Jump to content
Baku365.com

Германо-османский альянс и пропаганда джихада


Lerra

Recommended Posts

Lerra

Германо-османский альянс и пропаганда джихада.: между вымыслом и реальностью (1914–1918) С.А. Шерстюков Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

 

Обращения к религиозному (псевдорелигиозному) языку и символам были характерны для всех участников начавшегося в 1914 г. глобального конфликта. Они позволяли придать межгосударственному противостоянию новое, «сакральное» измерение и одновременно историческую глубину. Это происходило в условиях размывания границ между религиозным и нерелигиозным и являлось проявлением того, что сегодня описывается как процесс сакрализации политики и политизации религии.

Довольно часто, однако, речь шла не о возвращении к традиции, а, если пользоваться определением Эрика Хобсбаума, ее изобретении. Элементы подобного изобретения традиции можно найти в османском Великом джихаде, пропаганда которого в годы войны станет одной из важнейших задач не только для османов, но и для их немецких союзников. Последние увидели в исламе «новое оружие», которое можно обратить против своих врагов. Оформлению подобной стратегии способствовало много причин, среди них — сложившиеся к тому времени в Европе способы восприятия и описания ислама и мусульман, подъем панисламизма и значительное число мусульманских подданных у главных противников Германской империи (России, Великобритании и Франции).

Пропаганда джихада не принесла результатов, на которые рассчитывали немцы, однако спустя столетие после окончания Первой мировой войны эта грань германо-османского сотрудничества продолжает оставаться предметом изучения и серьезных дискуссий среди исследователей.

1 декабря 1806 г., прибыв в польский город Познань, Наполеон отправил письмо османскому султану Селиму III, в котором он предлагал правителю Османской империи выступить совместно с Францией против России. Позднее Наполеон приказал одному из своих министров, Камбасересу, перевести на турецкий и арабский языки бюллетень Великой армии и подготовить специальный памфлет, текст которого нужно было распространить в Османской империи. В напечатанной в 1807 г. в Париже брошюре османский муэдзин, от имени которого был написан памфлет, призывал османских мусульман проснуться, восстановить мужество и начать войну с Россией, с тем, чтобы вернуть территории, когда-то принадлежавшие Османской империи. Мусульманам предлагалось обратиться к одному из сокровищ, которое всемогущий бог укрыл для них — французской дружбе и поддержке Наполеона — героя, которого бог послал, чтобы спасти его страну и изменить условия в других странах [1, p. 100–101]. В этой брошюре, написанной по приказу Наполеона, использовались приемы, логические ходы и риторические конструкции, к которым спустя более чем сто лет, в годы Первой мировой войны, будет обращаться пропаганда Германской империи на Ближнем Востоке и в мусульманском мире в целом (а позднее, в годы Второй мировой войны, — пропаганда Третьего рейха).

Наполеон не смог создать коалицию с османами, немцы в 1914 г. не только заключили союз с Портой, но и на протяжении всей мировой войны осуществляли совместно с ней пропаганду, в центре которой находился призыв мусульман к джихаду. К настоящему времени опубликовано значительное число исследований, посвященных немецкой и османской пропаганде в отдельных странах и в мусульманском мире в целом, роли в ее планировании и осуществлении европейских ориенталистов, реакции на эту пропаганду Великобритании, России и Франции и другим темам [2]. Степень немецкого участия в османском джихаде при этом оценивалась по-разному и вызывала споры среди исследователей. Данная статья посвящена изучению некоторых аспектов османо-немецкого сотрудничества в сфере пропаганды, а также того, как представляли себе пропаганду джихада (и какое место отводили ей в своих планах) немецкие дипломаты, ориенталисты и военные, как они оценивали ее итоги в ходе войны и сразу после ее завершения.

К началу XX в. большая часть стран и территорий, на которых проживали мусульмане, находилась под прямым или непрямым контролем европейских империй. Однако парадоксальным образом, по мере укрепления и расширения европейского господства в мусульманском мире, в сознании европейских колонизаторов появлялись все новые опасения и страхи, связанные с исламом. Возникает, в частности, страх того, что однажды европейские державы могут столкнуться не с отдельными мусульманскими восстаниями, а с глобальным «панисламистским» восстанием, которое положит конец европейскому колониальному господству [3, p. 389].

Этот страх питали утвердившиеся в сознании европейцев представления о «фанатичности» мусульман, появление и рост популярности панисламизма, а также политика Османской империи, лидеры которой с 1870-х гг. обращалось к панисламизму в попытке обеспечить выживание османского государства [4, p. 203].

В 1889 г. либерал Фридрих Науманн уже предсказывал, что в случае войны «халиф Константинопольский еще раз поднимет знамя священной войны. Больной человек в последний раз встанет, чтобы громко прокричать в направлении Египета, Судана, Восточной Африки, Персии, Афганистана и Индии: «Война против Англии!». Весьма важно знать, кто поддержит его на его кровати, когда он произнесет этот крик!» [3, p. 391].

С одной стороны, более или менее успешные попытки операционализации религии можно встретить на протяжении всего «длинного» XIX в., с другой — XIX в. принято считать веком нарастающей секуляризации — процесса, который затронул и Османскую империю. Однако вряд ли можно оценивать события, развернувшиеся в начале XX в. на Ближнем Востоке, Балканах, в Северной Африке, в которых огромную роль (часто определяющую) играли европейские державы, с точки зрения постепенного ослабления влияния религии.

Религии не просто не уходили со сцены истории, но и иногда занимали новые пространства или, как казалось, отвоевывали когда-то утерянные позиции. Религии играли большую, иногда недооцениваемую роль во всех проектах строительства нации — в том числе в тех случаях, когда их строительство происходило в ядре империи. Религии оказывались незаменимым инструментом при проведении границ между сообществами своих и сообществами «других» (внутренних и внешних), позволявшим обратиться к выработанным в рамках каждой религиозной традиции практикам консолидации верующих и способам критики иноверцев.

С потерей балканских владений и сокращением территории Османской империи, которая включала теперь преимущественно мусульманских подданных, произошло то, что исследователь Хасан Кайали описывает как «исламистское переосмысление оттоманизма». В результате младотурки «стали полагаться на религию в их поисках централизации и социальной гармонии, так же, как это делал их заклятый враг Абдулхамид» [5, p. 179]. Этот парадоксальный на первый взгляд пример идеологической эволюции младотурок демонстририрует, как происходившие в империи процессы (в данном случае — процесс «сжатия» империи) могли не только способствовать приходу к власти в империи новых сил, но и зачастую определяли логику их действий вне зависимости от первоначальных устремлений этих сил.

Германская империя, ее дипломаты, военные и бизнесмены в течение нескольких десятилетий, предшествовавших Первой мировой войне, сделали многое для упрочения немецкого присутствия в Османской империи и внесли определенный вклад в ее модернизацию. Тем не менее, когда в начале Первой мировой войны перед Берлином возник вопрос о заключении военного союза с Османской империей, идея и перспектива этого союз казалось привлекательной не всем немецким деятелям. Посол Германии в Стамбуле барон Ганс фон Вангенгейм и генерал Лиман фон Сандерс, глава германской военной миссии, считали, что османы будут больше бременем, нежели полезным союзником как в дипломатическом, так и в военном отношении [6, с. 43]. На подписании соглашения с османами в тот момент настоял лично Вильгельм II. Относительная военная слабость Османской империи компенсировалась в глазах части немецких руководителей тем положением, которое занимала Османская империя и ее формальный руководитель — султан-халиф — в мусульманском мире, и надеждами использовать это положение в военных целях Германии.

Человеком, который преобразовал смутные представления о восстаниях мусульман в разных странах в план «глобального» джихада, был немецкий археолог и дипломат Макс фон Оппенгейм

Будучи непримиримым противником Британской империи, Оппенгейм был одним из первых, кто предложил использовать дружбу Германии с мусульманским миром как «новое оружие» против британцев [6, с. 48]. Сблизившись с Вильгельмом II во время знаменитой поездки немецкого кайзера на Ближний Восток и неоднократно встречаясь с ним впоследствии, он донес до кайзера свои взгляды на ислам и мусульманский мир. Когда в августе 1914 г. началась война, по предложению Оппенгейма в Берлине было создано так называемое Агентство восточных новостей («Бюро джихада»), которое должно было заниматься панисламской пропагандой во французской Северной Африке, российской Центральной Азии и в британских колониальных владениях, прежде всего в Индии [6, с. 48]. Ожидалось, что результатом этой пропаганды станут восстания и бунты мусульман в этих регионах, а также дезертирство солдат мусульманского вероисповедания, служивших в российской, британской и французской армиях.

 

В 1915–1916 гг. в Малой Азии и Восточной Аравии по инициативе Оппенгейма была открыта сеть из 70 редакций и корреспондентских служб [7, s. 41]. Сотрудничество с немцами, в ходе которого происходила передача технологий и опыта, позволило вывести на новый уровень и османскую пропаганду. Под влиянием немцев, использовавших кино для пропаганды внутри страны и открывавших с теми же целями кинозалы в Османской империи, Энвер-паша в 1915 г. распорядился создать Центральный отдел военного кино — структуру, ставшую основой османской (а впоследствии турецкой) киноиндустрии. Подаренные немцами османам военные самолеты использовались в том числе для разбрасывания листовок над позициями врагов

Пропаганда была частью, хотя и весьма важной, более широкой стратегии, предусматривавшей наступательные действия османских войск (в сторону Египта, а также на Черном море), работу с националистами и националистическими движениями колонизированных  стран, а также стран, находившихся в зависимости от европейских держав, прежде всего Афганистана и Персии, направление специальных миссий, организация мятежей и восстаний в разных частях мусульманского мира, снабжение инсургентов деньгами и оружием и ряд других мероприятий.

Подчеркивая важность союза с османами, Оппенгейм, тем не менее, полагал, что они не способны самостоятельно, без немецкой помощи, организовать и осуществлять эффективную пропаганду. «Турецкая пропаганда, — писал он, — должна быть централизована в Константинополе, но постоянно руководиться и поддерживаться немецкой стороной, однако, разумеется, делать это надо таким образом, чтобы турки думали, что немцы являются только дружественными советниками, и так, чтобы они попрежнему могли рассматривать себя как ее настоящие творцы и распространители» [8, s. 123].

Эти слова Оппенгейма остались скорее пожеланием — хотя сотрудничество двух сторон в сфере пропаганды осуществлялось, оно никогда не укладывалось в описанную немецким дипломатом модель. Тем не менее идея о том, что Османская империя не является самостоятельным игроком, и что за ее призывом к джихаду (и за ее пропагандой, направленной на мусульман) стоит Германия, стала одной из определяющих для антиосманской пропаганды Великобритании и Франции. Эта идея закрепилась в лаконичной, хотя и странно звучащей формуле голландского исламоведа Христиана Снук Хюргронье — джихад «made in Germany»

Ключевой фигурой немецко-османских отношений накануне и в годы Первой мировой войны являлся военный министр и один из руководителей Османской империи Энвер-паша, приложивший немало усилий для заключения военного союза с Германской империей. Впоследствии его обвинят в том, что он втянул империю в войну, закончившуюся для нее поражением и коллапсом. Однако в 1914 г. исход войны не был ясен, а союз с Германской империи являлся в тот момент дипломатической победой османов, позволившей Османской империи выйти из международной изоляции и получать от Берлина на протяжении всей войны финансовую, экономическую и военную помощь [9, p. 196]. Другие дело, что османы надеялись, используя преимущества союза с немцами, как можно дольше оставаться вне войны, что, естественно, совершенно не соответствовало стратегии немцев в отношении Османской империи.

Поскольку немцы возлагали большие надежды на инструментализацию джихада, джихад становится предметом обсуждения и торга между османами и немцами. Призыв к джихаду не только влек за собой множество последствий, не все из которых могли принести пользу османам и их союзникам, но и был связан с рядом трудностей, в частности, он должен был носить избирательный характер, так как Османская империя выступала в союзе с одними европейскими державами против других европейских держав. Обращая внимание именно на это обстоятельство, Энвер накануне вступления Порты в войну сказал Вильгельму II, что объявление джихада было бы неблагоразумным, и предложил вместо этого, чтобы султан-халиф призвал поднять восстание всех мусульман, находившихся под властью британцев, французов и русских. Как полагает исследователь Мустафа Аксакал, Энвер в это время не выступал против объявления джихада, но эксплуатировал одномерное понимание джихада (как оружия, которое можно было активизировать по сигналу султана-халифа) Вильгельмом II [9, р. 196].

14 ноября 1914 г. шейх-уль-ислам Османской империи Угрюплю Мустафа Хайри Эфенди выступил с пятью фетвами, в которых объявил Великий джихад России, Англии и Франции, а участие в нем индивидуальной обязанностью «по всей земле живущих мусульман» [10, s. 3]. Особое внимание акцентировалось на том, что «обязанностью всех мусульман, которые находятся под властью этих правительств, является также присоединиться к джихаду и поскорее напасть на них» [10, s. 3]. Напротив, «борьба против высокого исламского правительства и поддерживающих его Германии и Австрийской империи, объявлялась большим грехом, заслуживающим мучительного наказания» [10, s. 3].

С двумя обращениями выступил и султан-халиф Мехмед Решад, в одном из которых он объявил, что Османская империя находится в состоянии войны с Россией, Францией и Англией, а в другом, предназначенном армии и флоту, призвал солдат броситься как львы на врага, «потому что не только существование нашей империи, но и жизнь и будущее трехста миллионов мусульман, которых я в священной фетве призвал (к Великому джихаду. — С.Ш.), от вашей победы зависит» [10, s. 9]. Энвер как представитель верховного командования также обратился с воззванием к армии. Речь Энвера, в которой он призвал солдат к жертвенному мужеству, была наполнена отсылками к исламу и «славным предкам».

Частью публичного сценария в день объявления джихада стали торжественные шествия и выступления официальных лиц перед посольствами Германской империи и Австро-Венгрии в Стамбуле

В своей речи, произнесенной перед посольством Германии, доктор Назим-бей, один из лидеров партии «Единение и прогресс», выразил удовлетворение тем, что Германская и Австро-Венгерская империи вступают в войну против общего врага вместе с Османской империй и исламским миром: «Его величество император Германии во время его посещения Иерусалима сказал, что он является другом и помощником трехста миллионов мусульман, проживающих на земле. Теперь серьезность этих слов подтверждается действиями. Так или иначе османская армия, участвуя в войне вместе с героическими немецкой и австрийской армиями, защитит права трехста миллионов мусульман. На это народу мы надежду даем» [11, s. 102].

Эти мероприятия, которые должны были продемонстрировать общественный подъем и солидарность мусульман, откликнувшихся на призыв халифа, произвели двойственное впечатление на немцев и австрийцев, которые являлись одновременно и их участниками и наблюдателями. И те и другие, однако, вряд ли догадывались, что адресатами этого действа с элементами театрализации не в меньшей степени, чем османская публика, являлись они сами.

Позднее, в октябре 1915 г., спустя почти год после торжественного провозглашения шейх-уль-исламом и султаном-халифом джихада врагам Османской империи, на протяжении которого османская и германская пропаганда не раз призывала мусульман к восстанию, Энвер высказал скепсис по поводу эффективности этих призывов. Вангенгейм сообщал в своей телеграмме, что «Энвер рекомендует отказаться от пропаганды священной войны или от принесения присяги» [12, L 367758]. Вангенгейм изложил также видение Энвером перспектив восстаний в мусульманских странах против Антанты, упомянув среди них и Кавказскую Грузию, «где российское влияние давно и глубоко укоренилось», поэтому у местных движений мало шансов: «Если турецкая армия в страну придет, будут люди охотно идти. А до тех пор они будут сохранять спокойствие, так как боятся русских» [12, L 367758]. Такая же ситуация была, по мнению Энвера, в Индии, Египте и Тунисе. Напротив, в Персии и Афганистане шансы для восстаний оценивались им как благоприятные. «Кактолько здесь вопрос о оружии решится, можно надеяться на избавление от британского и российского влияния, — отмечалось в документе [12, L 367758]. Благоприятными возможности для осуществления восстаний представлялись одному из османских лидеров также в Бенгази, Триполи и Марокко. Поэтому Энвер предлагал как можно быстрее доставить много ружей в Марокко и упорядочить финансирование сопротивления в Бенгази и Триполи [12, L 367758–367759].

Вряд ли данная позиция Энвера объясняется тем, что он сомневался в эффективности джихада, к нему и исламской солидарности он мог апеллировать и без немецкой помощи. Немцев он рассматривал как источник оружия и денег, и убеждал их в том, что помощь тем и другим гораздо эффективнее призыва к «священной войне»

Энвер впервые увидел и смог оценить мобилизующие возможности ислама во время войны с итальянцами в Ливии, в которой он принял участие. Энвер был женат на племяннице императора Мехмеда V, оказавшись в Ливии, с удивлением осознал, какое влияние на арабов он приобрел благодаря этому [6, с. 25]. «Настроение арабов растет изо дня в день. Неожиданное прибытие родственника халифа произвело на них большое впечатление…», — писал Энвер в то время [13, s. 12]. «Удивительно, что я могу назначать так просто губернаторов. Но я делаю это только как зять султана и посланник халифа, отдающий приказы… Мои родственные связи с династией имеют для меня здесь огромное значение. Арабы не знают Энвер бея, так называемого «Героя свободы», или даже майора генерального штаба Энвер бея; они уважают зятя халифа, который султана здесь представляет» [13, s.15]. Однако опыт ливийской кампании показал Энверу не только то, что можно достичь многого с ограниченными ресурсами, но и то, что в условиях дефицита ресурсов невозможно победить.

Идеи, транслируемые Энвером осенью 1915 г., были созвучны настроениям, постепенно возобладавшим в немецких военных и дипломатических кругах. Надежды немцев на «глобальное» восстание мусульман или, в крайнем случае, на многочисленные локальные восстания, разделявшиеся многими из них в начале войны, сменились к 1916 г. разочарованием и потерей веры в пропаганду джихада. О неэффективности этой пропаганды немецкие дипломаты и военные писали в конце войны и после ее окончания почти так же единодушно, как до войны выражали веру в ее силу.

Лиман фон Сандерс в своих мемуарах, изданных в 1919 г., назвал несколько причин, по которым надежды турецкого правительства (и Германии тоже, хотя он прямо не пишет об том) повлиять на мусульман во всем мире через призыв их к «священной войне» были обмануты. Он полагал, что в одних случая этот призыв оказался не нужен («Для глубоко религиозных анатолийских солдат, — писал он, — не было необходимости в священной войне; они и без этого храбро и доверчиво шли на смерть за своего падишаха» [14, s. 48]), а в других — не подействовал (в частности, Лиман заметил, что «священная война не могла устранить глубоко укоренившиеся противоречия между арабами и турками» [14, s. 48]).

Признавая неудачу объявленной Турцией «священной войны», Лиман, тем не менее, считал, что в продолжавшемся противостоянии Турции с европейскими державами ислам может сыграть гораздо более значимую роль: «Теперь никакие союзные христианские государства больше не помогают Турции как тогда (в годы Первой мировой войны. — С.Ш.), что делало с самого начала неправдоподобной сильную, вовне выходящую деятельность ислама. Теперь для Турции речь идет только о христианских врагах, и это может привести к последствиям, которые, по-видимому, не были должным образом оценены Антантой» [14, s. 50].

