Jump to content
Baku365.com

Ищите женщину: кто помог развалить Азербайджанскую Демократическую Республику


S.T.A.L.K.E.R

Recommended Posts

S.T.A.L.K.E.R

jenshini-adr-kommunist.jpg

В период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) проводилась работа по привлечению женщин к общественной и политической жизни общества. Женщины включались и в политическую деятельность. В 1919 году в Азербайджане был отмечен праздник 8 марта – день солидарности трудящихся женщин.

Женщины активно участвовали во всех мероприятиях партии “Мусават”, которая имела свои женские отделения в Баку и уездах Азербайджана. На втором съезде партии, проведенном в Баку в декабре 1919 года, на одном из заседаний долгими аплодисментами было встречено оглашение приветственной телеграммы от Ленкоранского дамского отделения партии “Мусават”. Это было выражение солидарности и поддержки партии “Мусават” азербайджанским женщинам. Женщины все больше сознавали свою роль в преобразованиях, проводимых государством.

Известная писательница, педагог и журналист Шафига Эфендизаде в своих статьях в газете “Азербайджан” напоминала о важности роли женщин в обществе. Она была уверена, что независимость государства связана с независимостью в этом обществе женщин, которые должны найти свое достойное место в обществе, участвовать в созидательном труде и управлении.

Но была и другая часть женщин, которая была привлечена к революционной работе. В 1919 году большевиками в Баку проводились многочисленные митинги, демонстрации, участниками которых были и женщины. После крупнейшей майской забастовки рабочие продолжали вести подпольную работу, распространяли литературу. Женщины также были подключены к этой работе. Переброшенные в Баку из Астрахани и других советских городов революционеры делали все для того, чтобы свергнуть власть АДР. Привлекались к этой работе и азербайджанские женщины.

Один из участников революционных событий тех лет писал: “Мусульманки вместе c рабочими-мусульманами коммунистами, рука об руку вели работу, они агитировали своих сыновей-аскеров“.

Другая революционерка, А.Жихарева, проводившая в Баку подпольную работу, и участвовавшая на первом нелегальном съезде Азербайджанской Коммунистической Партии (большевиков) в январе 1929 г., вспоминала: “Тюрчанка-работница, охваченная интересом освободительного движения, рабскую одежду – чадру, использоватала для успеха революции, переносила нелегальную литературу и даже под чадрой, в период гражданской войны.”

В 1919 году в Баку была проведена партийная конференция большевиков, среди участников которой были и женщины-азербайджанки.ayna-sultanova-2.jpg

Айна Султанова (1895-1938)

Нелегальную партийную работу против АДР вела Ольга Шатуновская, еврейка, уроженка Баку. По решению Бакинского комитета большевистской организации она была оставлена в Баку для ведения партийной работы. После Февральской революции работала в редакции газеты “Бакинский рабочий” В ночь на 10 августа 1918 г. она принимала участие в захвате типографии отрядом большевиков, возглавляемых А.Микояном, для выпуска последнего в 1918 г. номера газеты “Бакинский рабочий”.

После освобождения Баку Исламской армией в сентябре 1918 г. О.Шатуновская была арестована и проговорена к смертной казни, которую ей заменили высылкой в Грузию. Из Грузии она снова тайно вернулась в Баку, начала вести активную революционную борьбу против правительства АДР, участвовала в создании комсомольской организации в Азербайджане, входила в состав Краевого комитета Союза молодежи. С 1920 года Шатуновская стала секретарем ЦК комсомола, секретарем райкома Компартии Азербайджана. Позднее, в 1925 г. она снова вернулась в Азербайджан на должность секретаря райкома, и как член Бакинского комитета партии.

В ноябре 1919 года в Баку в связи со второй годовщиной Октябрьского переворота была проведена стачка рабочих фабрики Г.З.Тагиева. Среди демонстрантов были и азербайджанские женщины. Властям пришлось принимать меры, в том числе прибегать к арестам.

Бастовавшие, среди которх было много женщин, подошли к зданию Азербайджанского парламента с требованиями немедленного освобождения арестованных. Они скандировали: “Организаторы забастовки – мы все!”. Властям пришлось освобождать арестованных.

В борьбе против азербайджанского национального правительства, к сожалению, вели борьбу и азербайджанцы. Они были привлечены лозунгами большевиков о том, что только социалистическая революция может дать подлинную свободу народам, в том числе и азербайджанскому народу.

Несмотря на то, что Программа “Мусавата”, принятая на I съезде, носила социальный характер, где предусматривался 8-часовой рабочий день, раздача всех видов земельной собственности бесплатно и безвозмездно крестьянам и многое другое, все же часть рабочих попадали под влияние большевистской агитации, и с недоверием относилось к национальному правительству. Азербайджанские коммунисты поддерживающие их идеологию и, введенные в заблуждение люди продолжали вести работу “против контрреволюционного мусаватского правительства”.

Среди них были и азербайджанские женщины, которые связывали свое будущее только с социализмом. И все это несмотря на то, что национальное правительство дало им одинаковые права с мужчинами, предоставило избирательное право, приняло много законов по охране женского труда, охране материнства и младенчества и т.д.

Азербайджанские женщины – Айна Султанова, Шарабаны Зейналова, Саялы Косаева, Джамал Идрисова, и др. тесно сотрудничали с женщинами-большевичками, присланными в Азербайджан из России, для того чтобы вести здесь агитационно-пропагандистскую и подрывную работу против национального правительства АДР.jeyran-bayramova.jpg

Джейран Байрамова

Саялы Косаева была привлечена к революционной работе мужем Мамедом Косаевым, который 1916 года вел работу среди рабочих и 1917 году вступил в социал-демократическую организацию “Гуммет”. Саялы вместе с мужем выполняла поручения партии.

В 1918 году в Газахе она подверглась полицейскому обыску, но сумела спрятать революционные документы в прическу. Ее не пугали преследования местных помещиков-беков, против которых она вела борьбу. Она умело выходила из любого сложного положения, и старалась не попадаться в руки мусаватских властей, против которых она вела подпольную работу.

Тесно сотрудничала с большевиками Джейран Байрамова, которая весной 1918 года вышла замуж за одного из самых активдах деятелей организации “Гуммет” Али Байрамова. Их дом был местом встречи и собраний революционеров. Здесь досто встречались руководители “Гуммет” которая к этому времени стала чисто социал-демократической партией. Дж.Байрамова вместе с мужем вела революционную работу, выполняла различные задания партии.

Однажды во время выполнения задания близ Сальян, она с мужем были арестованы представителями турецкой армии и оказались в тюрьме. Друзья-революционеры помогли им бежать в Гянджу, а через некоторое время они вернулись в Баку и продолжали революционную работу. Окончательное определение жизненной позиции Дж.Байрамовой произошло в октябре 1919 года, и она вступила в ряды большевистской партии. Она состояла в секции железнодорожников участка Мамедлиляр.

В октябре 1919 года после вступления в ряды большевиков, по заданию партийной организации Дж.Байрамова устроилась на работу делопроизводителем в парламенте АДР. В “Адрес-календаре” АДР за 1920 год в списках сотрудников парламента числится также Зейнаб Ризванова, которая тоже работала по поручению партийной организации.

Дж.Байрамова вела подпольную работу, помогала коммунистам в подготовке переворота против мусаватского правительства. Она прятала в своем доме оружие, которое из советской Астрахани по морю переправляли в Баку большевики. Дж. Байрамова хранила у себя дома также нелегальную большевистскую литературу, помогала в их распространении й объединении рабочих. Она несколько раз была арестована, ее квартира была очагом подпольной революционной партийной работы.

В донесениях агентов за 1919 год говорилось о том, что Джейран Ширинбала гызы Байрамова была активным единомышленником и товарищем Али Байрамова, который являлся одним из руководителей партии “Гуммет” и был вторым лицом после члена парламента и руководителя партии Али Гейдара Караева.

Советские историки в свое время, особо выделяли роль матерей большевиков в деле подготовки революции и победы советской власти в Азербайджане. Отмечалось, что в это время приходилось вкладывать много сил и здоровья в дело большевиков, выдерживать все тяготы подпольной жизни их матерям – Сальминаз (мать М.Азизбекова), Хырда (мать Бунията Сардарова), Досту (мать К.Исмайлова), Асбет (мать А.Байрамова), Диба (мать Айны и Газанфара Мусабековых) и других большевиков и революционеров.

Они хранили партийные документы, предоставляли свои квартиры для конспиративной работы, распространяли листовки и передавали в устном порядке самые ответственные поручения, собирали деньги в помощь заключенным, носили передачи арестованным революционерам.

По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”

 

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who's Online   12 Members, 5 Anonymous, 47 Guests (See full list)

    • +Wolfy
    • +Царь
    • +Darth Vader
    • Caldogno
    • +trr
    • +Elbilir
    • Coder
    • +invariant
    • malenkaya pakost
    • +-=laziale=-
    • +Чилийский диктатор
    • +Razario
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions