Jump to content
Baku365.com
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt

Пассажирский поезд №657/658 Баку — Ереван.


S.T.A.L.K.E.R

Recommended Posts

S.T.A.L.K.E.R

716606_original.jpgПрежде всего надо рассказать о маршруте. Ходил он по экзотической ветке Баку — Минджевань — Джульфа — Нахичевань — Норашен — Ереван (окончательно построена в 1941 году) прямо вдоль иранской границы. То есть буквально по берегу пограничной реки Аракс, мимо полосатых столбов. К 1988 году магистраль даже была электрофицирована (ранее работали тепловозы ТЭ3), но это никого уже не обрадовало.

Схема дает представление. Оранжевые круги — места где проехать сейчас нельзя (кое-где просто нет путей).717518_original.jpgИстория поезда давняя, в 1964 году ходил под №257/258 (у него еще был дублер под №269/270, который вскоре сократили до Норашена).

Фото 1959 года, за качество прошу прощения. То есть и в 1959 году он уже существовал.716984_original.jpgВ семидесятых пассажирские межобластные поезда перевели в диапазон шестисотых номеров и маршрут, соответственно, приобрел №657/658.

Назначался Азербайджанской железной дорогой (Баку) и составность всегда имел почтенную (были и купейные, и плацкартные, и общие вагоны, и даже вагон для развоза хлеба). Естественно, раскраски никакой особой не имел и был стандартными для МПС СССР, зеленым.

До Нахичевани существовал, кстати, прямой беспересадочный вагон из Москвы. Ходил с поездом №5/6 «Азербайджан» от Москвы до Баку, а дальше, до Нахичевани — с норашеновским поездом.

На фото бойцы-пограничники из очень любопытного формирования — роты сопровождения поездов (вдоль советско-иранско-турецкой границы таких рот было четыре).716501_original.jpgОт Нахичевани до Дажбуруна бойцы (по одному на два вагона) проверяли у пассажиров документы (погранзона же), а потом ехали в тамбуре. «В случае если кто прыгает на «систему» (инженерные заграждения – прим мое), а она рядом (3-4 метра) от путей и ближе? Даем сигнальную ракету. Это происходило часто, и застава в ружье!».

По их же словам нередки были случаи обвалов и падений валунов на железнодорожное полотно. Странно, но при всех приграничных формальностях в состав поезда нередко включался туристический вагон.

Кроме того, через Джульфу ходили и вагоны в Тегеран (и естественно тоже проверялись пограничниками). До середины семидесятых — через Ереван (прицепка к «Дружбе» Ереван — Москва), а далее — через Баку (тогда появился новый поезд №93/94 Москва — Баку — Тегеран).

Но вернемся к №657/658. Страница из служебного расписания 1981 года.717088_original.jpgПисатель Александр Покровский (имеющий в Армении родственников) как раз в 1989 году проезжал там. Правда не на ереванском, а на каф(п)анском поезде. Тогда сообщение еще было (хотя недавно случился Сумгаит) и армяне/азербайджанцы еще ездили друг к другу.

«В кафапском поезде собраны самые плохие вагоны: они разбиты, без стекол, в купе — запах устоявшейся кислятины человеческих лежек, в туалетах — дикие, разбитые корыта унитазов. Мухи, по-моему, кочуют из Баку в Кафан и обратно и чудесно размножаются по дороге.
...
Состав снижает скорость и медленно ползет вдоль заграждений. Это граница с Ираном. С нашей стороны — два ряда колючей проволоки на столбах с сигнализацией и пограничные заставы, со стороны Ирана — та же голая равнина без признаков жизни и лишь где-то на горизонте встают холмы; на одном из них белыми камнями выложен портрет Хомейни. Он смотрит в нашу сторону. Ни пограничников, пи заграждений. «Тах-тили-тах, тах-тили-тах», — стучат колеса, и меня бьет о стенку вагона. Пути так изношены, что кажется, что поезд когда-нибудь с них соскользнет, как бусинка с ниточки, — как здесь до сих пор не было крушений?
...
На одной из станций выяснилось, что от Миндживана в Кафан пойдут только четыре вагона: пассажиров нет, так какой смысл гонять пустые вагоны?»

P.S. Информации прибавляется:
Интересный был поезд. Билет купить "чужаку" было сложно. Сплошная пограничная зона. Назывался "Араз" коричневые полосы по зеленому. Любимый поезд пограничников и членов их семей.


Проехал на нём в 1984 году, билет купил в Ереване без проблем. Ночью ехать было утомительно: вдоль границы по реке Араз сплошные вышки с прожекторами, освещавшие вагоны.Отсюда.

То есть поезд все же имел и личное имя и свой окрас!

2073?v=1595281160
YAPET.LIVEJOURNAL.COM

Сейчас в это конечно трудно поверить, но достаточно долго при СССР существовал пассажирский поезд №657/658 Баку Ереван . О...

P.S. Может кому пригодится.:buba:
Динамика рельефа и инженерно-геоморфологическая оценка трассы железной дороги Баку - Норашен : автореферат диссертации кандидата географических наук Сейдалиева Аваза: / АН АзССР. Ин-т географ. - Баку, 1990.https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000021699?page=1&rotate=0&theme=white

Edited by S.T.A.L.K.E.R
  • Like 3
  • Confused 1
Link to comment
Share on other sites

Отче Ваш

Кстати, участок этой дороги на территории Армении подчинялся Азербайджанской жд, притом, что все остальные - Закавказской жд, Управление которой находилось в Тбилиси.

Link to comment
Share on other sites

Poor Yorick

Ездил почти каждое лето на нем в Норашен, местами железка конкретно в пару метрах от колючки.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Orion 68

Уточнение к статье..

Электрифицирована была линия не полностью - со стороны Еревана только до Джульфы, со стороны Баку до Имишли..Остальная часть трассы работала на тепловозной тяге..

 

Link to comment
Share on other sites

Orion 68
04.09.2023 в 18:13, Отче Ваш сказал:

Кстати, участок этой дороги на территории Армении подчинялся Азербайджанской жд, притом, что все остальные - Закавказской жд, Управление которой находилось в Тбилиси.

Тот что в Мегри,  да и кафанский огрызок тоже был в ведении АзЖД, а то что после ст. Норашен (Шарур) было в ведении ЗакЖД.

Edited by Orion 68
Link to comment
Share on other sites

Orion 68
04.09.2023 в 18:14, Poor Yorick сказал:

Ездил почти каждое лето на нем в Норашен, местами железка конкретно в пару метрах от колючки.

Я на нем не ездил никогда, но он был удобен тем что рано прибывал в Нахчыван если ехать из Баку..Со стороны Еревана в Баку проезжал где-то в 22-22.30..

Link to comment
Share on other sites

Отче Ваш
04.09.2023 в 18:17, Orion 68 сказал:

Тот что в Мегри,  да и кафанский огрызок тоже был в ведении АзЖД, а то что после ст. Норашен (Шарур) было в ведении ЗакЖД.

Вы что-то путаете. Сперва было Имишлинское отделение жд. Потом его переименовали в Нахчыванское и управление перенесли из Имишли в Нахчыван. Весь участок по территории Армении был в введении этого отделения. Точно знаю, потому что мой сосед долгие годы был его начальником. 

Link to comment
Share on other sites

Orion 68
04.09.2023 в 19:20, Отче Ваш сказал:

Вы что-то путаете. Сперва было Имишлинское отделение жд. Потом его переименовали в Нахчыванское и управление перенесли из Имишли в Нахчыван. Весь участок по территории Армении был в введении этого отделения. Точно знаю, потому что мой сосед долгие годы был его начальником. 

Вы правы..Но Нахчыванское отделение отпочковалось от Имишлинского..

То что после ст.Норашен (Шарур) в сторону Еревана было в ведении Зак ЖД..

Мегринский участок полностью был и тот который от Миндживана до Кафана тоже был наш..

Нахичеванский участок был от ст. Норашен до ст Миндживан кажется, дальше Имишли уже..

Edited by Orion 68
Link to comment
Share on other sites

Editor

Эххх….

 

Хорошие времена были…

  • Excellent 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

Джакели

Песенка была такая

«Едет поезд номер 8

Ереван - Баку.

Я лежу на верхней полке

И как будто сплю..»

 

(ну и дальше, по тексту)

Link to comment
Share on other sites

Werty
04.09.2023 в 17:35, S.T.A.L.K.E.R сказал:

Ходил с поездом №5/6 «Азербайджан» от Москвы до Баку

 

04.09.2023 в 17:35, S.T.A.L.K.E.R сказал:

через Баку (тогда появился новый поезд №93/94 Москва — Баку — Тегеран)

 

В советское время ездил обоими поездами в спальном вагоне до Москвы и обратно.

Если поезд 5/6 был обычным советским поездом, и даже СВ вагоны были стандартными (две нижние полки), то в международно поезде Москва-Тегеран в  СВ купе были полки внизу и наверху, а также между двумя купе туалет. 

 

Хорошее было время...

И ехать было весело, где-то дня 2 или чуть больше.

Поезд шел через станции Минводы, Харьков. На платформах всегда продавали что-то вкусненькое.

И именно в поезде 5/6 я впервые в жизни попробовал ананас. Вкус тогда показался мне чем-то совсем не земным.

Сейчас это звучит конечно смешно.

 

  • Haha 1
  • Confused 1
Link to comment
Share on other sites

Отче Ваш
04.09.2023 в 19:24, Orion 68 сказал:

Вы правы..Но Нахчыванское отделение отпочковалось от Имишлинского..

То что после ст.Норашен (Шарур) в сторону Еревана было в ведении Зак ЖД..

Мегринский участок полностью был и тот который от Миндживана до Кафана тоже был наш..

Нахичеванский участок был от ст. Норашен до ст Миндживан кажется, дальше Имишли уже..

Не отпочковалось. Просто переименовали. Мой сосед переехал из Имишли в Нахчыван. 

Link to comment
Share on other sites

Orion 68
04.09.2023 в 20:15, Werty сказал:

 

 

В советское время ездил обоими поездами в спальном вагоне до Москвы и обратно.

Если поезд 5/6 был обычным советским поездом, и даже СВ вагоны были стандартными (две нижние полки), то в международно поезде Москва-Тегеран в  СВ купе были полки внизу и наверху, а также между двумя купе туалет. 

 

Хорошее было время...

И ехать было весело, где-то дня 2 или чуть больше.

Поезд шел через станции Минводы, Харьков. На платформах всегда продавали что-то вкусненькое.

И именно в поезде 5/6 я впервые в жизни попробовал ананас. Вкус тогда показался мне чем-то совсем не земным.

Сейчас это звучит конечно смешно.

 

Поезд шёл ровно 2 суток, через сутки прибывал в Ростов, на следующий день на Курский вокзал. 

 

  • Confused 1
Link to comment
Share on other sites

Stalkermind
On 9/4/2023 at 7:49 PM, Джакели said:

Песенка была такая

«Едет поезд номер 8

Ереван - Баку.

Я лежу на верхней полке

И как будто сплю..»

 

(ну и дальше, по тексту)

Сука буду, не забуду
Этот паровоз:
От Баку до Еревана
На карачках полз.

  • Excellent 1
  • Haha 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

namula

Станция Ерасх, наши дни.

ЭРАСХ.JPG

Link to comment
Share on other sites

namula

Как-то отслеживал  эту ж.д. ветку по карте гоогле.

На территории Азербайджана и Нахичевани ветка на месте, рельсы почти все на месте.

На захваченных/освобождённых территориях Азербайджана насыпь есть её видно, а вот рельсов не видно - 100% разграбили.

На территории арменикосов местами полотно видно, местами её переделали в автомобильную дорогу.

Link to comment
Share on other sites

Джакели
05.09.2023 в 08:24, Stalkermind сказал:

Сука буду, не забуду
Этот паровоз:
От Баку до Еревана
На карачках полз.

Я слышал другое окончание. Но не буду его озвучивать, иначе Нико меня в очередной раз забанит 😎

Link to comment
Share on other sites

MIK

по моему еще был ж/д путь в районе озера.. 

Link to comment
Share on other sites

Aktovegin

по этой дороге возили много руды, армяне не могли ее перерабатывать, это была стратегическая дорога

Link to comment
Share on other sites

Aktovegin
On 9/5/2023 at 12:36 PM, namula said:

Как-то отслеживал  эту ж.д. ветку по карте гоогле.

На территории Азербайджана и Нахичевани ветка на месте, рельсы почти все на месте.

На захваченных/освобождённых территориях Азербайджана насыпь есть её видно, а вот рельсов не видно - 100% разграбили.

На территории арменикосов местами полотно видно, местами её переделали в автомобильную дорогу.

эти уроды все разобрали и продали в Иран, там целые селения строили из материалов что вывозили из Карабаха, нищие люди, зачем Карабах взяли чтобы грабить, говорю это была игра, не нужна была им земля.

Link to comment
Share on other sites

art art

Примерно 40 лет тому назад ехал этим поездом в командировку в Ереван.В некоторых вагонах стекла были разбиты от удара камнем. Проводник объяснил что это дело рук армянских мальчишек

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Orion 68
05.09.2023 в 09:05, Aktovegin сказал:

по этой дороге возили много руды, армяне не могли ее перерабатывать, это была стратегическая дорога

Какая руда и как ее возили?

Link to comment
Share on other sites

Orion 68
04.09.2023 в 21:29, Отче Ваш сказал:

Не отпочковалось. Просто переименовали. Мой сосед переехал из Имишли в Нахчыван. 

По логике нет..Раньше имишлинское отделение контролировало все от Имишли и до ст. Норашен, конечной на АзЖД..Потом из за большого расстояния это отделение разделили на два -собственно имишлинское и нахчыванское..А сосед ваш переехал потому что специалистов не было в Нахчыване, чтобы помочь на первых порах, так как раньше весь инженерный состав был имишлинский..

 

Link to comment
Share on other sites

Orion 68
05.09.2023 в 08:36, namula сказал:

Как-то отслеживал  эту ж.д. ветку по карте гоогле.

На территории Азербайджана и Нахичевани ветка на месте, рельсы почти все на месте.

На захваченных/освобождённых территориях Азербайджана насыпь есть её видно, а вот рельсов не видно - 100% разграбили.

На территории арменикосов местами полотно видно, местами её переделали в автомобильную дорогу.

В Нахчыване все на месте, жд. работает..

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Orion 68

В той ссылке  российского автора в Живом Журнале куча моих комментариев..Июль 2020 года..

Edited by Orion 68
Link to comment
Share on other sites

Отче Ваш
05.09.2023 в 11:57, Orion 68 сказал:

По логике нет..Раньше имишлинское отделение контролировало все от Имишли и до ст. Норашен, конечной на АзЖД..Потом из за большого расстояния это отделение разделили на два -собственно имишлинское и нахчыванское..А сосед ваш переехал потому что специалистов не было в Нахчыване, чтобы помочь на первых порах, так как раньше весь инженерный состав был имишлинский..

 

Сосед был начальником Имишлинского отделения. После переименования переехал в Нахчыван. Изменилось только название и переехала штаб-квартира.

Link to comment
Share on other sites

Orion 68
05.09.2023 в 12:46, Отче Ваш сказал:

Сосед был начальником Имишлинского отделения. После переименования переехал в Нахчыван. Изменилось только название и переехала штаб-квартира.

А какая фамилия была если не секрет? Не Фараев?

Link to comment
Share on other sites

Aktovegin
On 9/5/2023 at 3:50 PM, Orion 68 said:

Какая руда и как ее возили?

в вагонах, как уголь возят, так и руду возили. Экономическая география

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Orion 68
05.09.2023 в 12:50, Aktovegin сказал:

в вагонах, как уголь возят, так и руду возили. Экономическая география

Ну это понятно - маршрут какой был?

Link to comment
Share on other sites

Отче Ваш
05.09.2023 в 12:48, Orion 68 сказал:

А какая фамилия была если не секрет? Не Фараев?

Гаджиев. А вот карта из Атласа жд СССР. Как видите, чёрная чёрточка на станции Норашен и есть граница Аз. жд.

 

jl.jpg.20b150a2a30b4ab0dce79292751f2dc9.jpg

 

Такая же чёрточка есть на севере между станциями Самур -  Ялама.

 

jl2.jpg.03b24bbc88817992815531db70ecc090.jpg

 

И последнее - Беюк-Кясик.

jl3.jpg.5e7f49b0cfc7587bd24695078bd0b0a7.jpg

 

Итого, три конечные станции - Ялама, Беюк-Кясик и Норашен.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Who's Online   23 Members, 12 Anonymous, 27 Guests (See full list)

    • +Kassiya
    • navy
    • +Хамаль
    • +Простолюдин
    • +Светлый путь
    • +Razario
    • +Spirt
    • Arzu777
    • +Чилийский диктатор
    • +usseyn
    • +Manneken Pis
    • +Vagrant
    • +Agriae
    • +Царь
    • +MegadriveXX
    • +SaxarYa
    • +bulava
    • +dama8080
    • Puzzle
    • +rustam2006
    • +sapiens
    • +Elbilir
    • +Znaya
×
×
  • Create New...

Important Information

Terms and Conditions