Jump to content
Baku365.com

В Азербайджане мусульманки жалуются на дискриминацию


Johnny Cage

Recommended Posts

Johnny Cage

Хиджаб или работа — в Азербайджане мусульманки жалуются на дискриминацию

Азербайджан — светское государство, где, по официальным данным, 93-96 процентов населения считают себя мусульманами. Тем не менее, женщины-мусульманки здесь жалуются на дискриминацию. Главная проблема — им трудно устроиться на работу.


“Девять лет, как я ношу хиджаб, и девять лет, как не могу найти работу”, — говорит 39-летняя Гюльбениз Иманова. 

Муж Гюльбениз скончался девять лет назад. С тех пор она и начала совершать намаз и покрывать голову. Сейчас она в одиночку содержит четверых детей, старшему из которых 19, а младшему – восемь лет. 

“Не понимаю такого отношения, что плохого в том, что я в хиджабе?  Наоборот, женщина в хиджабе будет тихо и скромно, и на совесть, выполнять свою работу.”

Действительно, в исламе, кроме требований к одежде, есть и жесткие требования к моральным качествам мусульманина — например, категорически запрещено брать чужое, давать или брать взятки. По идее, истинный мусульманин должен быть очень совестливым работником.

У Гюльбяниз Имановой среднее образование. Так что ищет она в основном работу, связанную с уборкой:

“Вот недавно один ресторан искал уборщицу. И зарплата хорошая была. Пошла я туда, а они говорят, что не могут взять на работу женщину в хиджабе. Опять ни с чем вернулась. Но я ведь не официантка, к посетителям не выхожу, какая им разница, во время уборки открыта моя голова или покрыта?”

19800979_1712061302155466_95154106456613

По словам Имановой, ее дочь-студентка тоже носит хиджаб, но говорит, что никаких проблем в университете у нее из-за этого нет — ни с сокурсниками, ни с преподавателями. 

 

Страх и непонимание — корни проблемы

Социолог Санубар Гейдарова объясняет, почему практикующие мусульманки оказались уязвимой группой в азербайджанском обществе:

“Религиозный человек –  тот, кто соблюдает в своей повседневной жизни религиозные ритуалы, живет в соответствии с религиозными канонами. Большинство азербайджанцев – не религиозные традиционные мусульмане. То есть они называют себя мусульманами лишь потому, что родились в этой стране.

Религия для среднестатистического азербайджанца не отличается от паспортных данных, и ему неведома ответственность за выбор религии. Более того, можно даже сказать, что он боится «настоящей религии».

Люди часто боятся того, чего не понимают. А среднестатистический азербайджанец о религии знает мало, а то и вовсе ничего не знает. И страх этот порой воплощается в «уважение».

Такой человек, стремясь к кротости и не желая «копить лишние грехи», поддакивает мулле на поминках, в автобусе торопливо уступает место женщине в хиджабе, не играет свадьбу в месяц Мухаррам. Все это обычно делается не потому, что так велит религия, а из неведения и страха.

Такое же отношение проявляется и к «истинно религиозным» людям.

В стране, большая часть населения которой считает себя мусульманами, женщина в хиджабе вызывает волнение и панику.

Она не такая, как большинство, с ней нужно обращаться как-то по-особому, не как со всеми, а у нас нет ни времени, ни желания заботиться об этом во время рабочего процесса. А если учитывать еще и подсознательный страх, то причины агрессии становятся ясны.

Работодателю нужен сотрудник, к которому он сможет обращаться безо всякой опаски, спокойно давать поручения и критиковать за промахи, беспроблемный работник, который не принесет с собой на рабочее место новые правила. И он уверен, что женщина в хиджабе не подходит под эти критерии: если он накричит на нее, то будет потом ощущать себя виноватым, если запретит ей совершать намаз в рабочее время, будет испытывать потом страх и так далее.

Еще один фактор, усугубляющий эту проблему – отсутствие общественного диалога. Если и религиозная, и секулярная части общества осмелились бы открыто рассказать о своих верованиях и ожиданиях, им стало бы проще уживаться друг с другом”.

Или религия, или успех

28-летняя Арзу [имя изменено — авт.] для того, чтобы найти работу, вынуждена была отказаться от хиджаба.

Она рассказывает, что окончила школу и университет с отличием. Помимо родного языка, владеет русским и английским, училась на разных местных и международных курсах по своей специальности. Но подходящую работу все равно найти не могла.

“Даже на собеседовании в колл-центре мобильного оператора мне отказали из-за хиджаба. Что, абонентам по телефону видно, что я в хиджабе? А фирмы по трудоустройству предлагали, в лучшем случае, место продавщицы в аптеке”.

Она говорит, что как только сняла хиджаб, сразу появилась хорошо оплачиваемая работа, полностью соответствующая ее квалификации.

“Наше общество пристрастно. Я никогда не занималась религиозной пропагандой и в целом не люблю говорить о своей вере. Но на работе всегда сталкивалась с какими-то ненормальными вопросами, странным предубеждением. Например, когда обсуждали новости о радикальных исламистах, я всякий раз оказывалась в центре внимания. Многие ассоциируют всех верующих с радикальными исламистами и террористами. Это несправедливо”.

“Для одиноких женщин покрытая голова – страховка от осуждения”

Глава Женского центра по евро-интеграции Назакят Зейналлы  подтверждает, что женщины в хиджабе часто сталкиваются с проблемами, связанными с работой. И, по ее словам, чаще всего такие проблемы возникают у тех из них, чья работа требует низкой квалификации:

“Пытаясь устроиться уборщицей или няней, женщины постоянно сталкиваются с дискриминацией. Некоторые семьи опасаются, что религиозные взгляды няни повлияют на ребенка”.

По мнению Зейналлы, то, что женщины покрывают голову, не обязательно связано с их религиозными взглядами. Некоторые стремятся казаться “скромнее”, чтобы обезопасить себя:

“Женщины покрывают голову, чтобы избежать осуждения окружающих после развода или оставшись вдовами. Они говорят, что, отправляясь на работу в таком наряде, ощущают себя в некотором роде застрахованными от вопросов наподобие «почему поздно возвращаешься с работы?» и так далее”.

Дело в том, что в патриархальных кругах азербайджанского общества до сих пор существуют жесткие правила для женщин. Например, секс только в браке, быть дома до темноты и так далее. Нарушители осуждаются и могут даже подвергаться насилию. Хиджаб как бы говорит соседям: “Я не из бара иду, а с работы”.

О «борьбе за хиджаб»

Несколько лет назад проблема хиджаба в Азербайджане была гораздо острее. 

В начале 2011 года в азербайджанских школах ввели единую школьную форму. Собственно, носить в школу хиджаб и раньше не разрешали нигде в Азербайджане, кроме радикально-религиозного поселка Нардаран.

Азербайджан – светская страна, но в законодательстве нет никаких запретов на хиджаб и другие религиозные головные уборы.

Для министерства образования введение единой формы стало поводом категорически запретить хиджаб в школах. А для Исламской партии Азербайджана — вывести на улицу тысячу человек. И начать борьбу за то, чтобы девушки в хиджабах могли ходить в школы и вузы. 

В целом, борьба увенчалась успехом — хиджаб разрешили. Но само протестное движение было жестко подавлено, 31 активиста Исламской партии Азербайджана осудили на разные сроки по разным обвинениям.

Последние трое из них, осужденные на пять и шесть лет, вышли на свободу в апреле 2018-го. 

“Стараюсь обеспечивать работой только своих братьев и сестер по исламу”

23-летняя Замина носит чадру (длинное религиозное одеяние черного цвета, закрывающее фигуру с ног до головы). Но ей повезло больше, чем другим героиням. Она работает продавщицей в магазине в центре Баку. И зарплата, как она говорит, у нее “нормальная”. 

А все дело в том, что работает она в одном из Muslim Shop-ов, которых в стране становится все больше.

“Мне очень комфортно здесь работать. Но у других мусульманок нет возможности найти такую работу. Ведь таких магазинов не так много, чтобы обеспечить работой всех. Например, две мои старшие сестры с высшим образованием годами сидят без работы”.

Хозяин магазина говорит:

“Кому-то сосед шепчет вслед: «ваххабиты они, террористы». Кого-то не принимает собственная семья. Кого-то притесняют в школе или университете. Кто-то годами не может устроиться на работу. Поэтому я как предприниматель — и мусульманин — стараюсь трудоустраивать своих братьев и сестер по исламу”.

21741254_1711732338869173_57218375269410

 

 

JAM-NEWS.NET

In-depth news and analysis from across the Caucasus

 

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 1.3k
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

  • Лента

    181

  • Adina

    174

  • Zefir

    90

  • Konatus

    83

Bushido
2 минуты назад, Johnny Cage сказал:

Большинство азербайджанцев – не религиозные традиционные мусульмане. То есть они называют себя мусульманами лишь потому, что родились в этой стране.

 

Это в принципе деисты.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Starry Eyed

Я не понимаю вообще таких запретов. Это элемент одежды, никак не мешающий работе. В чем проблема?

Link to comment
Share on other sites

Editor
9 minutes ago, Starry Eyed said:

Я не понимаю вообще таких запретов. Это элемент одежды, никак не мешающий работе. В чем проблема?

Тут есть элементы принуждения.

Вы можете надеть джинсы, а можете одеть и платье.

А с хиджабом таких вариантов и выбора нет. 

Link to comment
Share on other sites

zeffa

безхиджабным тоже нелегко найти работу, думаю проблема не в этом

  • Like 3
  • Excellent 2
Link to comment
Share on other sites

Лента

Проблема именно в этом.Моя двоюр.сестра работала учительницей в детском саду.Частный садик,хорошо платили.Она когда покрыла голову  ей поставили условие - либо она снимает платок,либо уходит с работы.

Странно ,что это такое происходит в Азербайджане . 

Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, Сева ИМ said:

В азербайджане как раз таки дискриминация атеистов. Попробуйте где нибудь в обществе скажите что вы атеист и не верите в существование бога. В самом лучшем случае вас осмеют, в худшем даже боюсь представить...

но на работу берут?))) 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Сева ИМ
21 минуту назад, Starry Eyed сказал:

Я не понимаю вообще таких запретов. Это элемент одежды, никак не мешающий работе. В чем проблема?

Есть дресскод для всех. Вы на работу можете прийти в шортиках? или в халате? НЕТ. Если вы придете трудоустраиваться в халате вас даже на собеседование не примут. Так почему в чадре можно в халате нет?

  • Like 12
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Сева ИМ
1 минуту назад, Лента сказал:

но на работу берут?))) 

На работу не берут тоже))) У нас вообще страна дискриминаций. Женщину старше 40 лет не берут на работу. Взять флаг в руки и на митинг? Без английского даже в уборщицы не берут им тоже с флагом на улицы выходить?  Не берут на работу женщин разведенных ( у них проблем много и отпрашиваются часто), и вообще если нет родственников не берут на работу. Что теперь? 

Хиджабницы у нас самая привелегированная прослойка?))

  • Like 10
Link to comment
Share on other sites

Бенц
3 минуты назад, Сева ИМ сказал:

Есть дресскод для всех. Вы на работу можете прийти в шортиках? или в халате? НЕТ. Если вы придете трудоустраиваться в халате вас даже на собеседование не примут. Так почему в чадре можно в халате нет?

тот редкий случай когда атеизм взял вверх перед феминизмом ))

  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

DRuman

устроили бурю в стакане)

не нравятся законы светской страны, переезжайте в страны, где рулят законы  шариата.

  • Like 2
  • Excellent 1
  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

Лента
4 minutes ago, Сева ИМ said:

Есть дресскод для всех. Вы на работу можете прийти в шортиках? или в халате? НЕТ. Если вы придете трудоустраиваться в халате вас даже на собеседование не примут. Так почему в чадре можно в халате нет?

уборщицей не взяли.О каком дресс-коде идет речь? она же не устраивалась в нефтекомпанию )

Link to comment
Share on other sites

Aziza

Я думаю проблема не в том что женщина покрыта или нет.Покрытых не берут на работу потому что понимают,религиозным женщинам не всё можно.Есть работа где ты должна общаться с мужчинами,частые контакты,договора,переговоры итд.И работодатель просто не хочет создавать себе проблем,так как понимает,что религиозная женщина в любой момент может воспринят любое не верное движение со стороны мужчины,как оскорбление ее религии.Думаю причина больше в этом. 

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, DRuman said:

устроили бурю в стакане)

не нравятся законы светской страны, переезжайте в страны, где рулят законы  шариата.

с какой стати она должна переехать из своей страны? 

Link to comment
Share on other sites

DRuman
Только что, Лента сказал:

с какой стати она должна переехать из своей страны? 

а с какой стати вся страна и законы должны подстраиваться под чьи-то желания и прихоти?

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

Лента
3 minutes ago, Сева ИМ said:

На работу не берут тоже))) У нас вообще страна дискриминаций. Женщину старше 40 лет не берут на работу. Взять флаг в руки и на митинг? Без английского даже в уборщицы не берут им тоже с флагом на улицы выходить?  Не берут на работу женщин разведенных ( у них проблем много и отпрашиваются часто), и вообще если нет родственников не берут на работу. Что теперь? 

Хиджабницы у нас самая привелегированная прослойка?))

да.Взять флаг в руки идти на митинг. Хиджабница (как вы выражаетесь) не привилегирована,но то что она говорит громко о проблеме делает ей только честь.

А разведенная если молчит или женщина после 40 лет - это их осознанный выбор.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Al Pacino
1 minute ago, Лента said:

с какой стати она должна переехать из своей страны? 

Аллах призывает уезжать оттуда где прижимают в религиозном плане 

  • Like 9
Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, DRuman said:

а с какой стати вся страна и законы должны подстраиваться под чьи-то желания и прихоти?

а где в законе сказано,что нельзя носить хиджаб? 

Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, Al Pacino said:

Аллах призывает уезжать оттуда где прижимают в религиозном плане 

да,находит желательным.Но если некуда уехать ? тем более если ты женщина ,одна ,с детьми.Куда она может поехать с родного дома?

ребят,вы о чем ??? 

Link to comment
Share on other sites

Al Pacino
3 minutes ago, Лента said:

да,находит желательным.Но если некуда уехать ? тем более если ты женщина ,одна ,с детьми.Куда она может поехать с родного дома?

ребят,вы о чем ??? 

тогда придётся смириться, Аллах накажет нечестивцев 

  • Like 4
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

Undina
21 минуту назад, Лента сказал:

Проблема именно в этом.Моя двоюр.сестра работала учительницей в детском саду.Частный садик,хорошо платили.Она когда покрыла голову  ей поставили условие - либо она снимает платок,либо уходит с работы.

Странно ,что это такое происходит в Азербайджане . 

Не всем. Знаю одну учительницу, муж у нее чинуш, ей разрешили носить хиджаб.

Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, Al Pacino said:

тогда придётся смириться, Аллах накажет нечестивцев 

а жить на что? 

Link to comment
Share on other sites

Undina
6 минут назад, Лента сказал:

да,находит желательным.Но если некуда уехать ? тем более если ты женщина ,одна ,с детьми.Куда она может поехать с родного дома?

ребят,вы о чем ??? 

Куда глаза глядят. И где есть свобода.

Link to comment
Share on other sites

Aziza

На сколько мне известно,Коран не требует покрывать голову,только в том случаи если на волосах есть украшение или что-то в этом роде,что может привлечь лишнее внимание.И если это так,то зачем женщины покрывают голову?Самовольно не каждая на такое пойдет. 

  • Like 1
  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

DRuman
8 минут назад, Лента сказал:

а где в законе сказано,что нельзя носить хиджаб? 

Сразу после пункта о запрете хождения на работу в шапке-ушанке и стрингах :227:

 

Кстати, нигде не написано, что запрещено ходить на работу в национальной одежде  африканского племени юмба-мумба. Как думаете, возьмут на работу, если пойду на собеседование  в прическе из страусиных перьев и укутавшись в лист папоротника?

Edited by DRuman
  • Like 6
  • Excellent 1
  • Haha 3
Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, Сева ИМ said:

С чего вы взяли? В статье не было  написано куда именно она ходила устраиваться)))

 

написано как раз..

одна хотела устроиться в КоллЦентр.Какая разница кто там за монитором или на телефоне ,покрытая или голая? но и туда не взяли.

А первая хотела устроиться простой уборщицей в ресторан (или кафе) 

Link to comment
Share on other sites

Лента
Just now, Aziza said:

На сколько мне известно,Коран не требует покрывать голову,только в том случаи если на волосах есть украшение или что-то в этом роде,что может привлечь лишнее внимание.И если это так,то зачем женщины покрывают голову?Самовольно не каждая на такое пойдет. 

вам неправильно известно.. 

Link to comment
Share on other sites

Сева ИМ
7 минут назад, Лента сказал:

а где в законе сказано,что нельзя носить хиджаб? 

Пусть носит, кто ей запрещает? Ну может она работать в муслимских школах, ну может обучать исламу желающих, ну или в муслимских семьях нянькой работать. Пусть ищет да. Кто ей запрещает?

  • Like 2
  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who's Online   5 Members, 3 Anonymous, 57 Guests (See full list)

    • navy
    • +Светлый путь
    • cuap
    • +falkie
    • +Bordertown

×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions