Jump to content
Baku365.com

Азербайджан и страны Прикаспия в описании арабского географа Ибн Хаукала (943-977 гг.)


S.T.A.L.K.E.R

Recommended Posts

S.T.A.L.K.E.R

ibn-hawkal-az-1.jpg

Углубленное изучение истории, этнического состава населения прикаспийских стран в период существования и упадка Арабского Халифата имеет важное научное значение.https://azerhistory.com/?p=38534

Для изучения различных вопросов истории прикаспийских стран в VII–X вв. исключительное значение имеют исторические и географические труды, написанные на арабском языке. Большой интерес к историческим и географическим сочинениям в Арабском Халифате был обусловлен растущей потребностью в практических знаниях, необходимых для управления огромной империей.

X в. был этапом процветания арабской географической литературы. На этом этапе развития появился ряд ценных географических трудов, имеющих большое научное значение. Сочинение «Китаб сурат ал-ард» («Книга об описании Земли») Абульгасима Мухаммеда Ибн Хаукала является одним из таких первоисточников. Этот труд известен научной общественности также под именем «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»).

Ибн Хаукал совершил продолжительное путешествие в страны Ближнего и Среднего Востока, во время которого он побывал на территории Азербайджана и в ряде соседних стран. Из предисловия следует, что автор начал свое путешествие в месяц рамадан 331-го г.х. (май 943 г.), а завершил его в 367-м г.х. (977 г.).

В исторической науке Азербайджана труд «Китаб сурат ал-ард» Ибн Хаукала долгое время не был объектом специального исследования. Однако многие азербайджанские историки и востоковеды, наряду с другими сочинениями арабских географов, обращались также к труду Ибн Хаукала и особо отмечали значимость его труда.

Сочинение Ибн Хаукала состоит из двух частей, каждая из которых в свою очередь состоит из отдельных параграфов. Первая часть включает в себя введение и 11 параграфов, вторая часть состоит из 12 параграфов и хатиме (заключение, послесловие). Сведения, связанные с историей прикаспийских стран, представлены в основном во второй части сочинения.

Опираясь на сведения, представленные в трех параграфах во второй части труда – «Эрминийа, Азербайджан и Арран», «Дейлем и Таба- ристан» и «Каспийское море», можно выдвинуть определенные представления об Азербайджане, исторической географии, государственности, городах, этническом составе, языках населения прикаспийских стран. Сведения, связанные с Каспийским регионом, представлены в первом параграфе первой части труда под названием «Описание Земного шара».

Ибн Хаукал написал сочинение «Китаб сурат ал-ард» в географическом стиле. Но, несмотря на это обстоятельство, автор в необходимых случаях ведет речь о социально-политических событиях, представляет сведения о государствах, правителях, эмирах, видных деятелях своего времени, купцах прикаспийских стран.

В книге Ибн Хаукала наряду с Азербайджаном и Арраном представлено также интересное географическое описание других прикаспийских стран. Сведения Ибн Хаукала о прикаспийских странах подробны и с научной точки зрения очень ценны.

В первом параграфе автор представляет общие сведения о Каспийском море. Он отмечает, что если начать путешествие с Азербайджана «вдоль берега моря, пройти Дейлем, Табаристан, Джурджан, исключая впадающие в море реки (Итиль, Кюр, Араз), можно вернуться в место начала путешествия, не встретив никакого препятствия».

В параграфе под названием «Каспийское море» последовательно представлено географическое описание прикаспийских территорий. Автор указывает, что на восточной части Каспийского моря расположены часть области Дейлем, Табаристан, Джурджан, часть пустыни между Джурджаном и Хорезмом, а на западной части моря находятся Арран, Сарир, страна хазаров и часть степи ал-Гузийа. Ибн Хаукал отмечает, что на севере Каспийского моря находится степь ал- Гузийа, а на юге моря расположены Джиль (Гилян) и Дейлем.

Автор включил в этот параграф карту под названием «Каспийское море». Комментируя представленную карту, Ибн Хаукал представил более точные и ценные сведения. Таким образом, он представил описание прикаспийских стран с севера на юг. При этом Ибн Хаукал указывает на то, что «территории Аррана и Ширвана входят в состав Азербайджана».

Обратим особое внимание на описание Ибн Хаукала: «На верхней части моря, вдоль берега написано «ал-Гузийа», а далее, вдоль (всего) побережья следуют «ал-Хазар», «Азербайджан», «Джиль», «Табаристан».

Ибн Хаукал представил здесь Арран как область в составе «страны Азербайджан». Речь идёт именно о «стране Азербайджан», которая в X в. понималась как чисто географическое понятие. При внимательном рассмотрении представленной автором карты можно заметить, что до Дербента простираются границы «Страны Хазар», а от Дербента до Семирана, расположенного на границе Джиля (Гиляна), – границы «страны Азербайджан».

Баб ал-Абваб (Дербент), реки Кюр и Араз, территория Мугана и прикаспийский регион, гора «Габг» («Кавказ») на карте показаны именно в составе Азербайджана.

После описания ряда прикаспийских стран автор отмечает: «После этого я составил карту Азербайджана, описал горы, пути, такие пресноводные реки, как Кюр и Араз, а также озера Хилат и Кабузан. Эти озера не объединяются с морем, там же показал гору Габг».

Ведя речь о прикаспийских кавказских регионах, Азербайджане, Арране, Эрминийи, автор так объясняет причину того, почему он представил эти территории в качестве одного, единого «иглима» (региона): «Я отношусь к ним как к единому иглиму. Ибо этот иглим находится под властью одного человека».

Далее Ибн Хаукал уточняет свою вышеупомянутую мысль и отмечает, что «эти правители именно Азербайджана». Автор пишет, что «в горах Кавказа и в близлежащих территориях правят мелкие правители». Он продолжает свою мысль словами: «Большинство этих правителей ежегодно предоставляет правителям Азербайджана постоянный налог и другие принадлежности в определенном количестве».

Ибн Хаукал сообщает, что территория от Дербента до Гиляна находится под властью Саджидов. Автор труда несколько раз отмечает, что «правители Саджиды являются азербайджанскими правителями».

И на карте Дейлема и Табаристана Ибн Хаукал ведёт речь о «стране Азербайджан» как о территории, расположенной по соседству с этими территориями, представляет земли, находящиеся севернее (на левом берегу) реки Араз в составе Азербайджана.

Ибн Хаукал отмечает, что на юге Каспийского моря находится город Семиран, а дальше к северу (с правой стороны) расположены города Шалуш, Айнул-Хам и Абескун. Он сообщает, что на правом берегу (т.е. в восточной части) Каспийского моря населенных пунктов мало. Например, от Абескуна до «Страны Хазар» почти не было городов и деревень. Только в 50 фарсахах от города Абескун находилось село под названием «Дехистан».

Ибн Хаукал сообщает, что «на территориях от Абескуна до «Страны Хазар», вдоль всего левого побережья Каспийского моря до Баб ал-Абваба (Табаристан, Джиль (Гилян), Муган, Арран, Ширван) населенных пунктов много и они смешались друг с другом».

Территория Хазарского Хаганата находилась в основном у побережья Каспийского моря и реки Итиль (Волга), тем самым занимая важное место в морской торговле своей эпохи. Города «Страны Хазар» играли особую роль на торговых путях, ведущих с севера на юг и обратно. Эти города являлись значительными населенными пунктами, важными портами IX–X вв., были главными посредниками в торговле Хазарского Хаганата с мусульманскими странами.

Ибн Хаукал ведет прежде всего обобщенную речь о торговых путях прикаспийского региона, расстояниях между более отдаленными странами и Хазарским Хаганатом. По сведениям автора, «расстояние от Абескуна до «Страны Хазар» с правой стороны (т.е. вдоль восточного побережья на север) составляет 300 фарсахов, а с левой стороны (т.е. вдоль западного побережья на север) – также 300 фарсахов. От Абескуна до Дехистана можно дойти приблизительно в течение 6-ти дней, а из Табаристана до Баб ал-Абваба (Дербента) можно доплыть в течение одной недели».ibn-hawkal-az-2.jpg

Ибн Хаукал указал также расстояния между городами Хазарского Хаганата. Автор отмечает, что «Хазар» – это страна, столицей которой является город Итиль (автор представляет его в форме «Əтул». Город Итиль взял свое название от одноименной реки, впадающей в Каспийское море.

Вообще автор труда, говоря о «Стране Хазар», округе «Хазар», а также о городе Итиль, допустил определенную путаницу. Он указывает, что город Итиль состоит из двух частей, именуемых «Итиль» и «Хазаран».

Ибн Хаукал особо отмечает в составе «Страны Хазар» округа Итиль, Хазар и Сарир. Однако в некоторых случаях представляет округ Сарир в качестве отдельного «мамлаката» (царства) и размещает этот округ справа (севернее) Дербента. Название округа Хазар Ибн Хаукал относит также ко всей «Стране Хазар». Автор представляет также сведения о городах и путях областей (стран) Азербайджан, Дейлем, Табаристан, Джурджан.

Говоря о прикаспийских странах и об островах Каспийского моря, он представляет определенные сведения о населении, этническом составе, языке населения этих стран и островов. Однако эти сведения автора разрозненны.

В сочинении Ибн Хаукала сведения о населении представлены в традиционном, присущем арабоязычным источникам стиле: население разделено на «мусульман» и «немусульман», а вопрос об этническом составе населения  находится на втором плане.

Автор отмечает, что в Каспийском море нет заселенных островов с городами. Ибн Хаукал пишет о двух островах в Каспийском море: Ал-Баб и Сиях-Куя. Он отмечает, что остров ал-Баб находится перед устьем реки Кюр, вбилизи Дербента. Это «сведение» Ибн Хаукала не соответствует действительности. Многие арабоязычные авторы, в том числе предшественник Ибн Хаукала – ал-Истахри, также отмечали, что вблизи устья реки Кюр находится остров, но они не упомянули название этого острова.

Конечно, остров ал-Баб, упомянутый Ибн Хаукалом, не мог находится одновременно в устье реки Кюр и вблизи Дербента. В действительности, в представленной им карте Ибн Хаукал более точно указывает место расположения острова ал-Баб и считает, что он находится напротив Дербента. Ибн Хаукал представляет более подробные све- дения об острове Сиях-Куя. Он отмечает, что на этом острове живут тюрки-огузы.

В сочинении Ибн Хаукала большое внимание уделено населению Хазарского Хаганата, вопросам языка и этнической принадлежности хазар. По сведениям Ибн Хаукала, «число мусульман, живущих в Хазарском Хаганате, превышает 10 тысяч человек, здесь имеются 30 мечетей». Автор труда отмечает, что правитель хазаров был приверженцем иудаизма. По его сведениям, число приближенных хагана (правителя) хазаров достигает 4 тысяч человек.

По сообщению Ибн Хаукала, «несмотря на то, что большинство населения Хазарского Хаганата составляют мусульмане, правитель и его приближенные приняли иудаизм. Однако поведение, нравственность населения «Страны Хазар» – идолопоклоннические. Как и в древние времена идолопоклонничества, при встрече хазары поклоняются друг другу. А это противоречит нормам ислама, христианства и иудаизма».

Несмотря на то, что официальной, государственной религией Хазарского Хаганата был иудаизм, число приверженцев иудаизма было меньше числа мусульман и христиан. Поэтому хаган был вынужден считаться с большинством населения государства. Помимо Ибн Хаукала, этот факт подтверждают и другие арабоязычные авторы.

В сочинении Ибн Хаукала также говорится о языках населения прикаспийских стран. Однако эти сведения крайне противоречивы: «Язык хазаров отличается от персидского и тюркского, этот язык не имеет никакой связи с языками других народов».

Ибн Хаукал, говоря о населении Хазарского Хаганата, отмечает, что «внешне они не похожи на тюрков. Хазары в основном смуглые и делятся на две группы. Одну часть хазар называют «Гара-хазар», потому, что они смуглые (чернявые), похожи на индусов. Другие хазары – белолицые и красивые».

В сочинении Ибн Хаукала говорится: «По соседству с хазарами живут буртасы. На территории их проживания, кроме языка буртасов, другого языка нет. Хазар, Буртас, Сарир и Рус являются названиями ни племен и народов, а стран и округов».

Ибн Хаукал, представляющий сведения о башкирах и биченеках (печенегах), особо отмечает, что они тюркского происхождения.

Говоря о территории Азербайджана, Ибн Хаукал перевел вопрос об этническом составе местного населения страны на задний план и представил только некоторые сведения о распространенных на этой территории языках. Автор связывает языки населения страны не с этнической принадлежностью жителей Азербайджана, а с географическими названиями мест их проживания.

Именно поэтому Ибн Хаукал, говоря о языке населения Южного Азербайджана, отмечает, что «в Азербайджане говорили на языке «азери», а в Арране (в северной части страны) – «аран» («арани»).

Ибн Хаукал также отмечает, что в иглиме «Эрминийа, Азербайджан и Арран» персидский язык был распространен как общее средство общения, население говорило и на арабском языке. Автор также указывает, что жители страны, говорящие на персидском языке, не понимают арабский. Он отмечал, что «арабский язык хорошо понимают только купцы и собственники имущества».

Действительно, здесь речь идёт не об общеразговорном (общеупотребляемом) языке, а о персидском языке, превратившемся в общее средство общения для населения страны, говорившего на различных языках, и употребляемом в основном господствующими кругами и собственниками имущества.

Ибн Хаукал, рассказывая о странах на западном побережье Каспийского моря, отмечает, что население, живущее в горах Кавказа и близлежащих территориях, говорит на более чем 300-х языках.

Он отмечает: «Сначала я не поверил этому сведению и опровергал это сведение до той поры, пока не увидел, что жители многочисленных сел, расположенных у горы Савалан вблизи Ардебиля, кроме персидского языка и азери, говорят ещё на своеобразном языке».

Ибн Хаукал, говоря о многочисленных языках Кавказа и близлежащих территорий, вводит сочитателя в заблуждение: «Большинство их (жителей этих территорий) имеет единый, общий язык», не указывая при этом какой именно язык был «общим».

Говоря о горах Дейлем, Ибн Хаукал называет население этого региона «дейлемцами» и заявляет, что язык дейлемцев отличается от персидско- го и ранийского (аранского) языков. Он представляет сведение о племени, живущего в Джиле (Гилян) и язык которого отличается от дейлемского и джильского (гилянского) языков.

Указывая на то, что «в регионе Дехистан живут тюрки», Ибн Хаукал заявляет: «Здесь имеется пограничная крепость, принадлежащая огузским тюркам».

В сочинении «Китаб сурат ал-ард» Ибн Хаукала уделено определенное внимание и взаимоотношениям русов с народами Волжско-Каспийского бассейна, первым военным походам русов в прикаспийские страны.

Таким образом, сочинение «Китаб сурат ал-ард» известного арабского географа X в. Ибн Хаукала является одним из значительных источников для изучения различных вопросов истории прикаспийских стран.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who's Online   20 Members, 14 Anonymous, 38 Guests (See full list)

    • +wwwoman
    • +Wolfy
    • +Kit
    • +telefonist
    • +Ага
    • +FaridFM
    • Фабрицио
    • +RuslanRD
    • +invariant
    • Arzu777
    • +Хамаль
    • +Sirius191
    • +Pups.
    • Простолюдин
    • +mokko.rocco
    • +Mr. TANNER
    • +Spirt
    • Xazar
    • +lex-mix
    • +114
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions