Jump to content
Baku365.com

Панические атаки. Лечение панических атак


S.T.A.L.K.E.R

Recommended Posts

S.T.A.L.K.E.R

Разбор реальных сессий лечения панических атак. Что лежит в основе приступов паники конфликт, ложные убеждения, психотравма? Отличие и схожесть разных терапевтических направлений.

dorkbiswkt0.jpg.5c946c540d4ca49c01acfb12b3ea2c87.jpgКогнитивно-поведенческая психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) на сегодняшний день считается наиболее научно обоснованным течением в психотерапии и включает в себя как различные техники поведенческой терапии, так и техники работы с мышлением. В основе КПТ лежит схема «стимул – мысли – поведения», в соответствии с которой, любая проблема провоцируется теми или иными мыслями, которые в свою очередь вызваны интерпретацией той или иной ситуации. Отсюда, техники КПТ направлены как на анализ ситуации, так и непосредственно на коррекцию мыслей и поведения. В итоге существует несколько основных задач, которые преследует КПТ при работе с паническим расстройством.
 

1. Анализ инициирующих панику факторов. Человека обучают выявлять механизмы и стимулы, запускающие паническую реакцию, что в последующем позволит ему контролировать свое поведение. 2. Коррекция мышления. Когнитивный терапевт проводит когнитивную реструктуризацию, которая направлена на то, чтобы показать человеку безопасность панической атаки (что он не умрет при очередном приступе и что с его здоровьем все в порядке). 3. Обучение техникам контроля паники. Терапевт обучает панического пациента техникам, которые помогут ему справиться с приступом, например, техника контролируемого дыхания или техника счета. 4.Встреча с пугающей ситуацией. Терапевт проводит экспозиционную терапию, где клиент непосредственно встречается со своей тревогой и паникой, что позволяет ему в конечном счете справиться с реакцией. Сессии, посвященные анализу инициирующих факторов. Пример взят из клинической практики психиатра Дэвида Барлоу, экс-президента Ассоциации по поведенческой и когнитивной терапии. Терапевт (Т): В каких ситуациях у вас обычно возникают панические атаки? Клиент (К): По-разному, иногда я выхожу на улицу или попадаю в метро, а иногда паника случается, когда я просто сижу у себя дома. Т: Давайте возьмем с вами ситуацию в метро. Какой первый признак того, что вы начнете паниковать? К: Ну я смотрю на приближающийся поезд, и мне кажется, что шум от него становится невыносимым, а сам он едет как бы медленнее. Т: А что происходит, когда вы просто сидите у себя дома? К: В какой-то момент я теряю ощущение опоры, как будто все вокруг нереально и не за что ухватиться. Т: Правильно ли я понимаю, что ваши панические атаки могут быть спровоцированы ощущением замедленного движения или ощущением потери опоры. К: Да это так, но я думала, что это тоже по сути часть паники. Здесь терапевт рассказывает клиенту про основную модель когнитивной терапии и рассказывает про то, как панический клиент попадает в замкнутый круг тревоги. Сначала тот или иной стимул, вызывает небольшое ощущение страха и связанные с ним симптомы, затем человек обращает внимание на эти симптомы и пугается еще больше, что только усиливает симптомы. Таким образом, наша интерпретация событий приводит лишь к усилению проблемной реакции. Далее клиента самого просят описать свою проблему с позиции этой модели. Т: Могли бы вы сейчас сами описать, то как происходят ваши панические паники в соответствии с моделью ситуация – мысли – реакция. К: Да, я ощутила отсутствие опоры и головокружение, решила, что мне плохо и сейчас упаду в обморок, затем позвонила врачу. Т: Какой из этих симптомов вы заметили первым. К: Что как будто земля уходит из под ног. Т: И как вы среагировали на это ощущение? К: Ну мне стало страшно, я подумала, что могу упасть. Т: Что после этого? К: Я решила, что со мной что-то не так, что могу серьезно упасть, решила, что надо найти опору. Т: Что дальше? К: Рядом было не за что ухватиться и я испугалась еще больше, еще сильнее закружилась голова и я решила, что надо лечь. Здесь терапевт объясняет клиентке, что она попала в «порочный круг панической атаки». Ее телесные симптомы вызывают страх, а страх только усиливает эти телесные симптомы. Помимо этого, может обсуждаться само начало панического расстройства, когда и при каких обстоятельствах случилась первая паническая атака. Это также позволяет выявить факторы запускающие панику, основным из которых обычно выступает накопленный стресс.
 

Сессии, направленные на коррекцию мышления В этой сессии терапевт демонстрирует клиенту способ возникновения панической атаки и то, что паническая атака не способна принести вред. Т: Панические атаки – это не более чем резкие реакции страха не способные повлиять на ваше здоровье. Просто в отличии от обычного страха, который направлен на какой-то внешний объект, страх при панике сконцентрирован на внутренних ощущениях. Была ли у вас в жизни, когда вы испытывали сильный страх или ужас? К: Да, в детстве у нас загорелся дом, и я не знала как выбраться, пока пожарный не спас меня. Т: На чем тогда было сконцентрировано ваше внимание? К: На огне, на том, чтобы выбраться. Т: А теперь вспомните, что вы при этом чувствовали и что происходило у вас в теле? К: Ну да, я тоже чувствовала нереальность происходящего и как будто земля из под ног ушла. Но ведь тогда это не было из-за того, что внутри меня что-то происходит. Т: Вот именно, вся разница между страхом при пожаре и тем страхом, что вы испытываете в процессе паники состоит лишь в том, на чем вы акцентируете внимание. В случае обычного страха всегда есть какой-то внешний объект, от которого наше тело старается нас защитить. Например, если на вас нападает собака, то страх заставляет ваш организм бежать быстрее или прорываться через горящие двери во время пожара. Однако, если мы испытываем страх, но во вне нет какого-то стимула, который бы мог его вызвать, единственное на чем фиксируется наше внимание это наше тело, и вы начинаете интерпретировать телесные изменения как и любой нормальный человек – как будто в организме происходит, что-то не то. И такая интерпретация лишь усиливает страх. И это также подтверждается вашими медицинскими обследованиями, которые не нашли никакой патологии. К: Да теперь я понимаю, что сама вызываю у себя панику… На протяжении первых сессий клиент вместе с терапевтом, а также самостоятельно в качестве домашнего задания учиться интерпретировать свои панические приступы через призму модели КПТ, отстраняясь от субъективной оценки своего состояния и стараясь объективно оценить, то, что с ним происходит.
 

Сессии, направленные на техники преодоления паники и когнитивную реструктуризацию После того, как клиент научился объективно оценивать и анализировать свое поведения, его обучают специальным техникам, которые моделируют паническое состояние, с целью когнитивной реструктуризации (клиент понимает, что паника не опасна) и адаптации человека к пугающей ситуации. Одной из таких техник, например, является контролируемое дыхание. Сначала необходимо глубоко дышать, после чего сесть и начать дышать медленно. Это вызывает стандартные симптомы гипервентиляции, которые большинство пациентов находят схожими с паническими. Это позволяет показать клиенту безопасность симптомов и то, что ощущения при гипервентиляции являются естественной реакцией организма. При этом происходит дополнительная когнитивная реструктуризация и разрушение катастрофических предположений. К: Правильно ли я понимаю, что после того как у меня начнет кружится голова мне достаточно будет просто успокоить свое дыхание и все пройдет. Т: Да, именно так, потому что это естественная реакция организма. … К: Мне кажется у меня плохо получилось, у меня либо сразу начинала кружится голова еще до того как я начинала, и часто мне приходилось брать намного больше перерывы, чем вы советовали. Т: Вам не стоит беспокоится по этому поводу, управляемое дыхание – это такой же навык, как и езда на велосипеде, его необходимо практиковать и развивать и тогда все получится. К: Просто дело в том, что я испугалась набирать воздух, мне показалась, что я таким образом сама себя душу. Т: Но вы же понимаете, что на самом деле никакого удушья не было и уж тем более вы не могли действительно задохнуться? При этом любой человек испытывает сходные ощущения в подобной ситуации. После этого, клиенту выдаются все более усложненные варианты активного дыхания, что учит его самостоятельно справляться с соответствующими симптомами. Параллельно идет работа с убеждениями и мыслями, которые провоцируют состояние паники. К: Вчера я сидела дома и почувствовала одиночество и отстраненность и думала, что не вынесу этого. Т: А что такого невыносимого в чувстве одиночества и отстранённости? К: Ну если оно станет совсем сильным, я почувствую что я никому не нужна и никого нет рядом. Т: И что произойдет если никого не будет рядом? К: Если мне станет плохо никто обо мне не позаботиться. Т: Но у вас есть муж, семья дети, насколько по вашему вероятен такой исход. К: Ну да, они обычно заботятся обо мне, скорее я накручиваю свою тревогу.
 

Сессии направленные на экспозицию Дальнейшие сессии большей частью посвящены вызову и экспозиции панического состояния с помощью техник похожих на управляемое дыхание. Например, клиента могут попросить качать головой из стороны в сторону, коснуться головой ног с быстрым возвратом в вертикальное положение, повращаться на вращающемся кресле и др. Эти упражнения сопровождаются проверкой гипотез. Например, если клиент считает, что он упадет, если отойдет от стены, то его просят сделать именно это и посмотреть, что будет. Чаще всего, ничего страшного с ним не происходит, что опять же позволяет его разубедить в опасности панического состояния. Дальнейшие сессии переводят экспозицию из кабинета психолога уже в естественные условия. Клиента просят намеренно попадать в те ситуации, которые он раньше избегал, например, ситуации с интенсивной физической нагрузкой или походы в сауну. Часто строится иерархия таких ситуаций, в соответствии с которой клиент переходит от более простых ситуаций к более сложным. Ощущения и результаты также обсуждаются с терапевтом, которые мотивирует клиента на продвижение по иерархии событий и устраняет когнитивные искажения, возникшие в той или иной ситуации. Переход к последним сессиям предполагает повышения самостоятельности клиента. В его деятельность вовлекаются значимые другие и все меньшую роль начинает играть терапевт. Внимание же последнего перенаправляется с самих панических атак на препятствия в личной практике клиента, в случае возникновения у него сомнений и опасений, что что-то не получится. Все больше увеличивается и перерыв между последними сессиями, позволяя клиенту обобщить полученные навыки и научиться самостоятельно справляться с проблемой. Литература 1. Д. Барлоу. Клиническое руководство по психическим расстройствам 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 912 с: 2. Джудит Бек. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с Гуманистическая психотерапия на примере гештальт-терапии Цель любой гуманистической психотерапии – самореализация и самоактуализация клиента, а любая проблема в жизни клиента воспринимается как прерывание актуальной потребности, через различные механизмы защиты психики. Например, паническая атака может восприниматься как механизм дефлексии, который предполагает отыгрыш напряжения и тревоги в несвязанном с актуальной потребностью контексте. Примерно, также вы начинаете ходить туда-сюда или тереть руки и пальцы, когда волнуетесь, это не помогает вам достичь цели, однако, позволяет сбросить напряжение. Также вы можете откладывать важное дело, занимаясь чем-то не значимым – это тоже дефлексия – перенос напряжения в иные сферы. В панических атаках бывает задействован и механизм проекции, поскольку сам приступ паники и то, что его вызывает обычно могут олицетворять собой объекты, на которые клиент переносит свой опыт из прошлого. Например, учащенное дыхание, может интерпретироваться человеком, как возможность захлебнуться, потому что когда-то он чуть не утонул. Здесь же могут быть и провоцирующие факторы, например, ощущение своей неудачи, может спровоцировать паническую атаку, потому что когда-то в детстве за любую неудачу клиента сильно наказывал отец или просто родители лишали его любви. Можно сказать, что в паническую атаку включены и другие механизмы защиты психики, например, слияние предполагает, что человек в процессе панической атаки как бы слит с этим состоянием и находится в потоке паники без возможности взглянуть на него со стороны. Задействован и механизм ретрофлексии – перенаправление энергии потребности на самого себя. Например, как-только начинается паническая атака, человек пытается себя сдерживать, напрягается, контролирует свое дыхание и т.д. Наконец, значение имеет и интроекция, в виде интроецированных запретов на выражение эмоций, которые заставляют клиента искать иной выход для своего напряжения. Все эти механизмы защиты психики возникают на различных стадиях цикла удовлетворения потребностей. На этапе осознания потребности может возникать слияние, когда человек просто не осознает, чего он хочет и не чувствует своего тела. На этапе действия может возникать дефлексия, когда человек расходует свою энергию в неправильное русло. Задача гештальт-терапевта, все время возвращать человека к циклу удовлетворения потребностей отказываясь от искажающих механизмов.
 

Сессия работы в преконтакте (осознание телесных ощущений) К: У меня периодически случаются панические атака, я уже не могу это выносить. Т: Опиши, что ты чувствуешь, когда говоришь об этом (терапевт возвращает клиента в «здесь и сейчас») К: Я чувствую как будто дыхание запирается, и не ощущаю опоры под ногами. Т: А когда дыхание запирается что хочется сделать? К: Хочется вдохнуть полностью. Т: Попробуй полностью вдохнуть. К: (вдыхает полной грудью, положение тела меняется) Т: Как сейчас себя чувствуешь? К: Как будто дыхание отпустило, проще дышать и расслаблено. Т: Что с ногами? К: Они еще не устойчивы. Т: Что можешь сделать, чтобы стало устойчиво? Можешь опереться на пол? К: (плотно опирается на пол) К: Да, сейчас я чувствую большую безопасность. Данная сессия направлена на дифференцирование ощущений в теле и поиск опоры. Грубо говоря, клиент научается чувствовать свое тело и понимать, к чему относятся те или иные ощущения. Он также научается искать опору для себя, например, когда он понимает, что можно плотно встать на ноги и глубоко вдохнуть. Сессия работы на стадии контакта и финального контакта (поиска объекта потребности и ее удовлетворение) Т: Как сейчас себя чувствуешь? К: Как будто опять земля уходит из под ног. Не на что опереться. Т: А когда земля уходит из-под ног, где это еще проявляется в твоей жизни. К: Не могу опереться… Как будто не на кого опереться… (плачет) (появление истинной фигуры) К: Также было, когда мама заболела в детстве и мне приходилось делать все по дому и ухаживать за отцом. Т: Что сейчас у тебя в теле. К: Как будто этот груз на плечах и сдавливание в груди. Т: Что хочешь сделать? К: Я бы хотела попросить у мамы помощи. Т: (использует технику пустого стула) Представь, что здесь сидит твоя мама, попроси у нее помощи. К: Мама, я не справляюсь, я еще маленькая, помоги мне. Т: Она тебя слышит? К: Да, она просит прощения, что оставила меня одну и говорит, что поможет мне. Т: Как ты сейчас себя чувствуешь? К: Мне стало легче, как будто я больше не обязана делать все одна. В процессе сессии, была обнаружена фрустрированная потребность в поддержке, которая, по-видимому, и провоцировала панические атаки. Клиентка старалась всегда справиться одна, а когда требования среды превосходили ее возможности это находило свое выражение в панической атаке. Терапия же позволило клиентке осознать данную потребность и реализовать ее в процессе воображаемого диалога с мамой, что на физиологическом уровне приводит к угасанию данной тенденции – все делать самой и не просить помощи. Дальнейшая проработка будет направлена на работу в пост-контакте, т.е. осознание и интеграцию опыта. Т: Вот сейчас вспомни что было в этой сессии и скажи можешь ли ты как-то это использовать в своей жизни? К: Я думаю да, я постоянно старалась делать все сама, не важно, насколько сложно это было. И видимо, мои паники – это попытки моего организма уберечь меня. Т: И что теперь ты можешь поменять? К: Я думаю я буду способна попросить помощи. И не буду перенапрягать себя, я не обязана всегда и за всех нести ответственность. Таким образом клиентка может научиться сбрасывать свое напряжение, не беря на себя огромное количество обязанностей и отказываясь от ответственности без попыток оправдать идущие за ней из детства ожидания мамы. Литература 1. Francesetti G. Panic Attacks and Postmodernity Gestalt Therapy // Gestalt Journal Press, 2008, p. 226 2. Kerner J. Body process, a Gestalt Approach to working with the Body in Psychotherapy/ N.Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press.

bnus9lhr6xo.jpg.88118ab024fa9bfe06ef941dda65c24e.jpg

Системная семейная психотерапия Системная семейная психотерапия в отличии от вышеописанных направлений никогда не работает с отдельным индивидом, даже если только он и пришел на сеанс, работа происходит с семейной системой. Любой симптом здесь воспринимается как результат дезадаптивного функционирования семейной системы, что выражается в нарушенной коммуникации между членами семьи. Сессия, направленная на анализ связей внутри семейной системы и выдачу предписаний Для анализа семейной система используется так называемое циркулярное интервью, которое позволяет выявить последовательности и алгоритмы, происходящие в процессе семейной коммуникации. Также используется анализ жизненного цикла семьи. На основе анализа семье выдаются либо прямые, либо парадоксальные предписания. Мама: Здравствуйте, у нашего сына уже год не прекращаются панические атаки, не знаем, что делать. Т: А что такого случилось год назад? (анализ значимых семейных событий) Жена: У мужа умер отец, и он начал пить. Т к мужу: Как вы пережили это событие и что поменялось в семье? Муж: Для меня это было очень тяжело, и я не ощутил поддержки со стороны жены. Т к жене: Вы действительно не пытались оказать поддержку? Ж: Я пыталась помочь, но не знала как. Он отстранился и после этого мы начали только ругаться чаще. Один раз даже ударил меня. (терапевт может выдвинуть гипотезу, что панические атаки ребенка связаны именно с семейными скандалами) Т: Скажите, что происходит до того, как у ребенка случаются панические атаки? Ж: Ну мы обычно ругаемся. Т к жене: Что происходит дальше, когда наступает паническая атака? Ж: Я отвлекаюсь и бегу успокаивать сына. Т к мужу: Что вы делаете в этот момент? М: Ну я отстраняюсь и даю жене заниматься ребенком. Т: Что происходит дальше? М: Дальше ребенок успокаивается и мы какое-то время просто не разговариваем с женой. Пока через несколько дней опять не начинаем ругаться. В результате оказывается, что панические атаки ребенка стали для него способом прекратить ругань и скандалы родителей. Однако, стоит сказать, что последовательности не всегда бывают такими очевидными. Например, в панический приступ могут вовлекаться и другие люди. Да и ситуация может быть вообще иной. Например, ребенок может видеть, как мама устает на работе, после чего устраивает паническую атаку, что заставляет маму резко уйти с работы. После того, как произведен анализ терапевт может дать либо прямое, либо парадоксальное предписание, которое заставит пару перестать ругаться. Т: Вашим заданием будет намерено ругаться друг с другом ровно в 15.00 в течении всей недели. Обычно в результате таких предписаний, у людей просто не получается намеренно ругаться и симптом исчезает. Такая же работа может происходит и с отдельным индивидом. Например, можно выяснить у него, что происходит перед приступом паники и после него, какие подкрепления он получает. После чего дать ему предписание намеренно усиливать и пытаться вызывать паническую атаку. Такая же техника используется и в логотерапии. Литература 1. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
 

Стандартная модель регрессивной гипнотерапии Регрессивная гипнотерапия базируется на психодинамической теории, предполагающей, что причина заявленного симптома кроется в психологических травмах прошлого, которые были вытеснены (диссоциированы) из сознания клиента и теперь функционируют изолировано, проявляясь в неврозе. Основная задача регрессивной гипнотерапии – с помощью гипнотических техник отыскать первоначальное травматическое событие и интегрировать его в сознании за счет катарсиса или иных методов проработки. Гипноз в этом смысле является вспомогательным средством, так как предполагает активацию воображения, и повышенную концентрацию внимания, т.е. в таком состоянии намного проще вспомнить то или иное событие. Именно поэтому первым шагом в работе гипнотерапевта является гипнотизация клиента и проверка стадии гипноза, на которой он находится. После чего начинается непосредственно сам процесс терапии. 1. Регрессия по чувству к первоначальной психотравме. Т: Сейчас представьте, что вы в недавней ситуации где испытывали панику, что чувствуете, где ощущение в теле? К: Чувствую напряжение в ногах и груди, это страх. Т: Вот концентрируетесь на этом чувстве, становитесь центром этого чувства и вспоминаете более ранее событие связанное с этим чувством. Что приходит на ум? (процедура продолжается до поиска первоначальной ситуации, т.е. пока человек не перестает вспоминать более ранние события) К: Я как будто слышу что-то, не могу разобрать. Т: Щелкаю пальцами и картина становится более ясной и четкой, осознаешь все звуки вокруг. К: Родители ругаются, мама выгоняет отца из дома. 2. Проработка психотравмы методами катарсиса. Т: Когда мама выгоняет отца из дома, что ты чувствуешь, где это в теле? К: Чувствую обиду, сдавливает сердце. Т: Вот сейчас позволь себе реагировать в соответствии с этим чувством! Хочешь кричать, кричи. Хочешь бить, бей. (начинает бить воображаемую маму, пока чувство обиды не стихает). 3. Процедура прощения Т: Теперь посмотри на свою маму. Можешь простить ее? К: Да, могу. (прощает, обнимает руками, плачет). 4. Процедура самопрощения Т: Теперь когда ты простил ее можешь простить и себя? К: Да, могу (прощает, плачет) 5. Изменение вывода Т: Теперь посмотри какой вывод ты принял тогда, и что можешь поменять сейчас? К: Другие не обязаны всегда быть рядом, если мне нужен кто-то рядом я должен сам стремиться к этому и проявлять активные действия. 6. Возрастная прогрессия (интеграция полученного опыта) Т: Теперь начинай расти с того момента с этим новым опытом, с этим новым выводом, вновь проходя ситуации, которые ты вспоминал сегодня. И снова попадаешь в недавнюю ситуацию паники, как себя чувствуешь? К: Хорошо, страха нет. Такая терапия также может растягиваться на несколько сеансов в зависимости от количества чувств, которые человек проявляет во время появления симптома. Например, во время одной панической атаки может проявляться и страх, и злость, и обида. Каждое из этих чувств подразумевает под собой цепочку событий, которые необходимо будет проработать в дальнейшем.
 

Три сеанса гипноза, чтобы убрать эмоциональный триггер и избавиться в итоге от панических атак У Николая средняя гипнабельность и как следствие регрессия вынесла все травмирующие эпизоды на поверхность. Покажу, как удалось убрать эмоциональные причины, затратив на эту работу три сеанса. Сеанс первый. В двух шагах об абреакции Итак, как все началось: Т: Сконцентрируйся на последней ситуации, когда была паника? Мысленно оживи эпизод и опиши, что именно происходит, когда чувствуешь дискомфорт? К: Я стою ожидаю, прокручиваю в голове короткий доклад, понимаю, что эта встреча ничего не решает, а все равно лезет мысль, что будет паника и не справлюсь. Т: Где в теле скапливается напряжение? К: В солнечном сплетении, может чуть ниже. Т: Представь, что все развивается по самому тревожному сценарию, что еще может случится более пугающего? К: Мучает одно: не смогу проконтролировать такую простую ситуацию. Что скажут фиолетово. Я уже вызывал скорую, открывал дверь, соседи видели как плохо было - сине-зеленый стоял без майки. Побоку было. Слова врача задели, что “не умеешь в пить”. Тогда, правда, ночью вернулся с вечеринки навеселе. Вещи сам снял, умылся. Все равно утром не смог удержать мысли. Т: Вернись в момент с приездом скорой. Я щелкну пальцами веки склеены силой подсознания. Пробуй разнять! Больше пытаешься, глаза слипаются и глубже расслабляются, а восприимчивость возрастает в разы. Довольно. Посмотри на доктора. Есть ли что еще, что цепляет? К: Нет. Т: Сфокусируйся на фразе “Нужно все контролировать”, можешь произвольно менять в этой фразе слова и окончания. Повтори ее мысленно раз пять шесть как мантру и отследи как тело реагирует. Дискомфорт растет, уменьшается или по ассоциации вспоминается что-то еще? К: Чувствую как всегда перед паникой возникает то ли дрожь в руках, то ли немеют и по спине и животу идёт легкий холод. Т: Где центр дискомфорта? К: В солнечном сплетении больше как страх, что скоро накроет. Т: Есть ли что-то еще что приходит на ум? К: Да, писал и сейчас не знаю, почему опять лежу на кровати, уже убедился, что не умру, зато грусть давит. Я и курить стал, и на мотоцикле друга гоняю, чтобы чем-то заполнить эту пустоту. Т: Сравни по интенсивности это чувство страха и пустоты, что больше? К: Пустоты, вселенской грусти, что я как у разбитого корыта. Хотя все есть. Т: Какие мысли сопутствуют этому ощущению беспомощности? К: Верно, беспомощность, точно так. Я как будто что-то потерял и не могу найти. Раньше так отец мог оставить в гараже, давай ремонтируй велосипед, а я ни хера не знаю как - пиздюк, лет шесть. Помню ночью сижу, мать принесла поесть, а отец не выпускает. Злится, думает, что так быстрее рожу. Ничего в рот не лезло. Реву, и никто не придет. Т: Направь внимание на центр дискомфортного чувства К: В груди все жжет и давит, нутром хочу рыдать, но не могу. Т: Загляни внутрь этого чувства. Это безопасно, поэтому смело иди к источнику болезненного напряжения. Я досчитаю до трех и ты окажешься в том эпизоде своей жизни, когда ты его впервые ощутил. Один! Из центра напряжения возникают импульсы, которые становятся словами, слова встраиваются в предложения, приходят образы, которые становятся картина прошлого. Два! концентрируешься и вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь с каждым вдохом и выдохом погружаешься все глубже и глубже. Три! Далее вскрылось довольно жесткое пеленание - любящая бабушка так закручивала дитятко, что дышать было сложно. (Кстати, это весьма распространенный сюжет, который пациенты психологических кабинетов называют источником фобии. Мамаши! Не затягивайте туго своих чад! Таким образом вы разрушаете им психику!) Еще раньше на память пришла ситуация при рождении: это был какой-то праздник, конец рабочего дня. Медики в больничке уже выпили, а маме - рожать. Бабушка поддерживала, но в целом атмосфера была нервной. Т: Осознай, что эта часть тела пропитана дискомфортом, и этим она обращает на себя внимание. Окунись в вибрации этого напряжения. Синхронизируйся с ними, стань этим чувством. Пусть все тело нальется этим ритмом! Эта дурнота уйдет как пришла, но ты должен принять ее, не блокировать, а пустить, довериться ее как идущей изнутри. Подчинись! Хочешь двигаться, - двигайся, хочешь плакать - плачь. Пусть все что скопилось внутри, выходит наружу.
 

Примерно так же заводят машину, крутя ручку "кривого" стартера. Накручивая реципиента мы ждём момент, чтобы в момент выплеска эмоциональной энергии, осуществить прямое внушение. Оно как яичница на раскаленной сковороде будет готово за несколько секунд. Но для этого надо спровоцировать яркое переживание подавленных чувств. В театральном искусстве до сих пор противостоят две школы: одна проповедует биомеханический подход, другая - метод переживания. Мейерхольд, последователь, второго направления, критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актёр идёт к роли изнутри, и настаивал на обратном пути, — от внешнего к внутреннему. Так, в отличие от метода Станиславского, когда персонаж увидел собаку, пугается и бежит от нее, система Мейерхольда требует, чтобы человек сначала побежал от собаки, и лишь потом испугался. То есть эмоциональное освоение действительности должно следовать за рефлекторным, а не наоборот. Это понимание соответствует современным научным представлениям в этой сфере. Гипнотерапия - дисциплина сугубо научная. Она по сути своей является формой лабораторного эксперимента, поэтому исследована вдоль и поперек. И сухой остаток таков: Мейерхольд прав. Не стоит механически выражать эмоции, если они не завязаны на сому - нашу телесность. В противном случае будет только хуже, чего допускать никак нельзя. Я решил через тело стимулировать абреакцию, воспроизводя ощущения, присущие травме. В физике известен такой эффект: резонанс. Это когда две системы имеют одну и туже частоту колебаний, и стоит одной зазвучать, как вторая начнет тоже. В школе обычно показывают два камертона, один из которых ударяют, чтобы все увидели, как второй камертон без всякого удара начинает издавать такой же звук. Пробую и я. Т: Перенеси внимание на дыхание. Слушай что и говорю и в точности исполняй. А я скоро попрошу тебя дышать интенсивнее. Примерно в два раза против нормы. Вдыхать будешь как скажу: ртом, носом или обоими органами сразу. Поехали! Надо помнить, что люди стесняются глубоко дышать, поэтому надо помогать личным примером. Теперь припомни самые стрессовые ситуации, связанные с беспомощностью. Вспомни, каким было дыхание, когда не получалось, не смог выбраться. Когда опустились руки. И силой воли дыши в ритме боли. Сделай дыхание прерывистым, поверхностным как у собаки, вообрази что не хватает воздуха. Если ощутишь, что становится тревожно, не гони, а принимай это состояние. Дыши в одном с ним ритме. Хлопну в ладони и слабое станет сильным (хлопок). Давит мысль, что сейчас пойдет паника, это хорошо. Сфокусируйся на этом. Пусть свободно лезут мысли, что сердце не выдержит, не хватит сил, что сейчас начнется… Сразу хочу сказать, что триумфа у нас с собеседником не получилось. Убрали половину стресса, потому что эпизод с родами так и не был проявлен. Что именно травмировало, осталось неясным, поэтому пришлось принимать меры по консервации ситуации до следующего сеанса, чтобы собеседник комфортно прожил до следующего сеанса.

qx6k3uvxl58.jpg.8709fe806f240cdba75275237d8e76da.jpgСеанс второй. Снятие запретов Что такое запреты? Это культура. Нельзя это, нельзя то... Культурный человек от некультурного тем и отличается, что он не только знает, что фантик мимо урны бросать не следует, но и действует согласно этому правилу, даже если приходиться нагибаться и поднимать с земли неудачно брошенную бумажку. Запреты - это сфера гипнотерапии, потому что все они представляют собой суггестивные вмешательства, оставившие после себя соответствующие ограничения. Таким образом, воспитание - это психосоматический комплекс, удерживающий бытовое поведение человека в границах, предписываемых обществом. Я даже не пытаюсь рассуждать, хорошо это или плохо. Для меня очевидно, что это просто необходимо, но ограничения могут нести побочный эффект. Сидя передо мной в кресле, Николай неожиданно обронил: К: Геннадий, на досуге посмотрел записи сеансов, что вы выкладываете. Там женщина в гипнозе переживает так сильно, как я никогда не смогу. Это, наверное, плохо? Т: Сейчас проверим. Закрой глаза и представь, что плачешь навзрыд, твои плечи содрогаются, а самого колотит от страха как маленького. И все это вижу я, и могут увидеть другие. Представь себе, что это произошло. На тебя в таком состоянии смотрят. Что в этой ситуации тебя беспокоит больше всего? К: Я не же девочка, чтобы корчиться от мук. Не знаю… Так переживать не могу. Т: Верни внимания на свои глаза. Я щелкну пальцами - веки в замке. Сделай пять или больше попыток приоткрыть глаза, чтобы убедиться, что подсознание включилось в игру и веки крепко сомкнуты. Они фактически склеены! Дальше идет 5-минутное расслабление, чтобы улучшить эмоциональную восприимчивость. Т: Посмотри на себя со стороны в момент, когда ты плачешь и дрожишь. Если увидят люди, что произойдет? Чего ты боишься К: Да, самое страшное, если я потеряю авторитет и все перестанут общаться. Может, засмеются. Т: Ощути, где в теле возникает напряжение? К: Плечи и верхняя половина Т: Сфокусируйся на этой части. Я щелкну пальцами и придет словесное выражение или визуальный образ, связанный с этим дискомфортным ощущением (щелчок). К: Отец… Отец! Помню не чтобы говорил, но всегда своим примером учил, что нельзя ныть, быть клоуном в глазах других. Т: Представь, что видишь образ отца. Вложи в его уста эти слова. Где отдает в теле? К: Вспомнил, может лет 7 или 8 были в гостях у родни. Двоюродная сестра испачкалась (вместе с играли), взрослые смеялись… Надели женское платье, одни девчонки были. Отец потом отвел в соседнюю комнату и пристыдил: “нельзя кривляться”. Т: Мысленно произнеси “нельзя кривляться” в разных вариантах, как это мог делать твой отец. В какой точке тела чувствуешь напряжение? К: Нет центра. Все вверху. Хочется закрыться, провалиться сквозь землю. В отличии от философских - мировоззренческих установок, которые эмоционально заряжены до предела, поведенческие запреты в эмоциональном плане выражены в разы слабее. Приходится тратить кучу времени, чтобы найти цепочки, поддерживающие подобные запреты. Как это происходит? Т: Скользя по памяти, припомни, кто еще смеялся или мешал дурачиться. Может быть запрещал или пугал? К: Было кстати, перед выпускным… Научился жонглировать шариками, как раз показываю одноклассникам… Подходит группа малолеток… Гопоты не было, просто дети из семей алкоголиков - из коммунальных квартир, они вместе держались. Выделился один борзой, крикнул “смотрите, клоун”. Я протормозил, шавки стали дразнить. Страшно стало. В армии похожее было, видел как толпой парня избили до потери сознания за то, что передразнивал “дедов”. Месяц никто не улыбался. Т: На фоне какой эмоции возникают мысли, что клоуном быть плохо? К: Это уже по-другому - животных страх. Прорабатывали ситуацию ситуацию два с половиной часа, пока не спало напряжение. Побочным эффектом стало желание собеседника “обезьянничать”, “кривить рожу” во время рассказывания анекдотов, но в качестве главной награды - доступ к родовым воспоминаниям. Т: От кого чувствуешь опасность? К: Только от мамы. Она и сейчас умеет профессионально тревожиться. Т: Я щелкну пальцами, веки склеены, тщетно пытаешься их разлепить, потому что они смыкаются все сильнее и сильнее - сознание расширяется при этом все больше и больше. Я вновь щелкну пальцами, и ты войдешь в образ твоей мамы. Какие мысли и чувства? К: Я жил все детство с тем, что “я ничего не могу”, “одной трудно, вместе легче”, “все нужно контролировать, иначе будет хуже”. Т: Прокрути эти фразы в голове, есть ли одна, что доминирует? К: Я бы так выразил: “одна не справлюсь”. Беспомощность... Т: Проникни внутрь этой мысли. Какой образ приходит? К: Как котенок маленький, запуганный. Т: Какое у тебя отношение к этому котенку? Что хочет сделать? К: Пожалеть… Не знаю. Т: Скажи котенку, что его никто не тронет, что ты не причинишь вреда, что наоборот, ты хочешь поиграть с ним, погладить его. Что происходит? К: Можно я сам… Я чувствую, что-то там есть, я еле слезы сдерживаю. Т: Хорошо, я временно умолкаю, а ты видишь дождь и предаешься своим чувствам в полном одиночестве. Проходит от силы минуты три, и душевная боль собеседника находит соматическое разрешение. Следующий шаг - вселение в образ бабушки. Далее тоже самое, от третьего лица легче дать волю чувствам. Постепенно эмоциональный заряд с идеи, что “все нужно держать под контролем”, спадает. Между прочим, такие идеи являются основой для развития панических атак...
 

Третий сеанс гипноанализа. Рецидив. От Николая пришло странное СМС: “Геннадий, может переключимся на страхи при переговорах? Паника все равно есть”. Отчаяние, каким веяло от сообщения, заставило меня изменить планы и организовать внеочередной сеанс, который и стал третьим по счету. Оказалось, моего собеседника одолели тревожные мысли: “Не все можно поменять, с чем-то придется смириться” и снова “не могу все контролировать”. Регрессия по поддерживающему чувству привела к смертельной болезни дяди, которая имело место много лет назад. Мальчик впервые видел труп. Дядя был волевой личностью, фронтовик, но заболел раком, а лекарства принимал по настроению. В один из дней выпил ударную дозу обезболивающего, от чего и скончался. Впрочем, бабушку твердила про самоубийство, что не улучшая общую атмосферу уныния. Отец в сердцах объяснил мальчишке происходящее таким образом, что у того засела в голове простая идея: “если не будешь все контролировать, то умрешь”. Исходя из этого детского впечатления прошлись по всем доступным эпизодам, который поддерживали психосоматическую зависимость. Это позволяло не только эмоционально высвобождаться, но и смотреть на себя со стороны. Я и затеял эту карусель, чтобы у моего подопечного была возможность пересмотреть жизненные ориентиры. Вроде получилось - рецидивов больше не было. - Лечение панических атак гипнозом. Гипнотерапия ПА - Для записи. Избавление от фобий и психосоматики & Гипнокоррекция жизненных установок. Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов - Youtube канал. Обучение гипнозу и гипнотерапии. Отзывы о лечении фобий у гипнотерапевта Геннадия Иванова .
 

https://fishki.net/3157841-lechenie-panicheskih-atak-v-kognitivnoj-terapii-i-gipnoterapii.html

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Геннадий

Лучше оставить ссылки как есть, я автор текста. Приведу основные источники, не были указаны при размещении материала.

 Полное описание приемов и принципов посика психологичесой причины есть в "Когнитивный гипноанализ. Книга для практикующих" гипнотерапевтов

➤ Детальный разбор случая лечения паники из книги "Клиническое руководство по психическим расстройствам" Дэвид Барлоу (David H. Barlow) — психитара, экс-президента Отделения клинической психологии Американской психологической ассоциации и экс-президента Ассоциации по поведенческой и когнитивной терапии.

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...
Stolz

Актуальная тема, такое состояние может затронуть любого челена нашей семьи, да и нас самих. 

  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

Lochte
04.12.2019 в 02:13, S.T.A.L.K.E.R сказал:

Разбор реальных сессий лечения панических атак. Что лежит в основе приступов паники конфликт, ложные убеждения, психотравма? Отличие и схожесть разных терапевтических направлений.

dorkbiswkt0.jpg.5c946c540d4ca49c01acfb12b3ea2c87.jpgКогнитивно-поведенческая психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) на сегодняшний день считается наиболее научно обоснованным течением в психотерапии и включает в себя как различные техники поведенческой терапии, так и техники работы с мышлением. В основе КПТ лежит схема «стимул – мысли – поведения», в соответствии с которой, любая проблема провоцируется теми или иными мыслями, которые в свою очередь вызваны интерпретацией той или иной ситуации. Отсюда, техники КПТ направлены как на анализ ситуации, так и непосредственно на коррекцию мыслей и поведения. В итоге существует несколько основных задач, которые преследует КПТ при работе с паническим расстройством.
 

1. Анализ инициирующих панику факторов. Человека обучают выявлять механизмы и стимулы, запускающие паническую реакцию, что в последующем позволит ему контролировать свое поведение. 2. Коррекция мышления. Когнитивный терапевт проводит когнитивную реструктуризацию, которая направлена на то, чтобы показать человеку безопасность панической атаки (что он не умрет при очередном приступе и что с его здоровьем все в порядке). 3. Обучение техникам контроля паники. Терапевт обучает панического пациента техникам, которые помогут ему справиться с приступом, например, техника контролируемого дыхания или техника счета. 4.Встреча с пугающей ситуацией. Терапевт проводит экспозиционную терапию, где клиент непосредственно встречается со своей тревогой и паникой, что позволяет ему в конечном счете справиться с реакцией. Сессии, посвященные анализу инициирующих факторов. Пример взят из клинической практики психиатра Дэвида Барлоу, экс-президента Ассоциации по поведенческой и когнитивной терапии. Терапевт (Т): В каких ситуациях у вас обычно возникают панические атаки? Клиент (К): По-разному, иногда я выхожу на улицу или попадаю в метро, а иногда паника случается, когда я просто сижу у себя дома. Т: Давайте возьмем с вами ситуацию в метро. Какой первый признак того, что вы начнете паниковать? К: Ну я смотрю на приближающийся поезд, и мне кажется, что шум от него становится невыносимым, а сам он едет как бы медленнее. Т: А что происходит, когда вы просто сидите у себя дома? К: В какой-то момент я теряю ощущение опоры, как будто все вокруг нереально и не за что ухватиться. Т: Правильно ли я понимаю, что ваши панические атаки могут быть спровоцированы ощущением замедленного движения или ощущением потери опоры. К: Да это так, но я думала, что это тоже по сути часть паники. Здесь терапевт рассказывает клиенту про основную модель когнитивной терапии и рассказывает про то, как панический клиент попадает в замкнутый круг тревоги. Сначала тот или иной стимул, вызывает небольшое ощущение страха и связанные с ним симптомы, затем человек обращает внимание на эти симптомы и пугается еще больше, что только усиливает симптомы. Таким образом, наша интерпретация событий приводит лишь к усилению проблемной реакции. Далее клиента самого просят описать свою проблему с позиции этой модели. Т: Могли бы вы сейчас сами описать, то как происходят ваши панические паники в соответствии с моделью ситуация – мысли – реакция. К: Да, я ощутила отсутствие опоры и головокружение, решила, что мне плохо и сейчас упаду в обморок, затем позвонила врачу. Т: Какой из этих симптомов вы заметили первым. К: Что как будто земля уходит из под ног. Т: И как вы среагировали на это ощущение? К: Ну мне стало страшно, я подумала, что могу упасть. Т: Что после этого? К: Я решила, что со мной что-то не так, что могу серьезно упасть, решила, что надо найти опору. Т: Что дальше? К: Рядом было не за что ухватиться и я испугалась еще больше, еще сильнее закружилась голова и я решила, что надо лечь. Здесь терапевт объясняет клиентке, что она попала в «порочный круг панической атаки». Ее телесные симптомы вызывают страх, а страх только усиливает эти телесные симптомы. Помимо этого, может обсуждаться само начало панического расстройства, когда и при каких обстоятельствах случилась первая паническая атака. Это также позволяет выявить факторы запускающие панику, основным из которых обычно выступает накопленный стресс.
 

Сессии, направленные на коррекцию мышления В этой сессии терапевт демонстрирует клиенту способ возникновения панической атаки и то, что паническая атака не способна принести вред. Т: Панические атаки – это не более чем резкие реакции страха не способные повлиять на ваше здоровье. Просто в отличии от обычного страха, который направлен на какой-то внешний объект, страх при панике сконцентрирован на внутренних ощущениях. Была ли у вас в жизни, когда вы испытывали сильный страх или ужас? К: Да, в детстве у нас загорелся дом, и я не знала как выбраться, пока пожарный не спас меня. Т: На чем тогда было сконцентрировано ваше внимание? К: На огне, на том, чтобы выбраться. Т: А теперь вспомните, что вы при этом чувствовали и что происходило у вас в теле? К: Ну да, я тоже чувствовала нереальность происходящего и как будто земля из под ног ушла. Но ведь тогда это не было из-за того, что внутри меня что-то происходит. Т: Вот именно, вся разница между страхом при пожаре и тем страхом, что вы испытываете в процессе паники состоит лишь в том, на чем вы акцентируете внимание. В случае обычного страха всегда есть какой-то внешний объект, от которого наше тело старается нас защитить. Например, если на вас нападает собака, то страх заставляет ваш организм бежать быстрее или прорываться через горящие двери во время пожара. Однако, если мы испытываем страх, но во вне нет какого-то стимула, который бы мог его вызвать, единственное на чем фиксируется наше внимание это наше тело, и вы начинаете интерпретировать телесные изменения как и любой нормальный человек – как будто в организме происходит, что-то не то. И такая интерпретация лишь усиливает страх. И это также подтверждается вашими медицинскими обследованиями, которые не нашли никакой патологии. К: Да теперь я понимаю, что сама вызываю у себя панику… На протяжении первых сессий клиент вместе с терапевтом, а также самостоятельно в качестве домашнего задания учиться интерпретировать свои панические приступы через призму модели КПТ, отстраняясь от субъективной оценки своего состояния и стараясь объективно оценить, то, что с ним происходит.
 

Сессии, направленные на техники преодоления паники и когнитивную реструктуризацию После того, как клиент научился объективно оценивать и анализировать свое поведения, его обучают специальным техникам, которые моделируют паническое состояние, с целью когнитивной реструктуризации (клиент понимает, что паника не опасна) и адаптации человека к пугающей ситуации. Одной из таких техник, например, является контролируемое дыхание. Сначала необходимо глубоко дышать, после чего сесть и начать дышать медленно. Это вызывает стандартные симптомы гипервентиляции, которые большинство пациентов находят схожими с паническими. Это позволяет показать клиенту безопасность симптомов и то, что ощущения при гипервентиляции являются естественной реакцией организма. При этом происходит дополнительная когнитивная реструктуризация и разрушение катастрофических предположений. К: Правильно ли я понимаю, что после того как у меня начнет кружится голова мне достаточно будет просто успокоить свое дыхание и все пройдет. Т: Да, именно так, потому что это естественная реакция организма. … К: Мне кажется у меня плохо получилось, у меня либо сразу начинала кружится голова еще до того как я начинала, и часто мне приходилось брать намного больше перерывы, чем вы советовали. Т: Вам не стоит беспокоится по этому поводу, управляемое дыхание – это такой же навык, как и езда на велосипеде, его необходимо практиковать и развивать и тогда все получится. К: Просто дело в том, что я испугалась набирать воздух, мне показалась, что я таким образом сама себя душу. Т: Но вы же понимаете, что на самом деле никакого удушья не было и уж тем более вы не могли действительно задохнуться? При этом любой человек испытывает сходные ощущения в подобной ситуации. После этого, клиенту выдаются все более усложненные варианты активного дыхания, что учит его самостоятельно справляться с соответствующими симптомами. Параллельно идет работа с убеждениями и мыслями, которые провоцируют состояние паники. К: Вчера я сидела дома и почувствовала одиночество и отстраненность и думала, что не вынесу этого. Т: А что такого невыносимого в чувстве одиночества и отстранённости? К: Ну если оно станет совсем сильным, я почувствую что я никому не нужна и никого нет рядом. Т: И что произойдет если никого не будет рядом? К: Если мне станет плохо никто обо мне не позаботиться. Т: Но у вас есть муж, семья дети, насколько по вашему вероятен такой исход. К: Ну да, они обычно заботятся обо мне, скорее я накручиваю свою тревогу.
 

Сессии направленные на экспозицию Дальнейшие сессии большей частью посвящены вызову и экспозиции панического состояния с помощью техник похожих на управляемое дыхание. Например, клиента могут попросить качать головой из стороны в сторону, коснуться головой ног с быстрым возвратом в вертикальное положение, повращаться на вращающемся кресле и др. Эти упражнения сопровождаются проверкой гипотез. Например, если клиент считает, что он упадет, если отойдет от стены, то его просят сделать именно это и посмотреть, что будет. Чаще всего, ничего страшного с ним не происходит, что опять же позволяет его разубедить в опасности панического состояния. Дальнейшие сессии переводят экспозицию из кабинета психолога уже в естественные условия. Клиента просят намеренно попадать в те ситуации, которые он раньше избегал, например, ситуации с интенсивной физической нагрузкой или походы в сауну. Часто строится иерархия таких ситуаций, в соответствии с которой клиент переходит от более простых ситуаций к более сложным. Ощущения и результаты также обсуждаются с терапевтом, которые мотивирует клиента на продвижение по иерархии событий и устраняет когнитивные искажения, возникшие в той или иной ситуации. Переход к последним сессиям предполагает повышения самостоятельности клиента. В его деятельность вовлекаются значимые другие и все меньшую роль начинает играть терапевт. Внимание же последнего перенаправляется с самих панических атак на препятствия в личной практике клиента, в случае возникновения у него сомнений и опасений, что что-то не получится. Все больше увеличивается и перерыв между последними сессиями, позволяя клиенту обобщить полученные навыки и научиться самостоятельно справляться с проблемой. Литература 1. Д. Барлоу. Клиническое руководство по психическим расстройствам 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 912 с: 2. Джудит Бек. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с Гуманистическая психотерапия на примере гештальт-терапии Цель любой гуманистической психотерапии – самореализация и самоактуализация клиента, а любая проблема в жизни клиента воспринимается как прерывание актуальной потребности, через различные механизмы защиты психики. Например, паническая атака может восприниматься как механизм дефлексии, который предполагает отыгрыш напряжения и тревоги в несвязанном с актуальной потребностью контексте. Примерно, также вы начинаете ходить туда-сюда или тереть руки и пальцы, когда волнуетесь, это не помогает вам достичь цели, однако, позволяет сбросить напряжение. Также вы можете откладывать важное дело, занимаясь чем-то не значимым – это тоже дефлексия – перенос напряжения в иные сферы. В панических атаках бывает задействован и механизм проекции, поскольку сам приступ паники и то, что его вызывает обычно могут олицетворять собой объекты, на которые клиент переносит свой опыт из прошлого. Например, учащенное дыхание, может интерпретироваться человеком, как возможность захлебнуться, потому что когда-то он чуть не утонул. Здесь же могут быть и провоцирующие факторы, например, ощущение своей неудачи, может спровоцировать паническую атаку, потому что когда-то в детстве за любую неудачу клиента сильно наказывал отец или просто родители лишали его любви. Можно сказать, что в паническую атаку включены и другие механизмы защиты психики, например, слияние предполагает, что человек в процессе панической атаки как бы слит с этим состоянием и находится в потоке паники без возможности взглянуть на него со стороны. Задействован и механизм ретрофлексии – перенаправление энергии потребности на самого себя. Например, как-только начинается паническая атака, человек пытается себя сдерживать, напрягается, контролирует свое дыхание и т.д. Наконец, значение имеет и интроекция, в виде интроецированных запретов на выражение эмоций, которые заставляют клиента искать иной выход для своего напряжения. Все эти механизмы защиты психики возникают на различных стадиях цикла удовлетворения потребностей. На этапе осознания потребности может возникать слияние, когда человек просто не осознает, чего он хочет и не чувствует своего тела. На этапе действия может возникать дефлексия, когда человек расходует свою энергию в неправильное русло. Задача гештальт-терапевта, все время возвращать человека к циклу удовлетворения потребностей отказываясь от искажающих механизмов.
 

Сессия работы в преконтакте (осознание телесных ощущений) К: У меня периодически случаются панические атака, я уже не могу это выносить. Т: Опиши, что ты чувствуешь, когда говоришь об этом (терапевт возвращает клиента в «здесь и сейчас») К: Я чувствую как будто дыхание запирается, и не ощущаю опоры под ногами. Т: А когда дыхание запирается что хочется сделать? К: Хочется вдохнуть полностью. Т: Попробуй полностью вдохнуть. К: (вдыхает полной грудью, положение тела меняется) Т: Как сейчас себя чувствуешь? К: Как будто дыхание отпустило, проще дышать и расслаблено. Т: Что с ногами? К: Они еще не устойчивы. Т: Что можешь сделать, чтобы стало устойчиво? Можешь опереться на пол? К: (плотно опирается на пол) К: Да, сейчас я чувствую большую безопасность. Данная сессия направлена на дифференцирование ощущений в теле и поиск опоры. Грубо говоря, клиент научается чувствовать свое тело и понимать, к чему относятся те или иные ощущения. Он также научается искать опору для себя, например, когда он понимает, что можно плотно встать на ноги и глубоко вдохнуть. Сессия работы на стадии контакта и финального контакта (поиска объекта потребности и ее удовлетворение) Т: Как сейчас себя чувствуешь? К: Как будто опять земля уходит из под ног. Не на что опереться. Т: А когда земля уходит из-под ног, где это еще проявляется в твоей жизни. К: Не могу опереться… Как будто не на кого опереться… (плачет) (появление истинной фигуры) К: Также было, когда мама заболела в детстве и мне приходилось делать все по дому и ухаживать за отцом. Т: Что сейчас у тебя в теле. К: Как будто этот груз на плечах и сдавливание в груди. Т: Что хочешь сделать? К: Я бы хотела попросить у мамы помощи. Т: (использует технику пустого стула) Представь, что здесь сидит твоя мама, попроси у нее помощи. К: Мама, я не справляюсь, я еще маленькая, помоги мне. Т: Она тебя слышит? К: Да, она просит прощения, что оставила меня одну и говорит, что поможет мне. Т: Как ты сейчас себя чувствуешь? К: Мне стало легче, как будто я больше не обязана делать все одна. В процессе сессии, была обнаружена фрустрированная потребность в поддержке, которая, по-видимому, и провоцировала панические атаки. Клиентка старалась всегда справиться одна, а когда требования среды превосходили ее возможности это находило свое выражение в панической атаке. Терапия же позволило клиентке осознать данную потребность и реализовать ее в процессе воображаемого диалога с мамой, что на физиологическом уровне приводит к угасанию данной тенденции – все делать самой и не просить помощи. Дальнейшая проработка будет направлена на работу в пост-контакте, т.е. осознание и интеграцию опыта. Т: Вот сейчас вспомни что было в этой сессии и скажи можешь ли ты как-то это использовать в своей жизни? К: Я думаю да, я постоянно старалась делать все сама, не важно, насколько сложно это было. И видимо, мои паники – это попытки моего организма уберечь меня. Т: И что теперь ты можешь поменять? К: Я думаю я буду способна попросить помощи. И не буду перенапрягать себя, я не обязана всегда и за всех нести ответственность. Таким образом клиентка может научиться сбрасывать свое напряжение, не беря на себя огромное количество обязанностей и отказываясь от ответственности без попыток оправдать идущие за ней из детства ожидания мамы. Литература 1. Francesetti G. Panic Attacks and Postmodernity Gestalt Therapy // Gestalt Journal Press, 2008, p. 226 2. Kerner J. Body process, a Gestalt Approach to working with the Body in Psychotherapy/ N.Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press.

bnus9lhr6xo.jpg.88118ab024fa9bfe06ef941dda65c24e.jpg

Системная семейная психотерапия Системная семейная психотерапия в отличии от вышеописанных направлений никогда не работает с отдельным индивидом, даже если только он и пришел на сеанс, работа происходит с семейной системой. Любой симптом здесь воспринимается как результат дезадаптивного функционирования семейной системы, что выражается в нарушенной коммуникации между членами семьи. Сессия, направленная на анализ связей внутри семейной системы и выдачу предписаний Для анализа семейной система используется так называемое циркулярное интервью, которое позволяет выявить последовательности и алгоритмы, происходящие в процессе семейной коммуникации. Также используется анализ жизненного цикла семьи. На основе анализа семье выдаются либо прямые, либо парадоксальные предписания. Мама: Здравствуйте, у нашего сына уже год не прекращаются панические атаки, не знаем, что делать. Т: А что такого случилось год назад? (анализ значимых семейных событий) Жена: У мужа умер отец, и он начал пить. Т к мужу: Как вы пережили это событие и что поменялось в семье? Муж: Для меня это было очень тяжело, и я не ощутил поддержки со стороны жены. Т к жене: Вы действительно не пытались оказать поддержку? Ж: Я пыталась помочь, но не знала как. Он отстранился и после этого мы начали только ругаться чаще. Один раз даже ударил меня. (терапевт может выдвинуть гипотезу, что панические атаки ребенка связаны именно с семейными скандалами) Т: Скажите, что происходит до того, как у ребенка случаются панические атаки? Ж: Ну мы обычно ругаемся. Т к жене: Что происходит дальше, когда наступает паническая атака? Ж: Я отвлекаюсь и бегу успокаивать сына. Т к мужу: Что вы делаете в этот момент? М: Ну я отстраняюсь и даю жене заниматься ребенком. Т: Что происходит дальше? М: Дальше ребенок успокаивается и мы какое-то время просто не разговариваем с женой. Пока через несколько дней опять не начинаем ругаться. В результате оказывается, что панические атаки ребенка стали для него способом прекратить ругань и скандалы родителей. Однако, стоит сказать, что последовательности не всегда бывают такими очевидными. Например, в панический приступ могут вовлекаться и другие люди. Да и ситуация может быть вообще иной. Например, ребенок может видеть, как мама устает на работе, после чего устраивает паническую атаку, что заставляет маму резко уйти с работы. После того, как произведен анализ терапевт может дать либо прямое, либо парадоксальное предписание, которое заставит пару перестать ругаться. Т: Вашим заданием будет намерено ругаться друг с другом ровно в 15.00 в течении всей недели. Обычно в результате таких предписаний, у людей просто не получается намеренно ругаться и симптом исчезает. Такая же работа может происходит и с отдельным индивидом. Например, можно выяснить у него, что происходит перед приступом паники и после него, какие подкрепления он получает. После чего дать ему предписание намеренно усиливать и пытаться вызывать паническую атаку. Такая же техника используется и в логотерапии. Литература 1. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
 

Стандартная модель регрессивной гипнотерапии Регрессивная гипнотерапия базируется на психодинамической теории, предполагающей, что причина заявленного симптома кроется в психологических травмах прошлого, которые были вытеснены (диссоциированы) из сознания клиента и теперь функционируют изолировано, проявляясь в неврозе. Основная задача регрессивной гипнотерапии – с помощью гипнотических техник отыскать первоначальное травматическое событие и интегрировать его в сознании за счет катарсиса или иных методов проработки. Гипноз в этом смысле является вспомогательным средством, так как предполагает активацию воображения, и повышенную концентрацию внимания, т.е. в таком состоянии намного проще вспомнить то или иное событие. Именно поэтому первым шагом в работе гипнотерапевта является гипнотизация клиента и проверка стадии гипноза, на которой он находится. После чего начинается непосредственно сам процесс терапии. 1. Регрессия по чувству к первоначальной психотравме. Т: Сейчас представьте, что вы в недавней ситуации где испытывали панику, что чувствуете, где ощущение в теле? К: Чувствую напряжение в ногах и груди, это страх. Т: Вот концентрируетесь на этом чувстве, становитесь центром этого чувства и вспоминаете более ранее событие связанное с этим чувством. Что приходит на ум? (процедура продолжается до поиска первоначальной ситуации, т.е. пока человек не перестает вспоминать более ранние события) К: Я как будто слышу что-то, не могу разобрать. Т: Щелкаю пальцами и картина становится более ясной и четкой, осознаешь все звуки вокруг. К: Родители ругаются, мама выгоняет отца из дома. 2. Проработка психотравмы методами катарсиса. Т: Когда мама выгоняет отца из дома, что ты чувствуешь, где это в теле? К: Чувствую обиду, сдавливает сердце. Т: Вот сейчас позволь себе реагировать в соответствии с этим чувством! Хочешь кричать, кричи. Хочешь бить, бей. (начинает бить воображаемую маму, пока чувство обиды не стихает). 3. Процедура прощения Т: Теперь посмотри на свою маму. Можешь простить ее? К: Да, могу. (прощает, обнимает руками, плачет). 4. Процедура самопрощения Т: Теперь когда ты простил ее можешь простить и себя? К: Да, могу (прощает, плачет) 5. Изменение вывода Т: Теперь посмотри какой вывод ты принял тогда, и что можешь поменять сейчас? К: Другие не обязаны всегда быть рядом, если мне нужен кто-то рядом я должен сам стремиться к этому и проявлять активные действия. 6. Возрастная прогрессия (интеграция полученного опыта) Т: Теперь начинай расти с того момента с этим новым опытом, с этим новым выводом, вновь проходя ситуации, которые ты вспоминал сегодня. И снова попадаешь в недавнюю ситуацию паники, как себя чувствуешь? К: Хорошо, страха нет. Такая терапия также может растягиваться на несколько сеансов в зависимости от количества чувств, которые человек проявляет во время появления симптома. Например, во время одной панической атаки может проявляться и страх, и злость, и обида. Каждое из этих чувств подразумевает под собой цепочку событий, которые необходимо будет проработать в дальнейшем.
 

Три сеанса гипноза, чтобы убрать эмоциональный триггер и избавиться в итоге от панических атак У Николая средняя гипнабельность и как следствие регрессия вынесла все травмирующие эпизоды на поверхность. Покажу, как удалось убрать эмоциональные причины, затратив на эту работу три сеанса. Сеанс первый. В двух шагах об абреакции Итак, как все началось: Т: Сконцентрируйся на последней ситуации, когда была паника? Мысленно оживи эпизод и опиши, что именно происходит, когда чувствуешь дискомфорт? К: Я стою ожидаю, прокручиваю в голове короткий доклад, понимаю, что эта встреча ничего не решает, а все равно лезет мысль, что будет паника и не справлюсь. Т: Где в теле скапливается напряжение? К: В солнечном сплетении, может чуть ниже. Т: Представь, что все развивается по самому тревожному сценарию, что еще может случится более пугающего? К: Мучает одно: не смогу проконтролировать такую простую ситуацию. Что скажут фиолетово. Я уже вызывал скорую, открывал дверь, соседи видели как плохо было - сине-зеленый стоял без майки. Побоку было. Слова врача задели, что “не умеешь в пить”. Тогда, правда, ночью вернулся с вечеринки навеселе. Вещи сам снял, умылся. Все равно утром не смог удержать мысли. Т: Вернись в момент с приездом скорой. Я щелкну пальцами веки склеены силой подсознания. Пробуй разнять! Больше пытаешься, глаза слипаются и глубже расслабляются, а восприимчивость возрастает в разы. Довольно. Посмотри на доктора. Есть ли что еще, что цепляет? К: Нет. Т: Сфокусируйся на фразе “Нужно все контролировать”, можешь произвольно менять в этой фразе слова и окончания. Повтори ее мысленно раз пять шесть как мантру и отследи как тело реагирует. Дискомфорт растет, уменьшается или по ассоциации вспоминается что-то еще? К: Чувствую как всегда перед паникой возникает то ли дрожь в руках, то ли немеют и по спине и животу идёт легкий холод. Т: Где центр дискомфорта? К: В солнечном сплетении больше как страх, что скоро накроет. Т: Есть ли что-то еще что приходит на ум? К: Да, писал и сейчас не знаю, почему опять лежу на кровати, уже убедился, что не умру, зато грусть давит. Я и курить стал, и на мотоцикле друга гоняю, чтобы чем-то заполнить эту пустоту. Т: Сравни по интенсивности это чувство страха и пустоты, что больше? К: Пустоты, вселенской грусти, что я как у разбитого корыта. Хотя все есть. Т: Какие мысли сопутствуют этому ощущению беспомощности? К: Верно, беспомощность, точно так. Я как будто что-то потерял и не могу найти. Раньше так отец мог оставить в гараже, давай ремонтируй велосипед, а я ни хера не знаю как - пиздюк, лет шесть. Помню ночью сижу, мать принесла поесть, а отец не выпускает. Злится, думает, что так быстрее рожу. Ничего в рот не лезло. Реву, и никто не придет. Т: Направь внимание на центр дискомфортного чувства К: В груди все жжет и давит, нутром хочу рыдать, но не могу. Т: Загляни внутрь этого чувства. Это безопасно, поэтому смело иди к источнику болезненного напряжения. Я досчитаю до трех и ты окажешься в том эпизоде своей жизни, когда ты его впервые ощутил. Один! Из центра напряжения возникают импульсы, которые становятся словами, слова встраиваются в предложения, приходят образы, которые становятся картина прошлого. Два! концентрируешься и вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь с каждым вдохом и выдохом погружаешься все глубже и глубже. Три! Далее вскрылось довольно жесткое пеленание - любящая бабушка так закручивала дитятко, что дышать было сложно. (Кстати, это весьма распространенный сюжет, который пациенты психологических кабинетов называют источником фобии. Мамаши! Не затягивайте туго своих чад! Таким образом вы разрушаете им психику!) Еще раньше на память пришла ситуация при рождении: это был какой-то праздник, конец рабочего дня. Медики в больничке уже выпили, а маме - рожать. Бабушка поддерживала, но в целом атмосфера была нервной. Т: Осознай, что эта часть тела пропитана дискомфортом, и этим она обращает на себя внимание. Окунись в вибрации этого напряжения. Синхронизируйся с ними, стань этим чувством. Пусть все тело нальется этим ритмом! Эта дурнота уйдет как пришла, но ты должен принять ее, не блокировать, а пустить, довериться ее как идущей изнутри. Подчинись! Хочешь двигаться, - двигайся, хочешь плакать - плачь. Пусть все что скопилось внутри, выходит наружу.
 

Примерно так же заводят машину, крутя ручку "кривого" стартера. Накручивая реципиента мы ждём момент, чтобы в момент выплеска эмоциональной энергии, осуществить прямое внушение. Оно как яичница на раскаленной сковороде будет готово за несколько секунд. Но для этого надо спровоцировать яркое переживание подавленных чувств. В театральном искусстве до сих пор противостоят две школы: одна проповедует биомеханический подход, другая - метод переживания. Мейерхольд, последователь, второго направления, критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актёр идёт к роли изнутри, и настаивал на обратном пути, — от внешнего к внутреннему. Так, в отличие от метода Станиславского, когда персонаж увидел собаку, пугается и бежит от нее, система Мейерхольда требует, чтобы человек сначала побежал от собаки, и лишь потом испугался. То есть эмоциональное освоение действительности должно следовать за рефлекторным, а не наоборот. Это понимание соответствует современным научным представлениям в этой сфере. Гипнотерапия - дисциплина сугубо научная. Она по сути своей является формой лабораторного эксперимента, поэтому исследована вдоль и поперек. И сухой остаток таков: Мейерхольд прав. Не стоит механически выражать эмоции, если они не завязаны на сому - нашу телесность. В противном случае будет только хуже, чего допускать никак нельзя. Я решил через тело стимулировать абреакцию, воспроизводя ощущения, присущие травме. В физике известен такой эффект: резонанс. Это когда две системы имеют одну и туже частоту колебаний, и стоит одной зазвучать, как вторая начнет тоже. В школе обычно показывают два камертона, один из которых ударяют, чтобы все увидели, как второй камертон без всякого удара начинает издавать такой же звук. Пробую и я. Т: Перенеси внимание на дыхание. Слушай что и говорю и в точности исполняй. А я скоро попрошу тебя дышать интенсивнее. Примерно в два раза против нормы. Вдыхать будешь как скажу: ртом, носом или обоими органами сразу. Поехали! Надо помнить, что люди стесняются глубоко дышать, поэтому надо помогать личным примером. Теперь припомни самые стрессовые ситуации, связанные с беспомощностью. Вспомни, каким было дыхание, когда не получалось, не смог выбраться. Когда опустились руки. И силой воли дыши в ритме боли. Сделай дыхание прерывистым, поверхностным как у собаки, вообрази что не хватает воздуха. Если ощутишь, что становится тревожно, не гони, а принимай это состояние. Дыши в одном с ним ритме. Хлопну в ладони и слабое станет сильным (хлопок). Давит мысль, что сейчас пойдет паника, это хорошо. Сфокусируйся на этом. Пусть свободно лезут мысли, что сердце не выдержит, не хватит сил, что сейчас начнется… Сразу хочу сказать, что триумфа у нас с собеседником не получилось. Убрали половину стресса, потому что эпизод с родами так и не был проявлен. Что именно травмировало, осталось неясным, поэтому пришлось принимать меры по консервации ситуации до следующего сеанса, чтобы собеседник комфортно прожил до следующего сеанса.

qx6k3uvxl58.jpg.8709fe806f240cdba75275237d8e76da.jpgСеанс второй. Снятие запретов Что такое запреты? Это культура. Нельзя это, нельзя то... Культурный человек от некультурного тем и отличается, что он не только знает, что фантик мимо урны бросать не следует, но и действует согласно этому правилу, даже если приходиться нагибаться и поднимать с земли неудачно брошенную бумажку. Запреты - это сфера гипнотерапии, потому что все они представляют собой суггестивные вмешательства, оставившие после себя соответствующие ограничения. Таким образом, воспитание - это психосоматический комплекс, удерживающий бытовое поведение человека в границах, предписываемых обществом. Я даже не пытаюсь рассуждать, хорошо это или плохо. Для меня очевидно, что это просто необходимо, но ограничения могут нести побочный эффект. Сидя передо мной в кресле, Николай неожиданно обронил: К: Геннадий, на досуге посмотрел записи сеансов, что вы выкладываете. Там женщина в гипнозе переживает так сильно, как я никогда не смогу. Это, наверное, плохо? Т: Сейчас проверим. Закрой глаза и представь, что плачешь навзрыд, твои плечи содрогаются, а самого колотит от страха как маленького. И все это вижу я, и могут увидеть другие. Представь себе, что это произошло. На тебя в таком состоянии смотрят. Что в этой ситуации тебя беспокоит больше всего? К: Я не же девочка, чтобы корчиться от мук. Не знаю… Так переживать не могу. Т: Верни внимания на свои глаза. Я щелкну пальцами - веки в замке. Сделай пять или больше попыток приоткрыть глаза, чтобы убедиться, что подсознание включилось в игру и веки крепко сомкнуты. Они фактически склеены! Дальше идет 5-минутное расслабление, чтобы улучшить эмоциональную восприимчивость. Т: Посмотри на себя со стороны в момент, когда ты плачешь и дрожишь. Если увидят люди, что произойдет? Чего ты боишься К: Да, самое страшное, если я потеряю авторитет и все перестанут общаться. Может, засмеются. Т: Ощути, где в теле возникает напряжение? К: Плечи и верхняя половина Т: Сфокусируйся на этой части. Я щелкну пальцами и придет словесное выражение или визуальный образ, связанный с этим дискомфортным ощущением (щелчок). К: Отец… Отец! Помню не чтобы говорил, но всегда своим примером учил, что нельзя ныть, быть клоуном в глазах других. Т: Представь, что видишь образ отца. Вложи в его уста эти слова. Где отдает в теле? К: Вспомнил, может лет 7 или 8 были в гостях у родни. Двоюродная сестра испачкалась (вместе с играли), взрослые смеялись… Надели женское платье, одни девчонки были. Отец потом отвел в соседнюю комнату и пристыдил: “нельзя кривляться”. Т: Мысленно произнеси “нельзя кривляться” в разных вариантах, как это мог делать твой отец. В какой точке тела чувствуешь напряжение? К: Нет центра. Все вверху. Хочется закрыться, провалиться сквозь землю. В отличии от философских - мировоззренческих установок, которые эмоционально заряжены до предела, поведенческие запреты в эмоциональном плане выражены в разы слабее. Приходится тратить кучу времени, чтобы найти цепочки, поддерживающие подобные запреты. Как это происходит? Т: Скользя по памяти, припомни, кто еще смеялся или мешал дурачиться. Может быть запрещал или пугал? К: Было кстати, перед выпускным… Научился жонглировать шариками, как раз показываю одноклассникам… Подходит группа малолеток… Гопоты не было, просто дети из семей алкоголиков - из коммунальных квартир, они вместе держались. Выделился один борзой, крикнул “смотрите, клоун”. Я протормозил, шавки стали дразнить. Страшно стало. В армии похожее было, видел как толпой парня избили до потери сознания за то, что передразнивал “дедов”. Месяц никто не улыбался. Т: На фоне какой эмоции возникают мысли, что клоуном быть плохо? К: Это уже по-другому - животных страх. Прорабатывали ситуацию ситуацию два с половиной часа, пока не спало напряжение. Побочным эффектом стало желание собеседника “обезьянничать”, “кривить рожу” во время рассказывания анекдотов, но в качестве главной награды - доступ к родовым воспоминаниям. Т: От кого чувствуешь опасность? К: Только от мамы. Она и сейчас умеет профессионально тревожиться. Т: Я щелкну пальцами, веки склеены, тщетно пытаешься их разлепить, потому что они смыкаются все сильнее и сильнее - сознание расширяется при этом все больше и больше. Я вновь щелкну пальцами, и ты войдешь в образ твоей мамы. Какие мысли и чувства? К: Я жил все детство с тем, что “я ничего не могу”, “одной трудно, вместе легче”, “все нужно контролировать, иначе будет хуже”. Т: Прокрути эти фразы в голове, есть ли одна, что доминирует? К: Я бы так выразил: “одна не справлюсь”. Беспомощность... Т: Проникни внутрь этой мысли. Какой образ приходит? К: Как котенок маленький, запуганный. Т: Какое у тебя отношение к этому котенку? Что хочет сделать? К: Пожалеть… Не знаю. Т: Скажи котенку, что его никто не тронет, что ты не причинишь вреда, что наоборот, ты хочешь поиграть с ним, погладить его. Что происходит? К: Можно я сам… Я чувствую, что-то там есть, я еле слезы сдерживаю. Т: Хорошо, я временно умолкаю, а ты видишь дождь и предаешься своим чувствам в полном одиночестве. Проходит от силы минуты три, и душевная боль собеседника находит соматическое разрешение. Следующий шаг - вселение в образ бабушки. Далее тоже самое, от третьего лица легче дать волю чувствам. Постепенно эмоциональный заряд с идеи, что “все нужно держать под контролем”, спадает. Между прочим, такие идеи являются основой для развития панических атак...
 

Третий сеанс гипноанализа. Рецидив. От Николая пришло странное СМС: “Геннадий, может переключимся на страхи при переговорах? Паника все равно есть”. Отчаяние, каким веяло от сообщения, заставило меня изменить планы и организовать внеочередной сеанс, который и стал третьим по счету. Оказалось, моего собеседника одолели тревожные мысли: “Не все можно поменять, с чем-то придется смириться” и снова “не могу все контролировать”. Регрессия по поддерживающему чувству привела к смертельной болезни дяди, которая имело место много лет назад. Мальчик впервые видел труп. Дядя был волевой личностью, фронтовик, но заболел раком, а лекарства принимал по настроению. В один из дней выпил ударную дозу обезболивающего, от чего и скончался. Впрочем, бабушку твердила про самоубийство, что не улучшая общую атмосферу уныния. Отец в сердцах объяснил мальчишке происходящее таким образом, что у того засела в голове простая идея: “если не будешь все контролировать, то умрешь”. Исходя из этого детского впечатления прошлись по всем доступным эпизодам, который поддерживали психосоматическую зависимость. Это позволяло не только эмоционально высвобождаться, но и смотреть на себя со стороны. Я и затеял эту карусель, чтобы у моего подопечного была возможность пересмотреть жизненные ориентиры. Вроде получилось - рецидивов больше не было. - Лечение панических атак гипнозом. Гипнотерапия ПА - Для записи. Избавление от фобий и психосоматики & Гипнокоррекция жизненных установок. Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов - Youtube канал. Обучение гипнозу и гипнотерапии. Отзывы о лечении фобий у гипнотерапевта Геннадия Иванова .
 

https://fishki.net/3157841-lechenie-panicheskih-atak-v-kognitivnoj-terapii-i-gipnoterapii.html

Что за многословная белиберда, не подчиняющаяся математике (то есть наукой не являющаяся)? Все человеческие фобии связаны с гормональным балансом, не более того. Грубо говоря, адреналин всему голова 🙂

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who Viewed the Topic

    28 members have viewed this topic:
    Brc  Aydan Mdl  otlicno365  G-point  Аналитик  Unspoken  guliama  superman  Lee  rotary-aze  art art  Kassiya  Nissa139  A.Hasan  Veronik  Salix  Nigyara  ICP  mahaon  Геннадий  Heydar Ali  S.T.A.L.K.E.R  Al Pacino  Portadown  Bushido  Кошка  Scarlett  Liya1101 
  • Who's Online   4 Members, 7 Anonymous, 13 Guests (See full list)

    • +Agriae
    • +sapiens
    • +Wolfy
    • +Pups.
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions