Jump to content
Baku365.com

Ницше и его безумие


Recommended Posts

Наследие Ницше — это не стройная и последовательная система, как у Канта, а конгломерат разобщенных и часто противоречивых фрагментов, заметок и афоризмов. Почти все его книги можно читать в любом порядке и начиная с любого места — это ничего принципиально не изменит. Отсюда сложность в реконструкции его мысли. Существует множество интерпретаций Ницше, которые трактуют его настолько различно, что возникает впечатление, будто речь идёт о разных авторах.

Всякого, что начинает читать Ницше, обжигает пламенная, титаническая энергетика, исходящая от его текстов, — черный огонь, пылающий между строк, как некая пульсация Ада, антинебес, пронизанных кровавыми молниями. И, опалённый этим пламенем, он уже не может до конца освободиться — Ницше застревает в сознании. А потому он был прав, когда написал о себе: «я не человек, я динамит».

И до сих пор Ницше остаётся последним словом западной мысли — в том смысле, что по сей день не нашлось никого, кто смог бы его превзойти или нанести ему такой же удар, какой он нанес христианству. Он подвергся бесчисленным интерпретациям, и, пожалуй, не было такого течения, которое не пыталось бы приспособить его к своим целям — включая ненавистные ему христианство и либерализм. Однако не возникло ничего такого, что сокрушило бы Ницше, оставило бы его позади, сделало бы его вчерашним словом западного мышления. Не нашлось такого Зевса, который столкнул бы титана Ницше с его философского трона. Его анти-солнце до сих пор в зените. Ницше околдовал западный континент, и никто не предпринял даже попытки освободиться от этих чар.

Link to comment
Share on other sites

Из чего исходит Ницше, где его отправной пункт? Он исходит из такой вещи, как нигилизм. Слово «нигилизм» происходит от nihil, то есть «ничто». Ницше констатирует наступление эпохи нигилизма для западной цивилизации и, соответственно, для всего мира. «Нигилизм стоит за дверями: откуда приходит к нам этот самый жуткий из всех гостей?». «Высшие ценности обесценились», «Бог умер», мир подходит к точке ничто. Нигилизм, «самый жуткий из всех гостей», уже стучится в дверь.

«Смерть Бога» — это ницшевский парафраз для «смерти христианства». То есть христианский Бог умер, христианство как 1500-летний идеологический контур Запада уходит в прошлое — и Ницше ставит вопрос: что делать? И дает ответ, звучащий так: «переоценка всех ценностей».

Если представить учение Ницше очень кратко и очень упрощенно, то получится примерно следующее. Трагический, полный жизни мир древности, стоящий под знаком Диониса, был искусственно оскоплен резцом учений Сократа, Платона и особенно христианства. Возникла такая вещь, как мораль, призванная подавлять сильных и благородных в угоду рессентименту «рабов», то есть всех униженных, бесславных, жалких, больных. Слабость, доброта, болезнь были объявлены позитивными ценностями, а сила, жестокость, воля к жизни обесценены как нечто «плохое». В итоге наступило многовековое господство противоестественных ценностей, превративших человека в стадное, безобидное, скучное животное, в «последних людей». Но вот «Бог умер», христианство отходит в прошлое, наступает эпоха нигилизма, а потому пробил час для объявления войны старым ценностям. Дионис возвращается, мир становится ареной «воли к власти», вечного возвращения и Сверхчеловека. «Я вобрал в себя дух Европы — констатирует Ницше, — теперь я хочу нанести ответный удар». Это учение, как он считает, является одновременно и «самой крайней формой нигилизма», поскольку отрицает всё, на чём до сих пор держалась человеческая цивилизация, и его преодолением, поскольку утверждает «новые скрижали».

Link to comment
Share on other sites

Он пишет в «Ecce homo»: «Я знаю свой жребий. Некогда с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном, — о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит... Моя истина ужасна: ибо до сих пор ложь называлась истиной... Мой жребий хочет, чтобы я был первым приличным человеком, чтобы я сознавал себя в противоречии с ложью тысячелетий... Я благостный вестник, какого никогда не было, я знаю задачи такой высоты, для которых до сих пор недоставало понятий; впервые с меня опять существуют надежды. При всем том я по необходимости и человек рока. Ибо, когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас будут сотрясения, судороги землетрясения, перемещение гор и долин, какие никогда не снились».

Маркс и Ницше сходны в том, что оба исходят из одинакового первоначального пункта — констатации смерти христианства, и вопроса: что теперь делать?

Дальше их мысли расходятся: Маркс предлагает люциферический проект «революции рабочего класса», то есть коллективного Каина, Иуды или Сатаны в логике заново воскрешенного гностицизма. Мы говорили, что у радикальных гностиков отрицательные библейские персонажи наделялись положительным значением. Поскольку мир сотворил «злой демиург» (отождествляемый с библейским Богом), то противостоящие ему персонажи — это на самом деле позитивные и даже героические фигуры, пытавшиеся вырваться из темницы нелепого мира. Это были «революционеры», бросившие вызов злу мироздания и его творцу.

То же самое утверждает Маркс, только совершенно в другой оболочке, соответствовавшей риторике 19-го столетия. Мир, по Марксу — это мёртвая материя, из которой новый гностический субъект в виде «пролетариата» выбивает искры света посредством «труда» и «революционной практики». Тем самым «пролетариат» оказывается коллективным Каином, Иудой или Сатаной, противостоящим «злому демиургу» в этой новой редакции старого гностического мифа.

Link to comment
Share on other sites

Пример существования СССР отправил все труды Карла Маркса коту под хвост к сжл. Они не учитывали основной фактор. В абсолютной массе люди  никогда не ставят общественное выше личного. Это основывается на животном инстинкте и фундаменте его социального существования. И еще немало столетий минет пока сообщество  не откажется в целом от такой модели поведения. 

Link to comment
Share on other sites

Что ж.. Ницше автор не однозначный. Когда я читал его работы, меня не покидало ощущение, что у него были проблемы невротического характера. Бытие у него не данность, а в становлении. Но ведь одно другому не мешает? Не хочу долго расписывать, но он повлиял на философию нашего времени очень сильно. Его "смерть автора" почитается и повторяется в кругу пост модернистов, которые ратуют за метанарративы интертекстуальность, отрицая существование автора так такового.

Дабы не писать отвлеченно и разрозненно, хочу отметить его работу "Так писал Заратуштра", т.е тезисно написать. Его трилогия духа: верблюд, лев и ребенок. Без ребенка лев не станет господином. Мысль интересная. Далее он повествует о злой натуре человека. С этим я тоже согласен. Насчет многих этических моментов и добродетели я с ним не согласен категорически. Он там понамешал всего. Понравился момент когда он говоря о женщине писал, что если идешь к женщине - бери плетку))) Далее про поэтов говорил, что они просто так пишут что бы показаться умнее и вообще они женственны - с этим я тоже согласен. 
 

Как бы там не было, что мы видим? бог мертв, религии зло, культуры мертвы. В этой пустоте должен возвыситься сверхчеловек. Сверхчеловек есть тот, у кого развито стремление к власти и великий эгоизм. Воля к власти сверхчеловека должна уничтожить все старое, в том числе сострадание и создать новые ценности. Понятие "добро и зло" для Ницше есть абсолютная лож, которую сверхчеловек должен в себе побороть. Сверхчеловек должен развивать в себе властолюбие, гордыню и прочие сопредельные качества.
"Будь тем, кто ты есть", толдычит Заратуштра. То есть по мнению Ницше человек и есть сладострастное, гордое существо которое обязано стремиться к власти, ибо это есть величие.  Он там писал, что все хорошо все ЗЛОЕ в человеке, говоря о том что зло есть самое лучшее в человеке, все самое твердое. Так же сверхчеловек не должен совершать договора, так как они обязывают и привязывают.. в общем так...

 

Что я могу сказать? Ницше великий философ, безусловно. Но у него в работах реально очень много казусов. Начнем с того, что там не мало противоречий. В частности в его этике. Его работы были чистой попыткой справится с внутренними проблемами, однако отнюдь не лишены смысла. Ведь инстинктивно мы на самом деле стремимся к самосохранению, что порождает стремление к власти. Он прав в том, что т.н альфа самец должен стремится к власти и сексу. Это выводимо из простой биологии. Однако сверхчеловек не должен противопоставлять себя обществу, напротив, он должен быть в обществе! Ведь стадность тоже неотъемлемая часть нашей природы, без которой мы бы не выжили. В общем то мысли ценные у Ницше есть, но особо углубляться в него тоже не стоит

Edited by ImpendingDoom
  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

On 9/3/2018 at 8:49 AM, pipofreelander said:

Почти все его книги можно читать в любом порядке и начиная с любого места — это ничего принципиально не изменит. Отсюда сложность в реконструкции его мысли. Существует множество интерпретаций Ницше, которые трактуют его настолько 

Как говорил Ницше Моя заветная мечта — сказать десятком предложений то, на что другим требуется целая книга. 

 

Edited by Paprika
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

On 9/3/2018 at 8:53 AM, pipofreelander said:

Он пишет в «Ecce homo»: «Я знаю свой жребий. Некогда с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном, 

Вот тут он выступил в роли предсказателя. 

Link to comment
Share on other sites

А что предлагает нам Ницше? Он говорит, что коль скоро «Бог умер» и то, на чём в течение как минимум полторы тысячи лет держалась западная цивилизация, затряслось и стало распадаться, то давайте пойдём дальше, вооружимся молотом и разрушим всё это до основания, а затем исполним на обломках дионисийский танец, осуществим «переоценку всех ценности».

Прежде всего тут встаёт вопрос: если Бога нет, то что есть? И Ницше говорит: есть «воля к власти» и «вечное возвращение». Мир представляет собой плазматическое и совершенно бессмысленное, иррациональное движение некой воли, случайные структурации которой предстают для нас как «истина», «мораль», «реальность» и так далее.

То есть, по Ницше, мир есть пена на поверхности Хаоса. Упорядоченность — всего лишь иллюзия. Изнанка бытия — это сумасшедший танец слепых иррациональных сил. В индуистской мифологии Шива танцует. Сам Ницше, впадая в сумасшествие, танцевал в своей комнате в голом виде (таким увидела его хозяйка квартиры, подсматривая в замочную скважину).

В свою очередь, учение о «вечном возвращении» утверждает, что всё возвращается снова и снова в том же самом виде, как было. Как я сейчас сижу и записываю эту лекцию — так же я буду сидеть еще миллионы и миллиарды раз, до бесконечности. Всё будет повторяться по кругу. Сам Ницше говорил, что это странное учение пришло к нему на берегу озера Сильваплана как некое «откровение», и поначалу выражал его не иначе как полушепотом в кругу самых близких людей.

Учение о «вечном возвращении» — это в действительности не ответ на вопрос о смысле, а закрепление бессмыслицы. Ницше констатирует наступление эпохи нигилизма, утраты всех и всяческих смыслов. И ответ, который он дает на вопрос «что делать?», состоит просто в закреплении бессмыслицы навечно, в качестве некоего доктринального основания. Тот, кто выдержит такую бессмыслицу, станет «сверхчеловеком».

Link to comment
Share on other sites

Итак, мы видим, что суть данного учения состоит не в чем ином, как в разрушении человеческого образа и погружении человека в некую шизогенную реальность. Мир, рисуемый Ницше, — это в буквальном смысле мир шизофреника, в котором нет никаких точек опоры, ценностей, моральных критериев: текучая река хаоса. Именно так воспринимают реальность шизофреники. Их мир наполнен безличными мифическими потоками, беспощадным космическим ветром. Мы уже говорили, что шизофрения -  не просто медицинский диагноз: это гораздо более широкий феномен, связанный с проблемой ценностей и власти. Трудно сказать, Ницше поверил в этот миф, потому что он уже сходил с ума, или, наоборот, сошёл с ума, потому что поверил в этот миф. В любом случае, безумие Ницше было всего лишь приведением себя самого в соответствие с собственной философией.

 В теме ШизофреНИК— это в определенном смысле «сверхчеловек». Мы говорили в теме ШИЗОФРЕНИЯ , что он представляет собой уже совершенно иное существо, перешагнувшее границы и пределы «человеческого». В этом и состоит специфический ужас шизофрении, что у нас перед глазами рождается некое «другое», с которым невозможно найти общий язык. Шизофреника соединяет с нормальным человеком только внешняя физическая оболочка, которая, впрочем, у него тоже часто переживает странные трансформации (например, кататонические состояния). По данному критерию и проходит отличие шизофреника от невротика. Невротик — это человеческая личность, имеющая определенные психические проблемы. Он тоже может видеть галлюцинации, совершать странные поступки — но всё это в рамках одной личности. Такого человека можно понять, как-то помочь ему, даже несмотря на его неадекватность. В случае же шизофрении исчезает сама личность: не с кем больше находить общий язык, перед нами другое существо, находящееся за пределами «человеческого, слишком человеческого», как и «по ту сторону добра и зла». Мы не можем понять его, мы не в состоянии даже сочувствовать ему, и он тоже не понимает нас и не испытывает никаких эмоций в отношении нас. Обычные люди находятся где-то на крайней периферии мира шизофреника; в конечном счете, они ему просто мешают, как другой биологический вид. Обычно шизофреники абстрагируются от окружающего общества и не обращают на нормальных людей никакого внимания. Если же те и становятся предметом их интереса, то только в рамках их собственной картины мира. Шизофреник может убить своего отца, мать или ребёнка и не испытывать никаких угрызений совести по данному поводу. В том мире, где он живёт, это представляется как железная «необходимость» или «приказ высших сил».

  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

Ницше говорил, что людьми будущего станут те, кто выдержит тяжесть учения о вечном возвращении. Это всё равно что сказать: людьми будущего станут те, кто выдержит тяжесть шизофрении. Но суть в том, что тяжесть этого невозможно вынести, потому что больше нет того, кто будет это выносить. Нет «я», нет субъекта, нет личности. Есть пустая оболочка, черное зеркало, через которое гуляют блики, волны, потоки. Если бы Ницше вернулся из своего шизофренического плавания, мы могли бы поверить ему и его обещаниям. Но он не вернулся оттуда.

И, взглянув на путь Ницше, на его биографию, мы увидим такую странную вещь: он сам как личность был полной противоположностью своих идеалов. Он восхвалял жизнь и здоровье, будучи слабым и больным. Прославлял оргиазм плоти, не имея никаких отношений с женщинами. Учил, что высший закон — это право сильного, но сам был безобиднейшим человеком, ведущим уединенный и тихий образ жизни. Проповедовал аморализм и «падающего — толкни», являя образцовый пример конвенционной морали и бюргерского приличия. Никто так грубо не попирал учение Ницше, как сам Ницше.

Читая воспоминания о нём его современников, поражаешься, насколько другого человека они описывают — как будто «Заратустра» и «По ту сторону» написаны совершенно иной личностью. Возникает ощущение, что учение Ницше было составлено им не благодаря, а вопреки своей собственной натуре.

Другой важный момент состоит в том, что в личном мифе Ницше уделена особая роль теме страданий. Его болезнь — неизменный герой и спутник его книг. Читая об этом, особенно в его автобиографическом произведении «Ecce homo», а также в письмах, мы замечаем такую странную вещь: он не пытается преодолеть свои страдания, а наоборот, как бы культивирует их. Обычно больной человек старается излечиться от болезни. Но Ницше всерьез не предпринимал подобных усилий. Он не имел даже определенного диагноза. И вырисовывается такая картина, что болезнь была нужна ему, являлась необходимым условием его творчества. Если бы не было этой загадочной болезни, то не было бы самого феномена Ницше.

Болезнь Ницше не поддается никакой диагностике, даже усилиями современной медицины. Он жалуется на постоянные приступы боли, рвоту, слабость, потерю зрения, паралич, — и так в течение многих лет, — но это не похоже на клиническую картину ни одного из известных заболеваний. С чем это связано? С тем, что в действительности его болезнь была не столько болезнью, сколько средством самоинициации. «Шаманской болезнью», если угодно. В определенном смысле Ницше сам вызвал её. Без шаманской болезни нет шамана — и без болезни Ницше не было бы Ницше.

Link to comment
Share on other sites

 В теме про Алхимию Мы говорили, что путь языческой, созерцательной инициации начинается с погружения себя в состояние «нигредо», спуска в Ад, крайних и жестких страданий, призванных разрушить привычные границы человеческой формы, снести границы и фильтры человеческого хейкеля. Считалось, что после этого индивид мог перейти в новое, сверхчеловеческое состояние. Датский путешественник Кнут Расмуссен беседовал с одним шаманом на Аляске, и тот рассказал ему, как проходит шаманское посвящение, как человек становится шаманом. В числе того, что он сказал, было: «Единственная настоящая мудрость живет далеко от людей, в полном одиночестве. Получить её можно лишь через страдания. Только уединение и лишения открывают душу для того, что спрятано». Трудно отличить эти слова от какой-то цитаты из трудов Ницше. Если вставить её в любой из его текстов, читатель не заподозрит подмены; даже специфический ницшеанский стиль тут соблюдён.

Если где-то и следует искать разгадку страданий Ницше, так тщательно пестуемых и культивируемых им самим, так это здесь. Он пытался инициировать сам себя — вопреки самому себе, вопреки сопротивлению своей натуры: бросился в морскую пучину безумия, «нигредо», чтобы взрастить из себя нового человека.

Ни в каких поступках Ницше, ни в чем из того, что он делал в своей реальной жизни, не проявляется ни малейших следов его учения. Его поведение в повседневной жизни было именно что «человеческим», и это и есть то, что вызывает в нас сочувствие и симпатию к нему, когда мы читаем его историю. Если бы Ницше вёл образ жизни, отвечающий его идеям — как это делал, например, его последователь Кроули( о нем поговорим тоже), — его личность вызывала бы отвращение, что, в свою очередь, отразилось бы и на восприятии его учения. То есть, сочувствуя и сострадая Ницше, люди в действительности сострадают в нём тому, что как раз противоречит его идеям.

Биография Ницше представляет собой историю того, как постепенно им овладевали некие силы, поглотившие его изнутри. Сначала это нормальный человек, здоровый, полный энергии, вращающийся в обществе. Учитель Ницше, мэтр филологии Ричль, писал о нем 24-летнем, в одном рекомендательном письме: «Сейчас ему 24 года: силён, здоров, отважен, крепок телом и духом». Но примерно к тридцати годам у него наступает период отдаления от людей («шаманского одиночества»), странных физиологических симптомов и появления тех книг, по которым мы и знаем «ницшеанство». И вот уже о себе 36-летнем он пишет: «В тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности». Все синдромы тут схожи с признаками «шаманской инициации», когда начинающий шаман отделяется от общества, ведет одинокий и странный образ жизни, испытывает ужасные страдания, его посещают духи... И сам Ницше неоднократно намекает, что его тексты — это итог нечеловеческой инспирации некими силами. В черновых заметках он делает такое признание: «В молодости я встретил опасного бога и никому не хотел рассказывать, что тогда произошло в моей душе – как хорошего, так и плохого. Так я постепенно научился молчать, как учатся говорить, чтобы уметь молчать о главном». Или возьмём знаменитый отрывок из «Ecce homo»: «Есть ли у  кого-нибудь в конце девятнадцатого столетия ясное понятие  о том, что поэты  сильных эпох называли инспирацией? В противном случае я хочу это  описать.  При  самом  малом  остатке  суеверия действительно  трудно защититься от представления, что ты только  инкарнация, только рупор, только медиум сверхмощных сил. Понятие откровения в том смысле, что  нечто внезапно с  несказанной уверенностью  и  точностью становится видимым, слышимым  и до самой  глубины  потрясает  и  опрокидывает человека,  есть  просто  описание фактического состояния. Слышишь без поисков; берешь, не спрашивая, кто здесь дает;  как  молния,  вспыхивает  мысль,  с   необходимостью,  в  форме,  не допускающей колебаний, — у меня никогда не  было  выбора. Восторг, огромное напряжение  которого  разрешается порою  в  потоках  слез, при котором  шаги невольно  становятся  то бурными,  то медленными;  частичная невменяемость с предельно ясным сознанием бесчисленного множества  тонких дрожаний  до самых пальцев  ног... Все  происходит в высшей степени  непроизвольно, но как бы  в потоке чувства свободы,  безусловности,  силы, божественности...»

Итак, история Ницше — это история постепенного разрушения человеческого хейкеля силами, с которыми он вступил в контакт, но которых сам же боялся. Он то сопротивлялся им, то с радостью шёл навстречу. А потому как человек он вызывает несомненное сочувствие своими страданиями, но при этом следует помнить, что чем дальше заходило дело, тем больше человеческое в нем вымывалось нечеловеческим — пока полностью не уничтожило его. «Если смотришь в бездну, то бездна начинает смотреть в тебя» — он имел право это сказать.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Спасибо за скопированный текст. Интересная тема.  Вы вот скажите как вы сами к нему относитесь и что именно в его работах трогает вам ум и душу.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...