Немецкий ориенталист и дипломат Карл Шабингер также писал в своих воспоминаниях, что он «в то время (в 1914 г. — С.Ш.) и позже немного ожидал от «священной войны»» [15, s.108].

Взгляд, согласно которому усилия немцев, а также их османских союзников, направленные на инструментализацию ислама, потерпели неудачу, был принят и большинством западных исследователей. Однако, если рассматривать влияние ислама на участников глобального конфликта не с точки зрения несбывшихся немецких планов, а в более широком контексте, то выводы не будут такими однозначными. В годы войны происходили восстания мусульман (правда, самое крупное из них, поднятое в июне 1915 г. шерифом Мекки Хусейном, было направлено против Османской империи), а также акты неповиновения и дезертирства в мусульманских подразделениях Британии и Франции, иногда — под воздействием османо-немецкой пропаганды. Еще более важно, что на протяжении всей войны (и даже после ее окончания) в правящих кругах Великобритании, России и Франции существовали страхи и опасения по поводу лояльности их мусульманских подданных, которые непосредственным образом влияли на принимаемым ими политические и военные решения. Юджин Роган в своей прекрасной работе «Падение Османской империи: Первая мировая война на Ближнем Востоке, 1914–1920» показывает, как опасения того, что мусульмане откликнутся на османский призыв к джихаду и страх потерять престиж в мусульманском мире заставляли Великобританию все сильнее втягиваться в войну на Ближнем Востоке

Не следует недооценивать мобилизующий потенциал ислама ни до 1918 г., когда Османская империя на протяжении почти четырех лет противостояла трем сильнейшим державам, ни после указанного года, когда Мустафа Кемаль возглавил движение сопротивления, в основе идеологии которого находилась скорее религиозная, чем этническая или национальная идентичность [16, p. 32].

1. George M. Haddad A Napoleonic Arabic Fragment

of Anti-Russian Propaganda in the Ottoman Empire // The

Muslim World. — V. 71, № 2. 1981. (DOI:10.1111/j.1478-191

3.1981.tb03431.x).

2. Jihad and Islam in World War 1: Studies on the

Ottoman Jihad on the Centenary of Snouck Hurgronje’s «Holy

War Made in Germany». Edited by Erik-Jan Zürcher. —

Leiden,  2016.

3. Lüdke T. Strange Fronts, Strange Wars: Germany’s Battle for

“Islam” in the Middle East during the First World War, and British

Reactions // Joachim Bürgschwentner, Matthias Egger, Gunda

Barth-Scalmani, eds., Other Fronts, Other Wars? First World War

Studies on the Eve of the Centennial. Brill, 2014.

4. Khalid A. Pan-Islamism in Practice. The Rhetoric of

Muslim Unity and its Uses // Elisabeth Özdalgaed. Late Ottoman

Society: The Intellectual Legacy, SOAS / RoutledgeCurzon

Studies on the Middle East. — L.; N.Y., 2005.

5. Raja Adal Constructing Transnational Islam: the

East–West Network of Shakib Arslan // Intellectuals in the

Modern Islamic World: Transmission, Transformation, and

Communication. Edited by Stéphane A. Dudoignon, Hisao

Komatsu and Yasushi Kosugi. — L.; N.Y., 2006.

6. Роган Ю. Падение Османской империи: Первая мировая война на Ближнем Востоке, 1914–1920. — М., 2018

7. Hagen G. Die Türkei im Ersten Weltkrieg, Flugblätter und Flugschriften in arabischer, persischer und osmanischtürkischer Sprache aus einer Sammlung der Universität bibliothek Heidelberg eingeleiter, überstzt und kommentiert. — Frankfurt am Main; Bern; N.Y.; P. 1990.

8. Tim Epkenhans \ Max von Oppenheim Geld darf

keine Rolle spielen: II. Teil, Das Dokument // Archivum

Ottomanicum, 19 (2001).

9. Aksakal M. Holy War Made in Germany? Ottoman

Origins of the 1914 Jihad," War in History (April 2011) 18(2).

(DOI: 10.1177/0968344510393596)

10. Kriegsurkunden. Fünf Fatwas osmanischer Geistlicher

zur Kriegserklärung des Kalifen // Die Welt des Islams. —

Band III. — 1915. — Heft 1.

11. Kol M. Birinci Dünya Savaşı’nda psikolojik bir

operasyon olarak Cihad-ı Ekber ilanı. İstanbul Bilgi

Universitesi. Yüksek lisans tezi. — İstanbul, 2017.

12. Bundesarchiv. Potsdam. Auswärtiges Amt. F 62323.

13. Enver Pascha Um Tripolis: Feld-Ausgabe. Hugo

Bruckmann, Verlag. — München, 1918.

14. Liman von Sanders O. Funf Jahre Turkei. B., 1919.

15. Schabiner von Schowingen, K. E. Weltgeschichtliche

Mosaiksplitter: Erlebnisse und Erinnerungen eines

kaiserlichen Dragomans. — Baden-Baden, 1967.

16. Aksakal M. The Ottoman Empire // Gerwarth R.,

Manela E. Empires at War: 1911–1923. — Oxford, 2014.

  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

Glock

Хорошая тема, респект. Позже отпишусь по некоторым моментам)

Link to comment
Share on other sites

Lerra
9 часов назад, Glock сказал:

Хорошая тема, респект. Позже отпишусь по некоторым моментам)

А где Бушидо? Тема для него открыта или его уже нет тут )?

 

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Glock
4 minutes ago, Lerra said:

А где Бушидо? Тема для него открыта или его уже нет тут )?

 

Тоже тут)

Но если к нему конкретные вопросы или замечания, тэгни его)

Link to comment
Share on other sites

Bushido
5 минут назад, Gun-smith сказал:

Тегаю ))) гял уже @Bushido

 

Bu qeder meqaleni oxumaga heves yoxdur

  • Like 3
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Gun-smith
1 minute ago, Bushido said:

 

Bu qeder meqaleni oxumaga heves yoxdur

Я тоже подумал что статься очень короткая)))

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Bushido
2 минуты назад, Gun-smith сказал:

Я тоже подумал что статься очень короткая)))

 

Все они обьявляли джихад, и германофилы иттихадовцы (меселен Энвер паша) и через пару лет франкофилы иттихадовцы (меселен Мустафа Кемаль)
 
После побед в освободительной войне муфтий Дамаска провел шюкюр намазы в мечети Омеядов и назвал агностика Мустафа Кемаля мечом Аллаха (сейфулислам).

Слепое германофильство и авантюризм Талата и Энвера. Джемаль паша более мудрый в этом триумвирате.

 

Bu kishini 1913de öldürmeseydiler her sey bashqa olurdu

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Lerra
1 час назад, Bushido сказал:

Все они обьявляли джихад, и германофилы иттихадовцы (меселен Энвер паша) и через пару лет франкофилы иттихадовцы (меселен Мустафа Кемаль)
 

Тема не о том что они объявили джихад а о том что немцы их на это надоумили.

 

Цитата

В 1915–1916 гг. в Малой Азии и Восточной Аравии по инициативе Оппенгейма была открыта сеть из 70 редакций и корреспондентских служб [7, s. 41]. Сотрудничество с немцами, в ходе которого происходила передача технологий и опыта, позволило вывести на новый уровень и османскую пропаганду. Под влиянием немцев, использовавших кино для пропаганды внутри страны и открывавших с теми же целями кинозалы в Османской империи, Энвер-паша в 1915 г. распорядился создать Центральный отдел военного кино — структуру, ставшую основой османской (а впоследствии турецкой) киноиндустрии. Подаренные немцами османам военные самолеты использовались в том числе для разбрасывания листовок над позициями врагов

Цитата

Подчеркивая важность союза с османами, Оппенгейм, тем не менее, полагал, что они не способны самостоятельно, без немецкой помощи, организовать и осуществлять эффективную пропаганду. «Турецкая пропаганда, — писал он, — должна быть централизована в Константинополе, но постоянно руководиться и поддерживаться немецкой стороной, однако, разумеется, делать это надо таким образом, чтобы турки думали, что немцы являются только дружественными советниками, и так, чтобы они попрежнему могли рассматривать себя как ее настоящие творцы и распространители» 

 

Link to comment
Share on other sites

Glock

Я никого из этой плеяды не люблю. Их всех использовали империалисты, а они использовали религию для продвижения своих целей и амбиций. 

У Энвер Паши вообще одно время был сдвиг по фазе в сторону социалистических идей. Но хорошо быстро опомнился и сделал товба.

Энвер Паша лично, будучи министром обороны, дал указание своему брату Нури возглавить сначала развел миссию в Гянджу, а потом и возглавить армию вступившую в Азербайджан и спасшую нашу независимость и территориальную целостность а также население от армянского террора. 

+ Энвер Паша участвовал в басмачском движении средней Азии и воевал против большевиков.

При всех его ошибках, достоин уважения и почёта.. Аллах рехмет елесин!

Link to comment
Share on other sites

Bushido
2 минуты назад, Lerra сказал:

Тема не о том что они объявили джихад а о том что немцы их на это надоумили.

 

 

 

Без сомнения, немцы их надоумили, англичане арабские племена, они тоже обьявили джихад.

Но в целом у немцев после крестных походов никогда не было конфликтов с мусульманами, попыток колонизировать итд.

У британцев, испанцев, итальянцев, французов было такое.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Glock
4 minutes ago, Lerra said:

Тема не о том что они объявили джихад а о том что немцы их на это надоумили.

 

 

Младотурки и в частности Энвер Паша не были классическими исламистами и носителями идей правления шариата. В те времена были такие идеи и их последователи, но это были не те кто с Энвер Паша и его команда.

Да, немцы их сподвигли чтобы они перехватили инициативу и направили в нужное Германии русло и сторону.

Энвер Паша и его соратники тоже это понимали и знали на что идут.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Bushido
1 минуту назад, Glock сказал:

Младотурки и в частности Энвер Паша не были классическими исламистами и носителями идей правления шариата. В те времена были такие идеи и их последователи, но это были не те кто с Энвер Паша и его команда.

Да, немцы их сподвигли чтобы они перехватили инициативу и направили в нужное Германии русло и сторону.

Энвер Паша и его соратники тоже это понимали и знали на что идут.

 

Энвер паша скорее туранист с элементами исламиста. Но в целом он конечно интереснейший человек с интересной биографией и мыслями. 
Я всех их уважаю за их идеалы несмотря на их ошибочные решения, у них не было корысти, а это редкость в нашем мире.

  • Like 2
  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

Lerra
1 час назад, Glock сказал:

Младотурки и в частности Энвер Паша не были классическими исламистами и носителями идей правления шариата. В те времена были такие идеи и их последователи, но это были не те кто с Энвер Паша и его команда.

Да, немцы их сподвигли чтобы они перехватили инициативу и направили в нужное Германии русло и сторону.

Энвер Паша и его соратники тоже это понимали и знали на что идут.

Цитата

Энвер впервые увидел и смог оценить мобилизующие возможности ислама во время войны с итальянцами в Ливии, в которой он принял участие. Энвер был женат на племяннице императора Мехмеда V, оказавшись в Ливии, с удивлением осознал, какое влияние на арабов он приобрел благодаря этому [6, с. 25]. «Настроение арабов растет изо дня в день. Неожиданное прибытие родственника халифа произвело на них большое впечатление…», — писал Энвер в то время [13, s. 12]. «Удивительно, что я могу назначать так просто губернаторов. Но я делаю это только как зять султана и посланник халифа, отдающий приказы… Мои родственные связи с династией имеют для меня здесь огромное значение. Арабы не знают Энвер бея, так называемого «Героя свободы», или даже майора генерального штаба Энвер бея; они уважают зятя халифа, который султана здесь представляет» [13, s.15]. Однако опыт ливийской кампании показал Энверу не только то, что можно достичь многого с ограниченными ресурсами, но и то, что в условиях дефицита ресурсов невозможно победить.

Цитата

Вряд ли данная позиция Энвера объясняется тем, что он сомневался в эффективности джихада, к нему и исламской солидарности он мог апеллировать и без немецкой помощи. Немцев он рассматривал как источник оружия и денег, и убеждал их в том, что помощь тем и другим гораздо эффективнее призыва к «священной войне»

 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Glock
Just now, Bushido said:

 

Энвер паша скорее туранист с элементами исламиста. Но в целом он конечно интереснейший человек с интересной биографией и мыслями. 
Я всех их уважаю за их идеалы несмотря на их ошибочные решения, у них не было корысти, а это редкость в нашем мире.

100% так и моя позиция аналогична.

Я читал статью узбека в эмиграции как Энвер Паша сам лично отстреливался с туркменским отрядом от красноармейцев... Сам стрелял с Максима!))

Link to comment
Share on other sites

Bushido
39 минут назад, Glock сказал:

100% так и моя позиция аналогична.

Я читал статью узбека в эмиграции как Энвер Паша сам лично отстреливался с туркменским отрядом от красноармейцев... Сам стрелял с Максима!))

 

У них с Мустафой Кемалем была такая личная неприязнь, что кушать не могли ))))
Поэтому у некоторых кемалистов нехорошее отношение к Энверу, что я не понимаю и не принимаю.
Ики кишинин арасынды сёхбят олуб,оздери билерлер )))

Как то Энвер заходит в помешение, а там некоторые иттихадисты, они сразу замолкают.
Энвер им: точно обо мне судачили, скажите да в лицо.
Они: да нет, паша (он военный министр), говорили о том, что пора Мустафе Кемалю генеральское звание.

Энвер вытаскивает из кармана приказ о присвоении МКА генеральского звания и говорит:
Вот оно, уже подписано, но запомните, стал генералом, захочет стать падишахом, сделаете падишахом, захочет быть Аллахом
))))))

У Энвера рехметлика почти со всеми непростые отношения, с триумвиратом, и с муминами среди генералов как Февзи Чакмак или Казым Карабекир.
Непростой он .)
 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Glock
1 hour ago, Bushido said:

 

У них с Мустафой Кемалем была такая личная неприязнь, что кушать не могли ))))
Поэтому у некоторых кемалистов нехорошее отношение к Энверу, что я не понимаю и не принимаю.
Ики кишинин арасынды сёхбят олуб,оздери билерлер )))

Как то Энвер заходит в помешение, а там некоторые иттихадисты, они сразу замолкают.
Энвер им: точно обо мне судачили, скажите да в лицо.
Они: да нет, паша (он военный министр), говорили о том, что пора Мустафе Кемалю генеральское звание.

Энвер вытаскивает из кармана приказ о присвоении МКА генеральского звания и говорит:
Вот оно, уже подписано, но запомните, стал генералом, захочет стать падишахом, сделаете падишахом, захочет быть Аллахом
))))))

У Энвера рехметлика почти со всеми непростые отношения, с триумвиратом, и с муминами среди генералов как Февзи Чакмак или Казым Карабекир.
Непростой он .)
 

Ты машаллах хорошо знаешь эти стороны. Я нет, честно нет))) 

Link to comment
Share on other sites

Birdman
3 часа назад, Bushido сказал:

 

Все они обьявляли джихад, и германофилы иттихадовцы (меселен Энвер паша) и через пару лет франкофилы иттихадовцы (меселен Мустафа Кемаль)
 
После побед в освободительной войне муфтий Дамаска провел шюкюр намазы в мечети Омеядов и назвал агностика Мустафа Кемаля мечом Аллаха (сейфулислам).

Слепое германофильство и авантюризм Талата и Энвера. Джемаль паша более мудрый в этом триумвирате.

 

Bu kishini 1913de öldürmeseydiler her sey bashqa olurdu

 

Grand Mufti of Jerusalem, Haj Amin al-Husseini - bunu deyirsiniz?

Link to comment
Share on other sites

Birdman
15 часов назад, Lerra сказал:

В годы войны происходили восстания мусульман (правда, самое крупное из них, поднятое в июне 1915 г. шерифом Мекки Хусейном, было направлено против Османской империи),

Bunu da sonra Saud ailəsi devirdi...

Link to comment
Share on other sites

Lerra
3 часа назад, Bushido сказал:

Энвер паша скорее туранист с элементами исламиста. Но в целом он конечно интереснейший человек с интересной биографией и мыслями. .

Тема немного о другом, не об Энвере и даже не о турках или немцах.

Тема о том как политики используют различные агитационные методики для управления массами. Религия, патриотизм и прочее.

А люди ведутся на это. До сих пор на ютубе в роликах про Афганистан люди утверждают что они исполняли свой интернациональный долг.

Вот смотрите в выделенном, простые немцы и австрийцы немного в шоке от такого союза не понимая что они просто игрушки в руках политиков.

В своей речи, произнесенной перед посольством Германии, доктор Назим-бей, один из лидеров партии «Единение и прогресс», выразил удовлетворение тем, что Германская и Австро-Венгерская империи вступают в войну против общего врага вместе с Османской империй и исламским миром: «Его величество император Германии во время его посещения Иерусалима сказал, что он является другом и помощником трехста миллионов мусульман, проживающих на земле. Теперь серьезность этих слов подтверждается действиями. Так или иначе османская армия, участвуя в войне вместе с героическими немецкой и австрийской армиями, защитит права трехста миллионов мусульман. На это народу мы надежду даем» [11, s. 102].

Эти мероприятия, которые должны были продемонстрировать общественный подъем и солидарность мусульман, откликнувшихся на призыв халифа, произвели двойственное впечатление на немцев и австрийцев, которые являлись одновременно и их участниками и наблюдателями. И те и другие, однако, вряд ли догадывались, что адресатами этого действа с элементами театрализации не в меньшей степени, чем османская публика, являлись они сами.

 

Отсюда вопрос, сдался ли армянам Карабах, зачем много лет нас накручивают друг против друга. Может кому нибудь просто нужна нестабильность что нами манипулировать и для других своих целей?

А старший брат пришел к нам обеим и научил как поливать друг друга в информационной войне?

Почитайте любые новости агитпропа нашего а потом сравните с армянскими.

Как будто под копирку писали. 

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

Bushido
12 минут назад, Birdman сказал:

Grand Mufti of Jerusalem, Haj Amin al-Husseini - bunu deyirsiniz?

 

xeyir, men deyen etnik kürddür.

Link to comment
Share on other sites

Glock
5 minutes ago, Lerra said:

Тема немного о другом, не об Энвере и даже не о турках или немцах.

Тема о том как политики используют различные агитационные методики для управления массами. Религия, патриотизм и прочее.

А люди ведутся на это. До сих пор на ютубе в роликах про Афганистан люди утверждают что они исполняли свой интернациональный долг.

Вот смотрите в выделенном, простые немцы и австрийцы немного в шоке от такого союза не понимая что они просто игрушки в руках политиков.

В своей речи, произнесенной перед посольством Германии, доктор Назим-бей, один из лидеров партии «Единение и прогресс», выразил удовлетворение тем, что Германская и Австро-Венгерская империи вступают в войну против общего врага вместе с Османской империй и исламским миром: «Его величество император Германии во время его посещения Иерусалима сказал, что он является другом и помощником трехста миллионов мусульман, проживающих на земле. Теперь серьезность этих слов подтверждается действиями. Так или иначе османская армия, участвуя в войне вместе с героическими немецкой и австрийской армиями, защитит права трехста миллионов мусульман. На это народу мы надежду даем» [11, s. 102].

Эти мероприятия, которые должны были продемонстрировать общественный подъем и солидарность мусульман, откликнувшихся на призыв халифа, произвели двойственное впечатление на немцев и австрийцев, которые являлись одновременно и их участниками и наблюдателями. И те и другие, однако, вряд ли догадывались, что адресатами этого действа с элементами театрализации не в меньшей степени, чем османская публика, являлись они сами.

 

Отсюда вопрос, сдался ли армянам Карабах, зачем много лет нас накручивают друг против друга. Может кому нибудь просто нужна нестабильность что нами манипулировать и для других своих целей?

А старший брат пришел к нам обеим и научил как поливать друг друга в информационной войне?

Почитайте любые новости агитпропа нашего а потом сравните с армянскими.

Как будто под копирку писали. 

Да, первая часть верно.

А вопрос с намёком на вывод о нашем конфликте по Карабаху абсолютно не верный. Да, есть кто использует и ещё будет использовать и конфликт для своих интересов материальных или политических.. и всякие лозунги и пропаганду для придания конфликту разной окраски.

Но изначально то у армян были виды на наши земли и они есть независимо от внешних факторов и игроков.

Link to comment
Share on other sites

Lerra
1 час назад, Glock сказал:

Но изначально то у армян были виды на наши земли и они есть независимо от внешних факторов и игроков.

Откуда у них эти виды появились? Кто их с турками стравил в свое время не русские ли? Кто ими земли заселял и приказывал наших выселять и ими заселять? Все эти приказы Петра есть в сети как и правителей после него. 

Про Карабах Кузнецов еще не довел свое исследование Нжде до конца и не ясно пока кто за этим стоял. Вот он настоящий историк с научным подходом изучает архивы ездил в тюрьму где Нжде сидел а не как наши клепают статьи в интернете.

Среднестатистическому армянину к чему сдался Карабах? Как и у них и у нас большинство там не было и на карте не найдет.

Значит подогревают эту идею внешние силы и насуськивают местных дурачков друг на друга.

Link to comment
Share on other sites

Glock
9 minutes ago, Lerra said:

Откуда у них эти виды появились? Кто их с турками стравил в свое время не русские ли? Кто ими земли заселял и приказывал наших выселять и ими заселять? Все эти приказы Петра есть в сети как и правителей после него. 

Про Карабах Кузнецов еще не довел свое исследование Нжде до конца и не ясно пока кто за этим стоял. Вот он настоящий историк с научным подходом изучает архивы ездил в тюрьму где Нжде сидел а не как наши клепают статьи в интернете.

Среднестатистическому армянину к чему сдался Карабах? Как и у них и у нас большинство там не было и на карте не найдет.

Значит подогревают эту идею внешние силы и насуськивают местных дурачков друг на друга.

Да, армяне в Османской империи были достаточно лояльными гражданами и особых проблем во в отношениях с другими народностями населяющими Анатолию или с властями не было. Но потом, да, именно нащущения русских, французов и англичан подталкивали армян к каким-то локальным восстаниям и саботажу... да, они оставили свою лояльность взамен обещаний со стороны....

Но... уже много поколений как они изменились. И у них появилось государство Армения. И организации и диаспора, и кровь проливалась, и жертвы были и пропаганда засела им в мысли и память озлобилась...

сейчас, то есть последние 100 лет, маховик настолько раскрутился, что им(армянам) не нужно толчка извне... они сами огрызаются и прут в нескольких направлениях: на Азербайджан, на Грузию (Джавахетия, Аджария причерноморская), на Турцию... и ползучи на Юг России (Кубань, Причерноморье, Ставрополье)

И что касается нас... нам не надо чтобы извне нас наускивали... наоборот, извне все пытаются нас обуздать и присмирить. А нам то надо вернуть свою землю?

 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Lerra
1 час назад, Glock сказал:

сейчас, то есть последние 100 лет, маховик настолько раскрутился, что им(армянам) не нужно толчка извне... они ть и присмирить. А нам то надо вернуть свою землю?

Раскрутился или продолжают раскручивать. Речь о простых гражданах. 

Вот сейчас нам говорят армяне всегда держали камень за пазухой, ненавидели нас в смысле которые жили тут.

Но кто постарше прекрасно помнит что Баку был интернациональным городом после нефтяного бума сюда съехались все кому не лень и так и осели.

И мы с армянами прекрасно ладили и дружили и даже после изгнания многие поддерживают отношения кто заграницей устроился поддерживают материально азербайджанцев, точнее не только их а друзей из своего круга тех кто остался или уехал.

Кто был в армянских селениях у нас то тоже всегда прекрасно принимали. Было много совместных браков и прочего.

Кто стоит за новой попыткой эскалации? Еще раз повторю речь о простом народе. Вот народ Австро-Венгрии и Германии был в свое время в шоке от союза с турками против христианских держав. А дальше Гитлер, все немцы нацисты от рождения?

Простому народу война никогда не была нужна.

Кто-то там еще из древних философов говорил что риторика опасное оружие. Пришел демагог к власти и уболтал народ на войну для своих целей. А сейчас пропаганда это целая наука.

Link to comment
Share on other sites

Glock
13 minutes ago, Lerra said:

Раскрутился или продолжают раскручивать. Речь о простых гражданах. 

Вот сейчас нам говорят армяне всегда держали камень за пазухой, ненавидели нас в смысле которые жили тут.

Но кто постарше прекрасно помнит что Баку был интернациональным городом после нефтяного бума сюда съехались все кому не лень и так и осели.

И мы с армянами прекрасно ладили и дружили и даже после изгнания многие поддерживают отношения кто заграницей устроился поддерживают материально азербайджанцев, точнее не только их а друзей из своего круга тех кто остался или уехал.

Кто был в армянских селениях у нас то тоже всегда прекрасно принимали. Было много совместных браков и прочего.

Кто стоит за новой попыткой эскалации? Еще раз повторю речь о простом народе. Вот народ Австро-Венгрии и Германии был в свое время в шоке от союза с турками против христианских держав. А дальше Гитлер, все немцы нацисты от рождения?

Простому народу война никогда не была нужна.

Кто-то там еще из древних философов говорил что риторика опасное оружие. Пришел демагог к власти и уболтал народ на войну для своих целей. А сейчас пропаганда это целая наука.

 

я простой человек... и интернационалист)))

у меня есть похороненные друзья и близкие на Щяхидляр и других кладбищях...

у меня могилы дедушки и бабушки разрушены на территориях которые под оккупацией..

у меня дом и сад в которых я жил, рос и игрался остались там.. и сейчас их нет...

дедушка(военный врач) моих детей умер от ранений полученных от армян..

у меня есть друзья с ранениями и есть кто инвалид от войны...

не хочу много яяяякать, но я не политик и на войне зарабатывать не собираюсь, 

но будучи простым как вы говорите человеком, меня не надо наускивать)))

я сам своих детей наускиваю и мы готовы воевать не по указки извне.

даже больше, я готов воевать с теми кто против моего справедливого права воевать.

 

Edited by Glock
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Lerra
1 час назад, Glock сказал:

я простой человек... и интернационалист)))

у меня есть похороненные друзья и близкие на Щяхидляр и других кладбищях...

На Шахидляр кстати жертвы 20 Января, Петр первый и правители царской России а потом и СССР подвергали нас такому геноциду что 100 Армений такого не сотворят?

Так почему же нет идеологической накрутки против России? 

Почему нет накрутки против хозяина Армении и как 3 миллиона смогли победить 8 без поддержки русской армии.

Так почему же вы не горите праведным гневом против России?

Для этого ведь достаточно пол годика на Тв в СМИ и соц сетях вести пропаганду. Что бы ненависть укоренилась на подсознательном уровне.

Сейчас вы ненавидим Армения, завтра агитпроп будет накручивать нас против Грузии и других будем ненавидеть и их. Благо исторические обиды всегда можно найти.

Мы можем отрицать но в реале нами всеми манипулируют.

СМИ, книги, фильмы, программа обучения в школе и универах и многое другое. Нас выращивают и настраивают определенным образом. 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Glock
10 minutes ago, Lerra said:

На Шахидляр кстати жертвы 20 Января, Петр первый и правители царской России а потом и СССР подвергали нас такому геноциду что 100 Армений такого не сотворят?

Так почему же нет идеологической накрутки против России? 

Почему нет накрутки против хозяина Армении и как 3 миллиона смогли победить 8 без поддержки русской армии.

Так почему же вы не горите праведным гневом против России?

Для этого ведь достаточно пол годика на Тв в СМИ и соц сетях вести пропаганду. Что бы ненависть укоренилась на подсознательном уровне.

Сейчас вы ненавидим Армения, завтра агитпроп будет накручивать нас против Грузии и других будем ненавидеть и их. Благо исторические обиды всегда можно найти.

Мы можем отрицать но в реале нами всеми манипулируют.

СМИ, книги, фильмы, программа обучения в школе и универах и многое другое. Нас выращивают и настраивают определенным образом. 

гипотетически можно быть или накрутить себя против всего мира.. от империалистов из Кока-Колы до Китая который нашего предка Гюршада еще до Н.Э. казнил) я себя точно смогу накрутить и обосновать))))

но если серьезно, то конкретно: мой дом разрушили армяне и весь тот вред (и это не все что я тут изложил из скромности) нанесли армяне... и моя земля сейчас под ними. Мне и моим детям надо с ними разбираться. А если кто не изподтишка а напрямую будет против... будь то какая другая страна или чиновник/партия от власти то и против них надо воевать.

а с Россией пускай пока чеченцы разбираются.

я не сторонник уходить в историю или выискивать тех кто помогает Армении. 

есть границы наши и есть то что оттяпано.. вот у кого моё, у них это и надо отобрать и вернуть на место)

 

Edited by Glock
Link to comment
Share on other sites

Lerra
1 час назад, Glock сказал:

А если кто не изподтишка а напрямую будет против... будь то какая другая страна или чиновник/партия от власти то и против них надо воевать.

В том и суть, закулисье сталкивает страны даже как в данном топике дало другой стране средства пропаганды.

А местные уже ненавидят друг друга по религиозным причинам или национальным или другим а кто их стравил в стороне.

Цитата

а с Россией пускай пока чеченцы разбираются.

Россия в своем стиле с ними разобралась, теперь они сами себя давят.

Цитата

я не сторонник уходить в историю или выискивать тех кто помогает Армении. 

А зачем уходить ваш дом оттяпала Россия и ее войска там больше они чем армяне воевали.

 

А вообще гениальная задумка, Петр расселил тут армян что бы создать прослойку христианскую между мусульманскими странами и в нужные моменты мы с ними махаемся им на радость. Также это выгодно нашим политикам, злоба народа уходит на врага а не свои правительства.

Конечно это не Петр придумал это еще Макиавелли в свой книге описывал как разделять народы и как видим схема работает до сих пор.

Link to comment
Share on other sites

Glock
2 minutes ago, Lerra said:

В том и суть, закулисье сталкивает страны даже как в данном топике дало другой стране средства пропаганды.

А местные уже ненавидят друг друга по религиозным причинам или национальным или другим а кто их стравил в стороне.

Россия в своем стиле с ними разобралась, теперь они сами себя давят.

А зачем уходить ваш дом оттяпала Россия и ее войска там больше они чем армяне воевали.

 

А вообще гениальная задумка, Петр расселил тут армян что бы создать прослойку христианскую между мусульманскими странами и в нужные моменты мы с ними махаемся им на радость. Также это выгодно нашим политикам, злоба народа уходит на врага а не свои правительства.

Конечно это не Петр придумал это еще Макиавелли в свой книге описывал как разделять народы и как видим схема работает до сих пор.

тем не менее, я Вам ответил как простой гражданин)

а так можно и по меж праву базарить, и в историю залезть, и против властей тоже рот открыть... но Армения все равно враг для простого человека, меня.

а Вы, мил человек, вообще пацифист или против Петра хотите народ повернуть?))

П.С. интересный Вы юзер, не пропадайте.. чувствую, много о чем можно погутарить))

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who's Online   32 Members, 16 Anonymous, 54 Guests (See full list)

    • +vugel
    • +Чилийский диктатор
    • +Хамаль
    • +Царь
    • +Anis
    • +Verman
    • +Birdman
    • varra
    • +Buritas
    • +Stolz
    • +telefonist
    • +AliSa_777
    • +Wolfy
    • +Бер
    • +S.T.A.L.K.E.R
    • Caldogno
    • +Veronik
    • +Leysan
    • +АнтиФейк
    • +antibond
    • +Gluter
    • Elik745i
    • Простолюдин
    • +Vagrant
    • +Светлый путь
    • cuap
    • +INCREDIBLE
    • +Crocoos
    • +Razin
    • +W0lf
    • Фабрицио
    • +114
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions