского масштаба

Бардак и безденежье на флоте за годы горбачевской перестройки и ельцинского безвременья к 2000 году достигли гигантских размеров. Я видел заместителя командующего флотом по боевой подготовке – начальника управления боевой подготовки Северного флота в чине вице-адмирала, торговавшего в Мурманске польской картошкой на складах Северовоенморстроя. Офицеры в гарнизоне Западная Лица ходили в гости на чаепитие со своей заваркой. А в Североморске по вечерам офицеры и мичманы уносили с кораблей свой ужин домой, чтобы поделиться с семьей.

Когда на пирсе в Североморске я, будучи корреспондентом «Красной звезды» по Северному флоту, спросил премьер-министра Виктора Черномырдина: когда российское правительство начнет финансировать флот, он ответил: а мы и не прекращали... По-своему он был прав – какие-то крохи из бюджета перепадали ВМФ, но они составляли только 15 процентов от потребности. В условиях дефицита ГСМ коммерсантам в аренду сдавали тыловую инфраструктуру в обмен на мазут для боевых кораблей. А в 90-е по флоту прокатилась даже волна самоубийств офицеров – как следствие той безысходности и полной безнадеги, в которую их ввергли Ельцин и члены его «семьи».

С приходом в правительство РФ Владимира Путина офицеры начали ежемесячно (без многомесячных задержек) получать денежное довольствие, но флот продолжал по инерции катиться под откос. Этого, судя по всему, не понимал главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов, чей взлет по карьерной лестнице с должности командира бригады тральщиков Приморской флотилии разнородных сил до главкома не сопровождался расширением горизонтов ментальности, присущей людям, занимавшим ранее эту высокую должность. С его подачи Верховный главнокомандующий заявил на заседании Совета безопасности 23 ноября 1999 года, что присутствие Военно-Морского Флота России в Мировом океане будет расширяться. Налицо была попытка включить ВМФ в механизм большой политики после триумфальной боевой службы «Курска» в Средиземном море осенью 1999 года. Тогда и решили отправить «Курск» на вторую боевую службу в составе авианосной многоцелевой группы кораблей – 15 октября 2000 года. Москва делала большие ставки, не имея на руках козырей.

Рабы на атомных галерах

Сегодня, казалось бы, уже не осталось секретов о первичном чрезвычайном происшествии на «Курске», развившемся в катастрофу. Им стал взрыв в торпедном аппарате № 4 перекисно-водородной торпеды 65-76А (серийный № 1336А), построенной на машиностроительном заводе им. С. М. Кирова в Алма-Ате в 1990 году. В декабре 1993-го – январе 1994 года она прошла средний ремонт на заводе «Арсенал» в Санкт-Петербурге, где доработали электрическую схему системы контроля окислителя через разъем ввода данных устройства АЭРВД-100. Иными словами, сделали так, чтобы одна система контролировала работу другой.

Слухи об аварийном состоянии торпеды либо механическом повреждении ее во время транспортировки от базы до пирса и при погрузке на лодку не подтверждены фактами и документами расследования уголовного дела. Но объективности ради надо вспомнить, что общий срок ее службы – до 20 лет – истекал как раз в 2000 году. Кроме того, как утверждается в письме адвоката, представлявшего интересы членов семей погибших подводников, торпеда 65-76А – в просторечии «толстушка» – была укомплектована сигнализатором давления СТ-4, генератором ГСК-1500М и вилкой АЭРВД-100 с истекшими сроками годности. Однако следователи не нашли причинно-следственной связи этих изъянов с взрывом.

Трагедия «Курска», 20 лет спустя
Фото: tainy.net

Торпеда 65-76А чрезвычайно сложная в эксплуатации и достаточно опасная в хранении. Поэтому вызывает удивление, почему для комплексной боевой подготовки назначили корабельный боевой расчет «Курска», который никогда не стрелял конкретно этой торпедой. Двух матросов-торпедистов БЧ-3, в том числе командира отделения, включили в состав экипажа вообще накануне выхода в море. Они не прошли полного курса обучения и не были допущены к обслуживанию системы автоматизированного дистанционного контроля окислителя «Садко».

Погрузку и подключение торпеды к «Садко» контролировал флагманский минер соседней дивизии, так как в своей дивизии эта должность была вакантной. Иными словами, во всем соединении тогда не нашлось специалиста, кому могли бы доверить эту операцию.

Бывший заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил РФ по Военно-Морскому Флоту вице-адмирал Валерий Рязанцев заявил: «Мичман, старшина команды торпедистов «Курска», попросил знакомого торпедиста – старшину контрактной службы соседней подводной лодки показать ему, как производится подключение торпед к системам контроля окислителя. Старшина контрактной службы прибыл на борт «Курска», подключил боевые торпеды к системе контроля окислителя».

Командир БЧ-3 оказался подготовлен не лучше старшины команды торпедистов и командира отделения. В документах молодого офицера не отражено, что он сдавал зачеты на допуск к работе с торпедой 65-76А, поскольку был назначен на «Курск» с подводной лодки проекта 945 «Барракуда» и поднялся на борт буквально за два дня до выхода в море.

Без командира БЧ-3 корабельный боевой расчет К-141 готовился к своему последнему походу в учебном центре. Этим, в частности, объясняется решение командования отправить в море с экипажем старшего офицера, исполнявшего обязанности флагманского минера дивизии подводных лодок. В отличие от командира БЧ-3, он хотя бы прошел теоретический курс в учебном центре ВМФ и закрепил полученные знания на тренажере, но в море никогда не стрелял.

Не вина подводников, а беда, что начальники не подготовили их к обслуживанию самой мощной в Военно-Морском Флоте и самой сложной торпеды 65-76А. Учитывая это обстоятельство, напрашивается вывод: «Курску» нельзя было планировать стрельбу «толстушкой». Но в рамках комплексной боевой подготовки спланировали еще и испытание управляемой самонаводящейся электрической торпеды УСЭТ-80 калибра 533 миллиметра, произведенной на заводе «Дагдизель» в городе Каспийске. Экипаж не стрелял УЭСТ с 1998 года. На время испытаний к экипажу прикомандировали военпреда и гражданского специалиста с завода «Дагдизель».

Все это свидетельствует: кому-то очень хотелось блеснуть на докладе в Москве, сказав, что «Курск» выполнил сразу два сложнейших упражнения – стрельнул 650-миллиметровой торпедой, которой никогда не стрелял, и провел испытания модернизированной 533-миллиметровой торпеды. Можно было бы сообщить о боевой удали экипажа, о выдающейся штабной работе по составлению уникального плана, наконец, об экономии материально-финансовых средств, так как одним махом решалось множество задач. Так и было, но не хватало главного – систематической, повседневной работы без авралов и шапкозакидательства.

Немногих оставшихся в дивизии специалистов перебрасывали из экипажа в экипаж, латая дыры в штатном расписании. Если экипаж неполный – у него нельзя принимать курсовую задачу. Из-за штатно-должностной чехарды с прикомандированиями специалисты не успевали выполнять в полном объеме регламентное обслуживание своей материальной части. Впрочем, слово «своей» здесь неуместно. Когда спеца перебрасывают с одной ПЛ на другую, у него не может быть своей материальной части ни на одной лодке.

Начало трагедии

Здесь мы подошли к самой главной беде того времени – очковтирательству. За восемь месяцев до трагедии на «Курске» должны были провести проверку и обезжиривание торпедного инструмента, воздушных шлангов и систем технического воздуха. На акте проверки стоит дата 15 декабря 1999 года и подписи членов корабельной комиссии, командира подводной лодки. Но адмирал Рязанцев утверждает, и повторял это не один раз: «Подписи членов комиссии и командира подводной лодки поддельные».

А было ли обезжиривание? Это важная отправная точка расследования причин катастрофы, произошедшей через восемь месяцев после данной процедуры. Дело в том, что перекись водорода при соприкосновении с органическими маслами, металлической стружкой, грязью и пылью начинает бурно разлагаться. Этот процесс заканчивается взрывом.

В сохранившемся вахтенном журнале есть запись командира БЧ-3 о том, что 11 августа торпедисты произвели «подбивку» воздуха высокого давления (ВВД) в воздушный резервуар. Если Рязанцев прав, то в воздушный резервуар практической торпеды попала грязь, скопившаяся в трубопроводах и шлангах за время их бездействия. Пока торпеда лежала на стеллаже и запирающий воздушный клапан на ней был закрыт, а на воздушном курковом кране стояли предохранительные устройства, – «толстушка» вела себя смирно. Но перед загрузкой в торпедный аппарат № 4 на ней открыли запирающий клапан, сняли первую ступень предохранения куркового крана, подвели к нему ВВД и в таком состоянии загрузили торпеду. В момент погрузки должны были проверить положение курка и его фиксацию предохранительным устройством. Если курковый зацеп был хотя бы чуть-чуть приподнят, воздух начал поступать в трубопроводы торпеды и в пусковые баллоны топлива и окислителя.

Как следует из материалов уголовного дела, в 11 часов 20 минут командир АПЛ «Курск» дал команду окончательно приготовить торпедный аппарат № 4 к стрельбе. Задняя его крышка закрыта на кремальерный замок. Кольцевой зазор – пространство между внутренней поверхностью аппарата и корпусом торпеды – заполнен водой. В отсеке ждут команду «Пли!». В это время происходит первый взрыв…

В 1986 году на К-219 в Северной Атлантике в закрытой шахте № 6 взорвалась баллистическая ракета. Она разорвала крышку, но сама шахта уцелела. На «Курске» был разрушен весь торпедный аппарат за пределами прочного корпуса. Остается загадкой, почему заднюю крышку аппарата внутри прочного корпуса отбросило с такой силой, что она пролетела через весь отсек и вварилась в переборку между первым и вторым отсеками. «Была или открыта, или в закрытом состоянии, но с отдраенной кремальерой», – пишет Валерий Рязанцев о крышке в своей книге «В кильватерном строю за смертью».

Адвокат Борис Кузнецов в книге «Она утонула…» сообщает, что в беседах с Артуром Егиевым, в то время – следователем по особо важным делам Главной военной прокуратуры, они много раз обсуждали варианты развития событий. «Торпедисты могли просто недокрутить… Но более вероятной представляется другая причина: как только они начали отворачивать кремальеру, чуть ослабив жим крышки, огонь, сорвав ее, под огромным давлением вырвался из аппарата в 1-й отсек». И уточняет: «Кремальера на задней крышке торпедного аппарата была недовернута на два часа».

В свою очередь генеральный прокурор РФ Владимир Устинов в своей книге «Правда о «Курске» пишет: «Задняя крышка была задраена. Взрыв топливной смеси внутри аппарата выбил эту крышку. Но вся загадка заключается в том, что этого не должно было случиться!».

Теперь уже никто и никогда не узнает, почему взрыв сорвал заднюю крышку торпедного аппарата. Если бы не сорвал – подводники вернулись бы в Видяево к своим семьям и жили более или менее счастливо до, образно говоря, следующей игры в русскую рулетку.

Без преступления нет наказания

По плану боевой подготовки в августе 2000 года предстояло провести сбор-поход кораблей под руководством командующего флотом. Главной фишкой мероприятия должна была стать отработка действий кораблей авианосной многоцелевой группы (АМГ), которой через два месяца предстояло отправиться на боевую службу в Средиземное море.

Вероятно, средств обеспечения не хватило, поэтому, как это бывало не раз в предыдущие годы, при старом командовании, решили провести сбор-поход в форме комплексной боевой подготовкой сил АМГ, не установленной ни одним служебным документом. План мероприятия в Главный штаб не представляли, главком ВМФ план не утверждал. Наверное, его это полностью устраивало. Ведь вся ответственность в этом случае ложилась на командующего флотом.

Вместе с ним за гибель «Курска» ответили еще 13 высших и старших офицеров. Правда, наказание было мягким – кого-то отправили в отставку, кто-то даже получил хорошие должности в Москве и Санкт-Петербурге. Вывести адмиралов из-под уголовной ответственности было политическим решением.

«Что греха таить: мы же знаем, в каком состоянии тогда находились Вооруженные силы. Откровенно говоря, ничего удивительного нет. Но трагедия колоссальная, столько людей погибло», – сказал президент России в фильме Андрея Кондрашова «Путин» через много лет после гибели «Курска».

Сегодня мы с болью в сердце вспоминаем об этой национальной трагедии, как и о многих других, случившихся в отечественном подводном флоте. Но боюсь, что ее уроки так и не выучены. Уже другой командующий Северным флотом через два года после катастрофы не мог не исполнить абсурдную директиву главкома ВМФ от 2002 года № ДФ-04, требовавшую в срочном порядке, буквально за три месяца, перевести из Гремихи в завод «Нерпа» 10 аварийных атомных подводных лодок. В результате возникшей спешки К-159 утонула, забрав с собой жизни девяти подводников.

1 июля 2019 года на атомной глубоководной станции АС-31, находившейся на полигоне боевой подготовки Северного флота, произошло возгорание и взрыв аккумуляторов нового типа. Погибли 14 акванавтов, в том числе два Героя России. Еще четырем это звание было присвоено посмертно.

Служба подводников – тяжелее и опаснее, чем у космонавтов на орбите. С Международной космической станции всегда можно вернуться на землю на пристыкованных к ней кораблях, а всплыть из глубины в спасательной камере и остаться в живых удалось только одному человеку – мичману Виктору Слюсаренко. Космонавтов готовят к каждому полету в течение нескольких лет, а подводников к походу – несколько недель, если не дней. У космонавтов одновременно готовят к полету основной и дублирующий экипаж, а на подводниках экономят. Хотя был короткий период в истории флота, когда пытались иметь по два экипажа на каждом ракетном подводном крейсере стратегического назначения, да еще и технический в придачу, чтобы он обслуживал и содержал материальную часть в период между походами. В начале 90-х от такой роскоши отказались. Кто знает, быть может, в таком случае удалось бы избежать многих авралов, очковтирательства, формального выполнения регламентных работ.

Стране нужно, чтобы подводники возвращались домой живыми и здоровыми, успешно выполнившими поставленную задачу. Особенно это нужно их семьям.

 

VPK-NEWS.RU

Но сначала небольшой экскурс в историю. В ходе расследования различных ЧП, случившихся с...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...