Jump to content
Baku365.com

"Молла Насреддин": Charlie Hebdo по-азербайджански


Recommended Posts

150227165146_molla_nesreddin_624x351_bbc

За сто лет до того как исламские экстремисты напали на журналистов французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, во времена Российской империи, другой очень похожий сатирический журнал играл важную роль в жизни мусульман Кавказа.

Азербайджанский еженедельный журнал "Молла Насреддин" печатал революционные по тем временам материалы, высмеивая и русского царя, и иранского шаха.

КурикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image caption"Молла Насреддин" активно выступал за распространение влияния Запада

Основанный в 1906 году журнал, смело обсуждал политические события и, кроме того, боролся за права женщин и всячески приветствовал распространение западного влияния на исламском Востоке.

Главным редактором журнала был Джалил Мамедкулизаде, известный также под именем Мирза Джалил, знаменитый азербайджанский журналист и писатель.

150227162033_molla_nesreddin_6.jpgПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE

В его романе "Мертвецы" главного героя, атеиста и алкоголика, считают сумасшедшим за то, что он привык говорить правду о темных сторонах жизни. Например, о том, что девятилетнюю девочку принуждают выходить замуж за 50-летнего мужчину.

Первый выпуск журнала

Свое название журнал получил по имени фольклорного персонажа Моллы Насреддина (также известного как Ходжа Насреддин). Он является героем множества сатирических рассказов и анекдотов.

На обложке первого выпуска журнала "Молла Насреддин" изображена "пробуждающаяся нация Востока". В последующие двадцать лет своего существования журнал сделал себе имя, показывая мир своим читателем через карикатуру и текст.

150227161513_molla_nesreddin_2.jpgПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE

Другой известный писатель того времени, Абдуррагим-бек Ахвердиев писал в своих воспоминаниях: "Первый выпуск журнала был настоящей бомбой. Муллы говорили, что подобному журналу не место в доме мусульманина. А если он окажется в доме, надо взять его щипцами и бросить в нужник".

В отличие от других изданий того времени, имевщих большое влияние в Турции, России или Персии, "Молла Насреддин" обращался к малообразованным читателям.

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionРазница между светским... КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image caption... и религиозным образованием

Текст в журнале был очень простым, а карикатуры доступны для понимания, часто изображая религиозных лидеров, которых журнал называл врагами образования и светского общества.

Мирза Джалил сказал бы, что его журнал был продуктом своего времени, когда необразованное большинство управлялось Персидской и Российской империями, а направление обществу задавалось религиозными лидерами.

Журнал выпускался на азербайджанском (первоначально в арабском алфавите, а позже, после прихода к власти большевиков, латинском). Иногда журнал выходил и на русском.

В журнале публиковались, например, карикатуры, недвусмысленно указывающие на разницу между образованием религиозным, или "азиатским", и светским, то есть "европейским".На следующих рисунках изображена реакция отца и всей семьи на рождение, а чуть ниже – на рождение девочки. 

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionНа этой карикатуре изображена реакция отца на рождение сына и дочери

Женщины показывались всего лишь бесправными существами, не имеющими права голоса ни в обществе, ни в семье, где их избивали и угнетали мужья.

Смертельно опасное дело

"Молла Насреддин" совершенно ясно давал понять, что противопоставляет себя вмешательству религии в частную жизнь и жизнь светского государства.

Безусловно, насмешки над духовными лицами и борьба за права женщин были делом рискованным.

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionДаже в тюрьме есть окна...

Иранские муллы издали фетву, призывающую к убийству Мирзы Джалила. Он подвергся нападению в Тифлисе, где издавался журнал, его жизни постоянно угрожали.

"Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное большинство - авт.), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.

Но для своих читателей журнал открывал окно в мир политики, пусть и в сатирической форме.

150227161515_molla_nesreddin_9.jpgПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE

Большое влияние на Мирзу Джалила оказали русские писатели, особенно Гоголь и Чехов.

В команду журнала входили немецкий карикатурист Оскар Шимерлинг, живший в Тифлисе, и азербайджанский художник Азим Азимзаде.

В "Молле Насреддине" работал поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, который в стихотворной форме писал о правах женщин и необходимости образования.

Новые времена

В 1918 году журнал сыграл важную роль в основании Азербайджанской Демократической Республики, которая просуществовала всего два года, до прихода к власти большевиков.

Зейнал Мамедли, медиа-эксперт из Азербайджана говорит, что большинство министров новой республики были поклонниками "Моллы Насреддина".

Еженельник сыграл не последнюю роль в том, что в 1919 году женщинам Азербайджана было дано право голосовать, в это же время в Великобритании и США женщины тоже получили право голоса.

Только листая старые копии журнала в азербайджанской Национальной библиотеке, становится очевидно, насколько талантливы были авторы и художники "Моллы Насреддина".

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionТурецкий султан получает холодный душ от влиятельных держав вместо острова Крит, на который он претендовал

Например, в 1929 году в одном из выпусков журнала было опубликовано изображение пророка Мухаммеда, хотя его лицо не было показано.

К этому времени Азербайджан стал одной из советских республик и журнал стал выпускаться в Баку. При том, что большинство населения составляли мусульмане.

Одна из карикатур изображала диалог между Иисусом и Мухаммедом и показывала людей, выпивающих на Рождество, давая читателю понять, что мусульмане, несмотря на религиозные запреты, употребляли горячительные напитки.

Карикатура из журнала "Молла Насреддин"

Но существование журнала при Советской власти продлилось недолго. В начале 30-х годов власти потребовали от Мирзы Джалиля переименовать журнал в "Безбожника", чтобы соответствовать принципам советской идеологии.

Бессменный редактор журнала так и не смог смириться с большевистской цензурой и вскоре покинул свой пост.Molla_Nasreddin_5.jpg.dd72ed4015e713a40f3298ae0023d9c6.jpg1958929600______12-1906.thumb.jpg.d6014896f7e425b1a90a027b451150d6.jpg1906г. Условное название "Муж и жена"Oskar_Shmerling._Free_love_(Forced_marriage)._Molla_Nasreddin.jpg.da5486f0a919a8fc309c426b6cd468d7.jpgmn4.jpg.1886dfdd11888ed73c793d0c4a7ac1d6.jpg404525963.jpg.1499c2b1e09c8af40a63b9f1a488195e.jpgi322.jpeq_-e1424937477301.jpg.072f20645b292d381b2149b5d2140113.jpgi.jpg.d207732d8cd077b17a0e4a018e495825.jpgaz-karikatur-5.jpg.50c420c21932b92fcb587ccd17bc6607.jpgaz-karikatur-1.jpg.e4bd4c45ba050fe378e95d7eeda1c13a.jpghttps://www.bbc.com/russian/society/2015/03/150227_azeri_cartoon_molla_nasreddin

  • Like 3
  • Excellent 3
Link to comment
Share on other sites

"Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное большинство ), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.

Edited by S.T.A.L.K.E.R
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

30 минут назад, S.T.A.L.K.E.R сказал:

150227165146_molla_nesreddin_624x351_bbc

За сто лет до того как исламские экстремисты напали на журналистов французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, во времена Российской империи, другой очень похожий сатирический журнал играл важную роль в жизни мусульман Кавказа.

Азербайджанский еженедельный журнал "Молла Насреддин" печатал революционные по тем временам материалы, высмеивая и русского царя, и иранского шаха.

КурикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image caption"Молла Насреддин" активно выступал за распространение влияния Запада

Основанный в 1906 году журнал, смело обсуждал политические события и, кроме того, боролся за права женщин и всячески приветствовал распространение западного влияния на исламском Востоке.

Главным редактором журнала был Джалил Мамедкулизаде, известный также под именем Мирза Джалил, знаменитый азербайджанский журналист и писатель.

150227162033_molla_nesreddin_6.jpgПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE

В его романе "Мертвецы" главного героя, атеиста и алкоголика, считают сумасшедшим за то, что он привык говорить правду о темных сторонах жизни. Например, о том, что девятилетнюю девочку принуждают выходить замуж за 50-летнего мужчину.

Первый выпуск журнала

Свое название журнал получил по имени фольклорного персонажа Моллы Насреддина (также известного как Ходжа Насреддин). Он является героем множества сатирических рассказов и анекдотов.

На обложке первого выпуска журнала "Молла Насреддин" изображена "пробуждающаяся нация Востока". В последующие двадцать лет своего существования журнал сделал себе имя, показывая мир своим читателем через карикатуру и текст.

150227161513_molla_nesreddin_2.jpgПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE

Другой известный писатель того времени, Абдуррагим-бек Ахвердиев писал в своих воспоминаниях: "Первый выпуск журнала был настоящей бомбой. Муллы говорили, что подобному журналу не место в доме мусульманина. А если он окажется в доме, надо взять его щипцами и бросить в нужник".

В отличие от других изданий того времени, имевщих большое влияние в Турции, России или Персии, "Молла Насреддин" обращался к малообразованным читателям.

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionРазница между светским... КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image caption... и религиозным образованием

Текст в журнале был очень простым, а карикатуры доступны для понимания, часто изображая религиозных лидеров, которых журнал называл врагами образования и светского общества.

Мирза Джалил сказал бы, что его журнал был продуктом своего времени, когда необразованное большинство управлялось Персидской и Российской империями, а направление обществу задавалось религиозными лидерами.

Журнал выпускался на азербайджанском (первоначально в арабском алфавите, а позже, после прихода к власти большевиков, латинском). Иногда журнал выходил и на русском.

В журнале публиковались, например, карикатуры, недвусмысленно указывающие на разницу между образованием религиозным, или "азиатским", и светским, то есть "европейским".На следующих рисунках изображена реакция отца и всей семьи на рождение, а чуть ниже – на рождение девочки. 

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionНа этой карикатуре изображена реакция отца на рождение сына и дочери

Женщины показывались всего лишь бесправными существами, не имеющими права голоса ни в обществе, ни в семье, где их избивали и угнетали мужья.

Смертельно опасное дело

"Молла Насреддин" совершенно ясно давал понять, что противопоставляет себя вмешательству религии в частную жизнь и жизнь светского государства.

Безусловно, насмешки над духовными лицами и борьба за права женщин были делом рискованным.

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionДаже в тюрьме есть окна...

Иранские муллы издали фетву, призывающую к убийству Мирзы Джалила. Он подвергся нападению в Тифлисе, где издавался журнал, его жизни постоянно угрожали.

"Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное большинство - авт.), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.

Но для своих читателей журнал открывал окно в мир политики, пусть и в сатирической форме.

150227161515_molla_nesreddin_9.jpgПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE

Большое влияние на Мирзу Джалила оказали русские писатели, особенно Гоголь и Чехов.

В команду журнала входили немецкий карикатурист Оскар Шимерлинг, живший в Тифлисе, и азербайджанский художник Азим Азимзаде.

В "Молле Насреддине" работал поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, который в стихотворной форме писал о правах женщин и необходимости образования.

Новые времена

В 1918 году журнал сыграл важную роль в основании Азербайджанской Демократической Республики, которая просуществовала всего два года, до прихода к власти большевиков.

Зейнал Мамедли, медиа-эксперт из Азербайджана говорит, что большинство министров новой республики были поклонниками "Моллы Насреддина".

Еженельник сыграл не последнюю роль в том, что в 1919 году женщинам Азербайджана было дано право голосовать, в это же время в Великобритании и США женщины тоже получили право голоса.

Только листая старые копии журнала в азербайджанской Национальной библиотеке, становится очевидно, насколько талантливы были авторы и художники "Моллы Насреддина".

КарикатураПравообладатель иллюстрацииBBC WORLD SERVICE Image captionТурецкий султан получает холодный душ от влиятельных держав вместо острова Крит, на который он претендовал

Например, в 1929 году в одном из выпусков журнала было опубликовано изображение пророка Мухаммеда, хотя его лицо не было показано.

К этому времени Азербайджан стал одной из советских республик и журнал стал выпускаться в Баку. При том, что большинство населения составляли мусульмане.

Одна из карикатур изображала диалог между Иисусом и Мухаммедом и показывала людей, выпивающих на Рождество, давая читателю понять, что мусульмане, несмотря на религиозные запреты, употребляли горячительные напитки.

Карикатура из журнала "Молла Насреддин"

Но существование журнала при Советской власти продлилось недолго. В начале 30-х годов власти потребовали от Мирзы Джалиля переименовать журнал в "Безбожника", чтобы соответствовать принципам советской идеологии.

Бессменный редактор журнала так и не смог смириться с большевистской цензурой и вскоре покинул свой пост.Molla_Nasreddin_5.jpg.dd72ed4015e713a40f3298ae0023d9c6.jpg1958929600______12-1906.thumb.jpg.d6014896f7e425b1a90a027b451150d6.jpg1906г. Условное название "Муж и жена"Oskar_Shmerling._Free_love_(Forced_marriage)._Molla_Nasreddin.jpg.da5486f0a919a8fc309c426b6cd468d7.jpgmn4.jpg.1886dfdd11888ed73c793d0c4a7ac1d6.jpg404525963.jpg.1499c2b1e09c8af40a63b9f1a488195e.jpgi322.jpeq_-e1424937477301.jpg.072f20645b292d381b2149b5d2140113.jpgi.jpg.d207732d8cd077b17a0e4a018e495825.jpgaz-karikatur-5.jpg.50c420c21932b92fcb587ccd17bc6607.jpgaz-karikatur-1.jpg.e4bd4c45ba050fe378e95d7eeda1c13a.jpghttps://www.bbc.com/russian/society/2015/03/150227_azeri_cartoon_molla_nasreddin

Мамедгулузаде все ещё актуален - истинный классик азербайджанской литературы 

Link to comment
Share on other sites

5 minutes ago, Lochte said:

Мамедгулузаде все ещё актуален - истинный классик азербайджанской литературы 

Будь он жив сейчас сидел бы, в лучшем случае, в тюрьме за незаконное предпринимательство, хранение, употребление и распространение наркотиков, в худшем - в могиле, как Эльмар... 

  • Like 2
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

49 минут назад, S.T.A.L.K.E.R сказал:

"Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное большинство ), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.

guya "dinə" belə hücum edənlər başqa ölkələrdə o dövrdə sağ qalardılar...Bruno nə tez yaddan çıxdı...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

По мне так сатира - сильнейший литературный жанр, даже более, чем трагедия или драма ...

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Habibi сказал:

Будь он жив сейчас сидел бы, в лучшем случае, в тюрьме за незаконное предпринимательство, хранение, употребление и распространение наркотиков, в худшем - в могиле, как Эльмар... 

Или жил в Берлине, Москве или том же Тбилиси

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

36 minutes ago, Lochte said:

Или жил в Берлине, Москве или том же Тбилиси

В Тбилиси вряд ли... выкрали бы... и сказали сам с валютой незаконно перешел границу...

  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

 

 

На диком Востоке сатира всегда вызывала взрыв 5х точек у тех, на кого она была направлена.

Ибо уметь смеяться над собой - это великое искусство, недоступное многим, особенно религиозникам. 

 

 

  • Like 5
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Все, кто смеётся над моим народом -- армяне и манкурты.

Edited by Oblomov
  • Like 1
  • Haha 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

2 minutes ago, Oblomov said:

Все, кто смеётся над моим народом -- армяне и манкурты.

Зачем вы мелочитесь? Вообще все кто смеются  - армяне и манкурты.

  • Excellent 1
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

Американец советскому гражданину:

- У нас демократия,  я могу выйти  к белому дому и кричать "Долой Эйзенхаура"

Советский гражданин отвечает:

-У нас тоже демократия, я могу выйти на Красную Площадь и крикнуть "Долой Эйзенхаура"

Link to comment
Share on other sites

А где грань между оскорблением, издевкой, сатирой, карикатурой?:thinking:

Link to comment
Share on other sites

11 minutes ago, Yukiko said:

А где грань между оскорблением, издевкой, сатирой, карикатурой?:thinking:

Грань находится точно на уровне осознания личной ответственности, дополняющяя", т.е., нас окружающее...

Link to comment
Share on other sites

  • 9 months later...

Адекватное восприятие сатиры и карикатур, является индикатором адекватности общества. 

P. S. Кстати в 90-х был выпущен трехтомник, включавший в себя все выпуски журнала "Молла Насреддин". Посчастливилось приобрести. Многие проблемы тогдашнего азербайджанского общества актуальны и поныне. 

  • Like 1
  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

Ну посмеяться и высмеять этот народ может. К сожалению, на этом все и заканчивается

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

22 minutes ago, disektor said:

Адекватное восприятие сатиры и карикатур, является индикатором адекватности общества. 

P. S. Кстати в 90-х был выпущен трехтомник, включавший в себя все выпуски журнала "Молла Насреддин". Посчастливилось приобрести. Многие проблемы тогдашнего азербайджанского общества актуальны и поныне. 

Интересно, есть в сети? Было бы здорово отсканировать и...

В пост-советское время сатира исчезла с поля зрения, интересно почему?

Link to comment
Share on other sites

2 minutes ago, Wisdom said:

Интересно, есть в сети? Было бы здорово отсканировать и...

В пост-советское время сатира исчезла с поля зрения, интересно почему?

Очень просто догадаться ))) кое-кто на дух не переносит критику...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

3 minutes ago, Wisdom said:

Интересно, есть в сети? Было бы здорово отсканировать и...

В пост-советское время сатира исчезла с поля зрения, интересно почему?

В сети вряд ли будет, тираж небольшой был. 

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

Сатирический журнал "Молла Насреддин" - история создания

Начало прошлого столетия в Азербайджане отмечено не только нефтяным бумом и бурным строительством, расцветом неповторимого зодчества Баку, но и подъемом национального движения, происходившим на фоне революционных событий 1905-1907 годов.

Азербайджанская карикатура возникла не сегодня, она имеет свою историю, и многие связывают историю появления азербайджанской карикатуры с журналом "Молла Насреддин", ставшим причиной зарождения школы карикатуры.

Первый выпуск "Моллы Насреддина" увидел свет 7 апреля 1906 года в Тифлисе. До 1918 года журнал выходил в Тифлисе, до 1921 года - в Тебризе, а в 1922-1931 годах - в Баку.

Начав издаваться с 7 апреля 1906-го года на азербайджанском языке, журнал «Молла Насреддин» стал единственным профилирующим сатирическим журналом во всем мусульманском мире и на Ближнем Востоке.

Первое сообщение о «Молла Насреддине» появилось в газете «Возрождение» 19 февраля 1906 года – объявление о готовящемся «кружком мусульманской интеллигенции» издании сатирического журнала.
После 7 апреля 1906 года, когда вышел первый его номер, «Молла Насреддин» стал целой эпохой в истории азербайджанской журналистики, литературы и общественной мысли.

Зарождение журнала «Молла Насреддин»

В советской историографии официальным основателем и автором журнала выступал Джалил Мамедкулизаде. Однако, журнал был основан, не одним, а двумя соратниками.

Имя второго основателя и главного автора журнала с 1906-1911 годы - Омар Фаик Нейманзаде оставалось запрещенным до распада Советского Союза, и только с открытием архивов уже в независимом Азербайджане, в первую очередь, научным кругам, а затем и широкой публике стала открываться новая история, стали известны многие факты и истории жизни, о которых умалчивалось семь десятилетий.
Несмотря на реабилитацию в 1956 году бывших расстрелянных «врагов народа», в том числе Омар Фаика, инерция глубокого страха интеллигенции и научных кругов Азербайджана была настолько велика, что его имя оставалось неупоминаемым. И только к середине 80-х годов некоторые литературоведы, живые свидетели тех времен, осмеливаются упоминать Омар Фаика. Настоящую литературную реабилитацию Омар Фаика Нейманзаде впервые осуществил молодой ученый – исследователь Шамиль Гурбанов.

Встреча Омар Фаика с самой яркой личностью того времени, родоначальником и классиком современной азербайджанской литературы Джалилом Мамедкулизаде, произошла в 1903 году в редакции единственной на тот момент азербайджанской газеты “Шарги-Рус”.
В 1905-м году газета «Шарги-Рус» обанкротилась, и ее издатель М. Шахтахтинский принял решение продать издательство.
К этому времени неблагонадежность Омар Фаика как распространителя либеральных идей среди тюркского населения была столь очевидна и столь зафиксирована властями, что у него не было никаких шансов получить разрешение на издание собственной газеты в Российской империи.
Газета «Шарги-Рус» и выставление издательства на продажу открыла новую веху в совместной работе Омар Фаика и Джалила Мамедкулизаде.

Омар Фаик писал об этом в своих мемуарах следующее:

Я сказал Мирза Джалилу, что не смогу позволить турецкому издательству, о котором так давно мечтал, попасть в лапы торгашей или дать ему закрыться, и что нужно спасти его любой ценой».
Джалил рассмеялся и сказал: «Конечно я согласен, но без сомнения Магомед-Ага захочет деньги за издательство, а их нет ни у тебя, ни у меня. А также, Фаик, боюсь, что, если Магомед-Ага узнает о том, что издательство перейдет в твои руки он откажется продать его».

Я сказал: «Не произноси моего имени и попроси Магомед-Ага подождать, обещай, что найдешь деньги, не бойся!»

А Джалил Мамедкулизаде вспоминает те дни так

«…для приобретения издательства и дальнейшей работы мы принялись искать третьего товарища с тем чтобы у него было немного денег».

Такого человека находит сам Омар Фаик. Мешеди Аласкар Багиров из Нахичевани дал им деньги в долг для покупки издательства, а позже взял на себя расходы издательства и сатирического журнала «Молла Насреддин».

Новое издательство начинает свою работу в марте 1905 года под названием «Гейрят». Этим начинается новый этап литературно-культурной жизни Азербайджана. Идейное течение, известное под названием «молланасреддинцы», берет свое начало именно в издательстве «Гейрят».

После того как издательство «Гейрят» приступило к широкой деятельности, Омар Фаик совместно с Джалилом Мамедкулизаде пришли к мысли создания нового печатного органа и сначала обратились к правительству за разрешением издавать журнал «Торпаг (Земля)».
Омар Фаик писал: "По настоянию Мирза Джалила, руководство журнала было поручено мне».
Однако Главное Управление по делам печати при Министерстве внутренних дел Российской Империи не разрешило издание журнала под предлогом турецкого образования Омар Фаика. Спустя некоторое время и газета «Новруз», которую хотел издавать Мамедкулизаде, тоже не смогла увидеть свет.

Наконец, в 1906 году друзья добились разрешения на выпуск журнала «Молла Насреддин». Официальным редактором был Джалил Мамедкулизаде, а основным автором - Омар Фаик Нейманзаде. Омар Фаик также распоряжался административными и финансовыми вопросами журнала.

В Республиканском Институте Рукописей им. Физули хранятся воспоминания Омар Фаика «Что такое журнал «Молла Насреддин»?».
В этой статье он рассказывает о создании, цели, миссии, деятельности и борьбе, которую вел журнал сатиры. Но двум моментам здесь уделяется особое внимание. Одним из них является название журнала, а другим — разделение обязанностей в редакции.
Говоря словами Омар Фаика,«имя само по себе реклама, доказательство». Друзья тщательно продумывали название журнала и «перебрав много вариантов, выбрали «Молла Насреддин». Как писал Омар Фаик,

«услышав «Молла Насреддин» читатель может подумать, что его ждут смешные истории, увлекательные беседы, мудрые высказывания».

Вся тяжесть выпуска первого номера журнала «Молла Насреддин» упала на плечи Мирзы Джалила и Омар Фаика. Все материалы журнала сатиры были составлены ими, темы для карикатур, а также телеграфные новости и загадки тоже были подобраны ими.

Симпатию читателей вызывал и заглавный персонаж журнала, сторонник правды и справедливости Насреддин, известный персонаж, истории которого полюбились народом еще задолго до появления журнала.
Джалил Мамедкулизаде и Омар Фаик Нейманзаде стали отождествляться народом с самим Моллой Насреддином.

Издание «Молла Насреддин»а пробудило различные стороны жизни народа и привело к большому оживлению национальной прессы. Благодаря влиянию и авторитету журнала, в Азербайджане и других соседних странах стали издаваться многочисленные сатирические журналы, что послужило толчком к развитию сатирического рисунка и карикатуры.

Джалил Мамедкулизаде и Омар Фаик Нейманзаде, оценивая значение этого события, писали, что «Молла Насреддин» «создала сама природа, само время», которые видел задачу журнала в том, чтобы нести свет правды и культуры туда, где они нужны были больше всего.

Насколько велико было значение сатирического журнала «Карикатура», издаваемого в 1830-м году во Франции, для европейской культуры, столь важным было значение журнала «Молла Насреддин» для развития сатирической прессы и сатирической графики восточного мира.

Журнал «Молла Насреддин» оказал влияние на формирование и дальнейшее развитие сатирической прессы и сатирической графики народов Кавказа, Средней Азии, Татарстана, Крыма, Поволжья и Ирана, чему свидетельствуют достаточно существенные и значительные мнения, научные произведения европейских ученых и специалистов.

Чтобы довести свои идеи до народа, журнал использовал самые различные литературные жанры - фельетоны, загадки, карикатуры и т.д.
Говоря о карикатурном жанре, имеющем более чем 100-летнюю историю развития и ставшим неотъемлемой частью азербайджанской культуры и изобразительного искусства, в первую очередь следует вспомнить художников, карикатуристов, внесших своей деятельностью достойный вклад в развитие этого жанра.
Путь к сознанию простого народа, большую часть которого составляли необразованные, а то и вовсе не знающие грамоты бедняки, облегчали доступный язык и многочисленные иллюстрации, сделанные художниками Роттером и Шмерлингом под руководством Омар Фаика и Мирзы Джалила.

Творчество О. Шмерлинга и И. Роттера – ведущих художников альманаха «Молла Насреддин», внесших незаменимый вклад в дело развития искусства азербайджанской карикатуры, расценивается как создание школы карикатуры - школы «Молла Насреддина».
В журнале публикуются и работы замечательного азербайджанского художника, графика Азимзаде Азим Аслан оглы - художник карикатурист. Его острые сатирические рисунки на политические, бытовые и антирелигиозные темы печатались с 1906г. в журналах «Молла Насреддина» и положили начало азербайджанской сатирической графике.

В те годы прослеживаются попытки подражания стилю и технике исполнения, даже подписям этих художников. Подобные обстоятельства являются факторами, свидетельствующими о значении и широте силы влияния школы «Молла Насреддин».

"Молла Насреддин" ставил важнейшие вопросы современности: просвещение, свобода слова, пропаганда дружбы народов, сохранение народных традиций, родного языка и т.п.
На его страницах печатались передовые отечественные писатели, которые обличали патриархально-феодальные обычаи и призывали к борьбе за свободу, выступали против империализма и деспотических режимов в странах Востока.

Вскоре ряды "молланасреддиновцев" пополнили видные азербайджанские писатели и публицисты Мирза Алекпер Сабир, Абдуррагим-бек Ахвердиев, Мамед Сеид Ордубади, Ю.В.Чеменземинли, Дж. Джаббарлы, Узеир Гаджибеков, поэты Али Назми, Аликули Гамкусер, Б. Аббасзаде и др. Многие произведения, напечатанные в журнале, вошли в золотой фонд азербайджанской литературы и журналистики, и, как показывает время, все они актуальны и теперь.
Программа журнала, утвержденная цензурой, состояла из отделов:

  • Разговоры;
  • 2. Остроты;
  • Фельетоны;
  • Юмористические стихотворения;
  • Юмористические телеграммы;
  • Сатирические рассказы;
  • Анекдоты;
  • Почтовый ящик;
  • Юмористические объявления;
  • Частные объявления;
  • Карикатуры и иллюстрации

Выхода каждого номера журнала одни ожидали с нетерпеливым волнением, но те, кто становился объектом бичевания в нем, воспринимали журнал с ненавистью и готовностью к крайним мерам.
Например, ордубадские религиозные деятели издавали листовки, в которых подвергали анафеме Дж. Мамедкулизаде и Омар Фаика, требовали их смерти, в Тифлисе в редакции журнала не раз проводили обыски.
В 1907-м году Омар Фаик был арестован за то, что изобразил cултана Абдульгамида в образе обезьяны перед Европейскими государствами, однако по требованию народа был освобожден через 2 месяца.

Когда в 1907 году  властями один из наиболее откровенных сатирических журналов был временно закрыт, Омар Фаик в газете «Иршад» писал:

«Несчастные, они верят в то, что закрыв журнал «Молла Насреддин», скроют свой позор. Они просто не знают, что среди нас уже много "молланасреддинцев". Сегодня закроется «Молла Насреддин», а завтра откроется «Молла Хайреддин».

Намекая на то, что смелый во взглядах и высказываниях писатель-сатирик 20 века Омар Фаик подвергается гонениям со стороны правительства, азербайджанский поэт М.А.Сабир в 1907-м году опубликовал в журнале свое стихотворение «Выговор» со свойственным ему юмором:
Не говорил ли я тебе, сиди тихо, жаль тебя
Не горюй о народе, думай только о себе
Это не твое место, уйди, ты слишком слаб
Не послушал ты меня, разве сразу не настигла тебя беда?
Дошел ли до тебя сейчас смысл слов моих?!

Широк был диапазон тем и проблем, поднимаемых журналом и его редакторами Дж.Мамедкулизаде И О.Ф. Нейманзаде. Религиозный фанатизм и невежество, отсталые формы жизни, феодально-патриархальные обычаи и пережитки, ограниченность толстосумов-обывателей, положение женщины, национальная политика царизма и колониальная экспансия европейских держав и многие другие вопросы, имеющие отношение к реакционной политике, экономической отсталости, социальным порокам, получали достойное отражение в критических выступлениях активных сотрудников журнала, в том числе самих Дж. Мамедкулизаде и О.Ф. Нейманзаде.

Журнал превратился в своего рода творческую лабораторию, в которой создавался новый стиль азербайджанской прозы и поэзии, доступный широкой публике. Писатели-демократы Дж.Мамедкулизаде, Омар Фаик и Сабир искали и находили новые формы и средства, в которых делался упор на доступность и выразительность родного языка.
Они обращались к народной лексике и речевым формам, а там, где язык был бессилен что-либо сделать (ведь существовала масса неграмотных), вступала "в разговор" карикатура, которая оказывалась нередко красноречивее многих слов. Так, уже в первом номере была помещена своего рода "программная" для деятельности журнала карикатура: помещение, в нем сладко спят и видят сны добропорядочные мусульмане. И это происходит во время, когда на дворе уже во всем величии своих культурных и научно-технических достижений обосновался XX век. Умиротворенными и вполне довольными выглядят на рисунке правоверные: мир и покой снизошли на них в сладком сне, из которого их может вывести разве что чудо...

Журнал и его редактор подсказывали читателю всмотреться в окружающую действительность, полную суеверия и фанатизма, обратиться к своей собственной жизни, представить жизнь тысяч других людей, находящихся под ярмом эксплуатации, помогали находить причины социальной несправедливости, отсталости и невежества масс.

В связи с резкой критикой со стороны правительственных и религиозных кругов, а также из-за нехватки средств журнал не раз приостанавливал свою деятельность.
Впервые это случилось в 1912 году, возобновлена работа была в январе 1913 года, в октябре 1914 года журнал был закрыт вновь.
В 1917 году журнал начал публиковаться в Тбилиси, но был запрещен цензурой, поэтому он появляется в 1921-ом в Тебризе (Иран), где выходят восемь номеров.
В 1922-31 г.г. журнал вновь издается в Баку.

Журнал «Молла Насреддин» оказал огромное влияние на развитие азербайджанской демократической печати, он в очень короткое время стал читаем и почитаем не только в Азербайджане, но и во всех странах Ближнего и Среднего Востока.

 

https://www.ourbaku.com/index.php/Сатирический_журнал_"Молла_Насреддин"_-_история_создания

 

 

Link to comment
Share on other sites

Сатира в таких обществах как в Азербайджане, так же безполезна, как и биться головой об стену. У нас это воспринимается как юмор.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Новые угрозы :

 

«Аль-Каида» пригрозила Charlie Hebdo

Террористическая организация «Аль-Каида» угрожает журналистам французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo повторением теракта 2015 года в связи с переизданием карикатур на пророка Мухаммеда, сообщает AFP.

 

438673_src.jpg

Агентство ссылается на публикацию «Аль-Каиды», приуроченную к годовщине терактов 11 сентября 2001 года в США. В ней говорится, что президент Эммануэль Макрон направил «то же послание» Франции, что и его предшественник Франсуа Олланд, который был президентом в 2015 году.

Заявление «Аль-Каиды» появилось вскоре после републикации карикатур в связи с началом 2 сентября судебного процесса над соучастниками нападения 2015 года. Террористы заявляют, что в Charlie Hebdo ошибаются, если считают, что тот теракт был разовым. В «Аль-Каиде» считают, что Франция при президенте Макроне «дала зеленый свет» переизданию карикатур, пишет «Коммерсант».

7 января 2015 года в результате нападения боевиков-исламистов на редакцию Charlie Hebdo погибли 12 человек, 11 были ранены. Нападавшие — братья Саид и Шериф Куаши — были убиты.

 

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...