Перейти к публикации
Baku365.com
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt

Рекомендованные сообщения

Немного нового:

 

Лажа и лужа оппозиции под мостом «Худаферин» редакционная статья

 

Пропагандистская машина оппозиции и антиправительственно настроенное экспертное сообщество раскручивает в соцсетях новый «предательский план». Зная, что всё, что связано с Карабахом, неизбежно привлекает повышенное внимание азербайджанской общественности, оппозиция традиционно выпячивает спекулятивный аспект, дабы бросить тень на политику властной элиты. На сей раз речь, не о столь важных аспектах, как активизация переговорного процесса по карабахскому урегулированию и недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о поэтапном плане урегулирования конфликта, который сегодня уже на столе переговоров, вызвавшее крайнее недовольство армянской оппозиции и ее яростные нападки на премьера Никола Пашиняна. Всплеск очередной онлайн-активности местных фрондеров вызвало не эта решающая для нашей страны ситуация, а одно из соглашений, подписанных четыре года назад во время визита азербайджанской делегации в Иран.

Несмотря на, казалось бы, достаточно полное разъяснение подоплеки заключенного в феврале 2016 года между Ираном и Азербайджаном соглашения о проекте строительства на реке Араз двух гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы», которое представили в СМИ экономисты и дипломаты, в частности политолога Фарида Шафиева в haqqin.az, антиправительственно настроенное экспертное сообщество продолжает муссировать так называемую «скандальную часть» проекта, утверждая, что договор, который власти держат в тайне от общественности, открывает прямой коридор в Иран для армянских оккупационных сил, контролирующих ныне азербайджанский участок проекта.

416304_src.jpg
новое сакральное оппозиционное слово - Худаферин

«Спрятан» ли был в самом деле документ?..

Так насколько же соответствует действительности то, что документ, ввиду его неоднозначности, «спрятали» подальше от глаз общественности и правда ли, что заключенное между Азербайджаном и Ираном соглашение о реализации проекта создания водохранилищ на землях, прилегающих к реке Араз, которые наша страна в настоящее время не контролирует, это «акт предательства» национальных интересов, как это утверждают пропагандисты оппозиции?

Начнем с тезиса о том, что о соглашении умалчивали и документ был «скрыт от общественности». Да будет известно подозревающим какой-то тайный умысел, этот межправительственный документ не имеет грифа ни «секретно», ни тем более «совершенно секретно» и, как и другие официальные материалы, с 2016 года находится в открытом доступе в единой электронной базе нормативных правовых актов на портале e-qanun. А визит президента Азербайджана в феврале 2016 года в Иран и его результаты подробно освещались государственным информагентством АзерТАдж и другими СМИ. Не говоря уже о том, что министр экономики Азербайджана дал на эту тему развернутое интервью АзерТАдж.

Не странно ли, что те, кого днем и ночью не оставляют думы о судьбе о Карабаха и других оккупированных землях, увидели этот документ только по прошествии четырех лет? Разве, по логике вещей, так заботящиеся о правомерности действий правительства в отношении Карабаха и ежеминутно ждущие какой-нибудь подвох, не должны бдительно отслеживать каждое заявление, каждую встречу и комментарий, связанные с оккупированными территориями?

Возникла ли прямая коммуникация между оккупантами и Ираном?

 

В другом тезисе оппозиционеров утверждается, что в результате этого соглашения уже построены два моста через реку Араз в направлении оккупированного Джебраильского района, что создало прямую коммуникацию между оккупированными территориями Азербайджана и Ираном.

Что ж, рассмотрим и этот «убийственный» аргумент, свидетельствующий о «лицемерии официального Баку». Дело в том, что реализация этих проектов, история которых насчитывает почти полвека, восходит к 1970-м годам. Тогда, в прошлом столетии, между специалистами СССР и Ирана была достигнута договоренность о строительстве и эксплуатации двух гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» на пограничной реке Араз (тогда – Аракс). А в декабре 1988-го между СССР и Ираном было подписано соглашение о сотрудничестве при их строительстве и эксплуатации, а еще через год с участием руководства Азербайджанской ССР состоялась церемония закладки фундамента комплекса гидроузлов.

416305_src.jpg
История переговоров вокруг строительства мостов уходит в 70-ые годы прошлого века

Еще позже, после распада СССР и восстановления Азербайджаном независимости, определенные работы по реализации проекта были продолжены. Так, в первые годы нашей независимости, а конкретно в мае 1992-го Кабмин Азербайджана принял решение № 267 по вопросам строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы». В соответствии с этим решением государственной компании Azerenerjitikinti и институту Bakıhidrolayihə было поручено предпринять комплексные организационные и технические меры для реализации проекта. В распоряжении Кабмина компания Azərenerjitikinti была указана и в качестве заказчика, и в качестве подрядчика и ей были поручены разработка и реализация комплексных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное строительство гидроузлов, а также своевременный ввод в эксплуатацию плотин.

1992-й, 10 дней после прихода к власти тандема ПНФА–Мусават…

В рамках выполнения соглашения, через неделю, 25 мая 1992 года, государственная компания Azerenerjitikinti, уполномоченная правительством Азербайджана, совместно с руководителем водного департамента Восточного Азербайджана Министерства энергетики Ирана, уполномоченным Ираном, подписали соглашение об идентификации и строительстве первичных объектов, которые обеспечат строительство гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы». Соглашение включало среди прочего «строительство двух автомобильных мостов через реку Араз, строительство временных дорог в зоне строительства, строительство постоянных асфальтобетонных дорог в зоне строительства». И в рамках соглашения было начато строительство двух мостов с функцией вспомогательных сооружений. Один из них предназначался для гидроузла «Худаферин», а другой, соответственно, –  «Гыз галасы».

Церемония открытия вспомогательного моста для строительства плотины «Худаферин», в которой приняли участие официальные лица Азербайджана и Ирана, состоялась в феврале 1993 года.

Параллельно с работами на «Худаферин» правительство Азербайджана начало строительство вспомогательного моста для гидроузла «Гыз галасы». По причине оккупации наших территорий со стороны Армении азербайджанские компании полностью прекратили свою деятельность по строительству дамб и возведение моста было завершено Ираном самостоятельно.

Постановлением Кабинета министров было предусмотрено заключение рамочного соглашения, включающего в себя права и обязанности сторон, связанных со строительством гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы», а также совместной эксплуатацией и управлением плотинами. Последующие процессы вокруг гидроузлов на Аразе протекали в условиях отсутствия рамочного соглашения.

Негативные последствия строительства, продолженного без заключения соглашения

После распада Советского Союза и восстановления независимости Азербайджана для продолжения строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» Азербайджанская Республика должна была заключить двустороннее соглашение с ИРИ, определяющее условия строительства, использования и эксплуатации водных и электроэнергетических ресурсов.

Однако представляющее независимое государство правительство тех лет дало разрешение на строительство без соглашения. Когда уполномоченные правительственные структуры Азербайджана после оккупации низменного Карабаха приостановили свое участие в строительстве комплексов гидроузлов практически все проектно-сметные и организационно-технические вопросы были согласованы с Ираном, а большинство контрактов - подписаны. При этом рамочное соглашение между двумя странами о совместном строительстве и эксплуатации отсутствовало.

416306_src.jpg
речь идет не об одном "Худаферине", но и строительстве гидроузла "Гыз галасы"

Надо, однако, сказать, что прилегающий к Аразу иранский регион испытывал острую нехватку в водных ресурсах, а потому, располагая решением тогдашних властей Азербайджана, иранская сторона в одностороннем порядке продолжила строительство гидроузлов и после оккупации армянскими ВС азербайджанских территорий.

В дальнейшем азербайджанская сторона исходя из сложившейся ситуации настаивала на заключении с Ираном межправительственного рамочного соглашения о строительстве, совместном использовании и управлении, причем с условием, чтобы документ отвечал интересам обеих сторон и определял права и обязательства сторон.

После длительных переговоров с Тегераном в феврале 2016 года было подписано соглашение, обеспечивающее такие условия, как право собственности Азербайджана на будущую инфраструктуру, права равного использования воды и электричества, участие и контроль Азербайджана в продолжении строительства, использования и эксплуатации плотин. Данное соглашение является важным международно-правовым документом.

Односторонний ли проект, учтены ли интересы Азербайджана?

Если верить обвинениям, которые уже с месяц с разной интенсивностью раздаются в адрес азербайджанского правительства, оба проекта по Аразу исключительно односторонние, наносят ущерб национальным интересам. В реальности лица, выдвинувшие эти претензии сами толком не разобрались в истории и сути вопроса. Обвинители почему-то забывают, что Араз - пограничная река, и реализация связанных с ней проектов обусловлена намерением развивать отношения между двумя соседними государствами. Так, к примеру, в первой статье соглашения говорится, что стороны на основе суверенитета, территориальной целостности и интересов двух стран будут совместно работать над продолжением строительства и в дальнейшем совместно эксплуатировать гидроузлы «Худаферин» и «Гыз галасы».

Интересы обеих сторон защищают признанные обеими сторонами принципы суверенного равенства. Соглашение было разработано в соответствии с нормами международного права. Таким образом, этот соглашение является документом, полностью отвечающим интересам азербайджанского народа и государства.

По всем вопросам, регулируемым соглашением, Азербайджан и Иран осуществляют деятельность на основе равноправия, что также нашло свое отражение во всех положениях данного соглашения. Признание Ираном оккупированных территорий только в составе суверенного Азербайджана, территориальной целостности нашего государства, применении его права собственности и юрисдикции в отношении комплексов «Худаферин» и «Гыз галасы» имеют исключительное значение для обеспечения наших государственных интересов.

Здесь, конечно же, последовала бы реплика со стороны оппонентов правительства: «Иран, и так признает территориальную целостность Азербайджана и подчеркивает это в совместных заявлениях, взаимных соглашениях и документах, принятых в различных форматах. Так какая была необходимость в том, чтобы Иран еще раз подтвердил признание территориальной целостности и суверенитета Азербайджана над оккупированными территориями в такого рода соглашении?».

416307_src.jpg
Иран в безусловном порядке признает территориальную целостность Азербайджана

В своих политических декларациях официальный Тегеран неоднократно заявлял о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Важно еще раз подчеркнуть, что реализация суверенных прав на территориях, на которых построены гидроузлы и оккупированных территориях вдоль реки Араз – исключительная компетенция Азербайджанского государства. Другими словами, Азербайджан сумел реализовать свои законные права на основе данного соглашения. Этот документ укрепляет позиции Азербайджана в политических процессах, направленных на обеспечение суверенитета и на оккупированных территориях. Соглашение также укрепляет позиции нашей страны в политических процессах, направленных на обеспечение суверенитета Азербайджана на всех наших оккупированных территориях. В то же время, этот документ - серьезный сигнал, что агрессивной политике Армении вскоре будет положен конец. С уверенностью можно сказать, что Азербайджан освободит все свои оккупированные территории, и мы увидим исключительную значимость данного соглашения и во время восстановления этих территорий.

Следующее обвинение заключается в том, что Азербайджан не раз заявлял в международных документах, что не контролирует оккупированные территории и что эти территории используются в качестве «серой зоны» для незаконного оборота наркотиков. Так почему же тогда Азербайджан подписал это соглашение?

И на этот вопрос есть рациональный ответ. Заявления, оговорки и даже особые мнения Азербайджана в отношении международных документов, связанных с функциональной деятельностью, вытекающей из объекта международного договора, не должны истолковываться, как отказ от суверенитета. Другими словами, суверенитет Азербайджана над этими территориями сохраняется в любом случае. И в то же время заявления, оговорки и особые мнения к международным документам подразумевают возложение ответственности на страну оккупанта - Армению за противоречащую международным нормам деятельность на оккупированных территория.

 

416308_src.jpg
Оккупированный Зангилан. Исключительная значимость данного соглашения будет проявления во время восстановления этих территорий

Расположение гидроузлов: оказались ли села под водой?..

Критики аразского проекта обвиняют проектировщиков и принявшее их разработку правительство и в том, что выбор места под плотины неудачен. Мол, многие села с азербайджанской стороны могут оказаться под водой. К такому выводу пришли весьма далекие от принципов строительства плотин оппозиционные эксперты только на основании того, что большая часть гидрокомплекса будет на нашем берегу.

Справка для незнакомых с историей вопроса: для полного и эффективного регулирования вод реки Араз еще в советское время были возведены каскадные гидроузлы. Проекты «Худаферин» и «Гыз Галасы», являющиеся последним звеном этого гидрокомплекса, были утверждены 50 лет назад после многолетних скрупулезных гидронаблюдений.

Экспедиции из профессиональных инженеров и гидрологов в 70-80-х годах прошлого века полностью изучили потенциал реки, топографию территорий, их геологию, экологию и геоморфологию. Лишь после этого были выбраны места расположения гидроузлов, которые были согласованы СССР с Ираном. Вопросы исторических памятников, которые могли остаться под водой, были обсуждены с общественностью и была обеспечена их защита.

Также на уровне специальной рабочей группы была согласована сеть жизнеобеспечения инфраструктур, подпадающих под зону водохранилищ, и разница между суммами ущерба, нанесенного сторонам, финансируется на паритетных условиях.

Выделял ли Баку деньги на этот проект?

Что касается утверждений о том, что азербайджанская сторона взяла на себя расходы по строительству дамб, то и они абсолютно не соответствуют действительности. Из текста соглашения следует, что финансовые расходы сторон на строительство гидроузлов и гидроэлектростанций определяются совместной технической комиссией. И до сих пор никакого решения азербайджанского правительства в связи с оплатой расходов не существует.

Сторонами заключенного 23 феврале 2016 года соглашения о сотрудничестве по продолжению строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» на реке Араз и их эксплуатации являются правительства Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран. Согласно документу, сотрудничество основывается на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения к суверенитету и территориальной целостности двух государств. При этом стоит отметить, что эти принципы несколько раз повторяются в тексте соглашения и конкретно отражены как в преамбуле, так и в статье 1 документа.

В документе отмечается и важность восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики, в соответствии с требованиями резолюций ООН. Таким образом, в настоящее время сформирована договорно-правовая база реализации строительства и эксплуатации гидрозулов и ГЭС «Худаферин» и «Газ Галасы» в рамках суверенитета и юрисдикции двух стран.

416309_src.jpg
Критики аразского проекта обвиняют проектировщиков - дескать выбор места под плотины неудачен. Так ли это?

Комментарий к пунктам соглашения

Формат деятельности по строительству и эксплуатации гидроузлов и ГЭС отражен в статье 1 соглашения. Этот формат содержит два нижеследующих элемента.

- Строительство и эксплуатация ведутся на основе интересов, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и Ирана. Вопрос находится в рамках суверенных прав двух стран. Территориальной целостности Азербайджана и Ирана не может быть нанесен ущерб, а также не может быть и речи об интересах какой-либо третьей страны.

В соглашении более чем ясно указано, что запрещается передавать физическим или юридическим лицам третьей страны защиту и эксплуатацию водных и энергетических ресурсов гидроузлов и ГЭС «Худаферин» и «Гыз Галасы» (статья 6).

На основании соглашения нынешняя линия государственной границы после заполнения гидроузлов водой будет определена и отмечена на поверхности воды согласованным методом и будет являться государственной границей двух стран (статья 14). Иными словами, координаты государственных границ остаются неизменными, и линия государственной границы будет проходить уже по соответствующей водной поверхности.

- Документ подразумевает совместное участие Азербайджана и Ирана в строительной и эксплуатационной деятельности. То есть ни одна сторона не должна предпринимать односторонних решений без согласия второй стороны.

В первой статье соглашения обговариваются и обязательства иранской стороны по продолжению строительных работ с учетом текущей ситуации на территориях, где расположены гидроузлы и ГЭС, оккупации азербайджанских территорий и фактические возможности азербайджанской стороны в связи с этим обстоятельством, именно на основании данного соглашения. Согласно же статье 9 соглашения, обязательством иранской стороны является обеспечение участия азербайджанских специалистов для контроля за процессом строительства и эксплуатации указанных гидроузлов вплоть до восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями ООН.

Статья 1 также определяет, что единственным основанием для эксплуатации, защиты и использования водных и энергетических ресурсов гидроузлов и ГЭС являются положения данного соглашения. То есть все вопросы решаются исключительно в рамках соглашения, которое основывается на суверенитете Азербайджана и Ирана, и исключается возможность осуществления данной деятельности на основании каких-либо других правил.

В соглашении также отмечено, что комплексное строительство гидроузлов продолжается под контролем азербайджанских и иранских специалистов. А согласно второй статье документа, для выполнения этих задач будет действовать совместная техническая комиссия в составе специалистов из Азербайджана и Ирана.

В соответствии с четвертой статьей соглашения, расходы сторон на строительство также определяются совместной технической комиссией. Подразумевается, что расходы, возлагающиеся на азербайджанскую сторону, будут выплачены Ирану в виде вырабатываемой на ГЭС электроэнергии или другими средствами. Ущерб, нанесенный обеим сторонам в результате строительства, учитывается во взаиморасчётах.

Пятая статья соглашения предусматривает, что ответственность за защиту, использование и сохранность гидроузлов и ГЭС возлагается на стороны в равной степени.  В условиях текущей ситуации, до восстановления территориальной целостности Азербайджана, иранская сторона берет на себя эту ответственность за исключением форс-мажорных ситуаций.

Соглашение также содержит в себе конкретные пункты по распределению воды и электроэнергии между двумя странами. Так, согласно седьмой статье, использование водных ресурсов гидроузлов будет проводиться по принципу равноправия, а электроэнергия, производимая на ГЭС каждой из стран, будет принадлежать этой стране.

Объем воды, равный тому, что иранская сторона будет забирать с гидроузла «Гыз галасы», с вычетом естественных потерь, Азербайджан будет забирать с гидроузлов «Миль-Муган» и «Бахрамтепе». Естественно, до появления возможности пользоваться вышеуказанными гидроузлами.

Согласно восьмой статье соглашения, до восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями резолюции ООН электроэнергия, вырабатываемая на ГЭС «Худаферин» и «Гыз галасы» может быть использована только на территории Ирана.

Азербайджанская сторона обладает правом транзитной передачи электроэнергии, вырабатываемой на этих ГЭС на основе взаимной договоренности. В конце каждого года совместная техническая комиссия будет определять азербайджанскую долю выработанной электроэнергии, и будут проведены соответствующие взаиморасчеты посредством согласования тарифов.

Согласно 11-ой статье соглашения стороны подготовят план мероприятий по восстановлению и сохранению исторических Худаферинских мостов. В нынешних условиях иранская сторона в одностороннем порядке, за исключением форс-мажорных обстоятельств берет на себя исполнение этого плана. Расходы сторон на реализацию этого плана мероприятий будут определены совместной технической комиссией, эта сумма будет выплачена Азербайджаном Ирану. В соглашении также прописано, что стороны совместно подготовят документы, необходимые для включения Худаферинских мостов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В статьях 12 и 13 соглашения содержатся вопросы по защите окружающей среды, совместного использования биоресурсов, предотвращения стихийных и техногенных бедствий и ликвидации их последствий. И эти вопросы рассматриваются на основе взаимного согласия сторон или в рамках совместной технической комиссии.

В соответствии со статьей 16 Соглашения в случае возникновения разногласий по толкованию и применению его положений они должны быть урегулированы путем дипломатических переговоров и консультаций в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества между сторонами.

Стоит отметить, что подобный пункт довольно широко используется в международной практике заключения соглашений и договоров. Это дает сторонам необходимую гибкость для урегулирования разногласий, основываясь на собственной воле.

Учитывая, что обязательства по соглашению напрямую связаны с принципами суверенитета и территориальной целостности, в случае предполагаемого нарушения обязательств и невозможности разрешения разногласия путем переговоров и консультаций статья 16 не исключает возможность каждой стороне обратиться к универсальным международным механизмам.

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 hour ago, Stolz said:

Немного нового:

 

Лажа и лужа оппозиции под мостом «Худаферин» редакционная статья

 

Пропагандистская машина оппозиции и антиправительственно настроенное экспертное сообщество раскручивает в соцсетях новый «предательский план». Зная, что всё, что связано с Карабахом, неизбежно привлекает повышенное внимание азербайджанской общественности, оппозиция традиционно выпячивает спекулятивный аспект, дабы бросить тень на политику властной элиты. На сей раз речь, не о столь важных аспектах, как активизация переговорного процесса по карабахскому урегулированию и недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о поэтапном плане урегулирования конфликта, который сегодня уже на столе переговоров, вызвавшее крайнее недовольство армянской оппозиции и ее яростные нападки на премьера Никола Пашиняна. Всплеск очередной онлайн-активности местных фрондеров вызвало не эта решающая для нашей страны ситуация, а одно из соглашений, подписанных четыре года назад во время визита азербайджанской делегации в Иран.

Несмотря на, казалось бы, достаточно полное разъяснение подоплеки заключенного в феврале 2016 года между Ираном и Азербайджаном соглашения о проекте строительства на реке Араз двух гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы», которое представили в СМИ экономисты и дипломаты, в частности политолога Фарида Шафиева в haqqin.az, антиправительственно настроенное экспертное сообщество продолжает муссировать так называемую «скандальную часть» проекта, утверждая, что договор, который власти держат в тайне от общественности, открывает прямой коридор в Иран для армянских оккупационных сил, контролирующих ныне азербайджанский участок проекта.

416304_src.jpg
новое сакральное оппозиционное слово - Худаферин

«Спрятан» ли был в самом деле документ?..

Так насколько же соответствует действительности то, что документ, ввиду его неоднозначности, «спрятали» подальше от глаз общественности и правда ли, что заключенное между Азербайджаном и Ираном соглашение о реализации проекта создания водохранилищ на землях, прилегающих к реке Араз, которые наша страна в настоящее время не контролирует, это «акт предательства» национальных интересов, как это утверждают пропагандисты оппозиции?

Начнем с тезиса о том, что о соглашении умалчивали и документ был «скрыт от общественности». Да будет известно подозревающим какой-то тайный умысел, этот межправительственный документ не имеет грифа ни «секретно», ни тем более «совершенно секретно» и, как и другие официальные материалы, с 2016 года находится в открытом доступе в единой электронной базе нормативных правовых актов на портале e-qanun. А визит президента Азербайджана в феврале 2016 года в Иран и его результаты подробно освещались государственным информагентством АзерТАдж и другими СМИ. Не говоря уже о том, что министр экономики Азербайджана дал на эту тему развернутое интервью АзерТАдж.

Не странно ли, что те, кого днем и ночью не оставляют думы о судьбе о Карабаха и других оккупированных землях, увидели этот документ только по прошествии четырех лет? Разве, по логике вещей, так заботящиеся о правомерности действий правительства в отношении Карабаха и ежеминутно ждущие какой-нибудь подвох, не должны бдительно отслеживать каждое заявление, каждую встречу и комментарий, связанные с оккупированными территориями?

Возникла ли прямая коммуникация между оккупантами и Ираном?

 

В другом тезисе оппозиционеров утверждается, что в результате этого соглашения уже построены два моста через реку Араз в направлении оккупированного Джебраильского района, что создало прямую коммуникацию между оккупированными территориями Азербайджана и Ираном.

Что ж, рассмотрим и этот «убийственный» аргумент, свидетельствующий о «лицемерии официального Баку». Дело в том, что реализация этих проектов, история которых насчитывает почти полвека, восходит к 1970-м годам. Тогда, в прошлом столетии, между специалистами СССР и Ирана была достигнута договоренность о строительстве и эксплуатации двух гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» на пограничной реке Араз (тогда – Аракс). А в декабре 1988-го между СССР и Ираном было подписано соглашение о сотрудничестве при их строительстве и эксплуатации, а еще через год с участием руководства Азербайджанской ССР состоялась церемония закладки фундамента комплекса гидроузлов.

416305_src.jpg
История переговоров вокруг строительства мостов уходит в 70-ые годы прошлого века

Еще позже, после распада СССР и восстановления Азербайджаном независимости, определенные работы по реализации проекта были продолжены. Так, в первые годы нашей независимости, а конкретно в мае 1992-го Кабмин Азербайджана принял решение № 267 по вопросам строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы». В соответствии с этим решением государственной компании Azerenerjitikinti и институту Bakıhidrolayihə было поручено предпринять комплексные организационные и технические меры для реализации проекта. В распоряжении Кабмина компания Azərenerjitikinti была указана и в качестве заказчика, и в качестве подрядчика и ей были поручены разработка и реализация комплексных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное строительство гидроузлов, а также своевременный ввод в эксплуатацию плотин.

1992-й, 10 дней после прихода к власти тандема ПНФА–Мусават…

В рамках выполнения соглашения, через неделю, 25 мая 1992 года, государственная компания Azerenerjitikinti, уполномоченная правительством Азербайджана, совместно с руководителем водного департамента Восточного Азербайджана Министерства энергетики Ирана, уполномоченным Ираном, подписали соглашение об идентификации и строительстве первичных объектов, которые обеспечат строительство гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы». Соглашение включало среди прочего «строительство двух автомобильных мостов через реку Араз, строительство временных дорог в зоне строительства, строительство постоянных асфальтобетонных дорог в зоне строительства». И в рамках соглашения было начато строительство двух мостов с функцией вспомогательных сооружений. Один из них предназначался для гидроузла «Худаферин», а другой, соответственно, –  «Гыз галасы».

Церемония открытия вспомогательного моста для строительства плотины «Худаферин», в которой приняли участие официальные лица Азербайджана и Ирана, состоялась в феврале 1993 года.

Параллельно с работами на «Худаферин» правительство Азербайджана начало строительство вспомогательного моста для гидроузла «Гыз галасы». По причине оккупации наших территорий со стороны Армении азербайджанские компании полностью прекратили свою деятельность по строительству дамб и возведение моста было завершено Ираном самостоятельно.

Постановлением Кабинета министров было предусмотрено заключение рамочного соглашения, включающего в себя права и обязанности сторон, связанных со строительством гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы», а также совместной эксплуатацией и управлением плотинами. Последующие процессы вокруг гидроузлов на Аразе протекали в условиях отсутствия рамочного соглашения.

Негативные последствия строительства, продолженного без заключения соглашения

После распада Советского Союза и восстановления независимости Азербайджана для продолжения строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» Азербайджанская Республика должна была заключить двустороннее соглашение с ИРИ, определяющее условия строительства, использования и эксплуатации водных и электроэнергетических ресурсов.

Однако представляющее независимое государство правительство тех лет дало разрешение на строительство без соглашения. Когда уполномоченные правительственные структуры Азербайджана после оккупации низменного Карабаха приостановили свое участие в строительстве комплексов гидроузлов практически все проектно-сметные и организационно-технические вопросы были согласованы с Ираном, а большинство контрактов - подписаны. При этом рамочное соглашение между двумя странами о совместном строительстве и эксплуатации отсутствовало.

416306_src.jpg
речь идет не об одном "Худаферине", но и строительстве гидроузла "Гыз галасы"

Надо, однако, сказать, что прилегающий к Аразу иранский регион испытывал острую нехватку в водных ресурсах, а потому, располагая решением тогдашних властей Азербайджана, иранская сторона в одностороннем порядке продолжила строительство гидроузлов и после оккупации армянскими ВС азербайджанских территорий.

В дальнейшем азербайджанская сторона исходя из сложившейся ситуации настаивала на заключении с Ираном межправительственного рамочного соглашения о строительстве, совместном использовании и управлении, причем с условием, чтобы документ отвечал интересам обеих сторон и определял права и обязательства сторон.

После длительных переговоров с Тегераном в феврале 2016 года было подписано соглашение, обеспечивающее такие условия, как право собственности Азербайджана на будущую инфраструктуру, права равного использования воды и электричества, участие и контроль Азербайджана в продолжении строительства, использования и эксплуатации плотин. Данное соглашение является важным международно-правовым документом.

Односторонний ли проект, учтены ли интересы Азербайджана?

Если верить обвинениям, которые уже с месяц с разной интенсивностью раздаются в адрес азербайджанского правительства, оба проекта по Аразу исключительно односторонние, наносят ущерб национальным интересам. В реальности лица, выдвинувшие эти претензии сами толком не разобрались в истории и сути вопроса. Обвинители почему-то забывают, что Араз - пограничная река, и реализация связанных с ней проектов обусловлена намерением развивать отношения между двумя соседними государствами. Так, к примеру, в первой статье соглашения говорится, что стороны на основе суверенитета, территориальной целостности и интересов двух стран будут совместно работать над продолжением строительства и в дальнейшем совместно эксплуатировать гидроузлы «Худаферин» и «Гыз галасы».

Интересы обеих сторон защищают признанные обеими сторонами принципы суверенного равенства. Соглашение было разработано в соответствии с нормами международного права. Таким образом, этот соглашение является документом, полностью отвечающим интересам азербайджанского народа и государства.

По всем вопросам, регулируемым соглашением, Азербайджан и Иран осуществляют деятельность на основе равноправия, что также нашло свое отражение во всех положениях данного соглашения. Признание Ираном оккупированных территорий только в составе суверенного Азербайджана, территориальной целостности нашего государства, применении его права собственности и юрисдикции в отношении комплексов «Худаферин» и «Гыз галасы» имеют исключительное значение для обеспечения наших государственных интересов.

Здесь, конечно же, последовала бы реплика со стороны оппонентов правительства: «Иран, и так признает территориальную целостность Азербайджана и подчеркивает это в совместных заявлениях, взаимных соглашениях и документах, принятых в различных форматах. Так какая была необходимость в том, чтобы Иран еще раз подтвердил признание территориальной целостности и суверенитета Азербайджана над оккупированными территориями в такого рода соглашении?».

416307_src.jpg
Иран в безусловном порядке признает территориальную целостность Азербайджана

В своих политических декларациях официальный Тегеран неоднократно заявлял о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Важно еще раз подчеркнуть, что реализация суверенных прав на территориях, на которых построены гидроузлы и оккупированных территориях вдоль реки Араз – исключительная компетенция Азербайджанского государства. Другими словами, Азербайджан сумел реализовать свои законные права на основе данного соглашения. Этот документ укрепляет позиции Азербайджана в политических процессах, направленных на обеспечение суверенитета и на оккупированных территориях. Соглашение также укрепляет позиции нашей страны в политических процессах, направленных на обеспечение суверенитета Азербайджана на всех наших оккупированных территориях. В то же время, этот документ - серьезный сигнал, что агрессивной политике Армении вскоре будет положен конец. С уверенностью можно сказать, что Азербайджан освободит все свои оккупированные территории, и мы увидим исключительную значимость данного соглашения и во время восстановления этих территорий.

Следующее обвинение заключается в том, что Азербайджан не раз заявлял в международных документах, что не контролирует оккупированные территории и что эти территории используются в качестве «серой зоны» для незаконного оборота наркотиков. Так почему же тогда Азербайджан подписал это соглашение?

И на этот вопрос есть рациональный ответ. Заявления, оговорки и даже особые мнения Азербайджана в отношении международных документов, связанных с функциональной деятельностью, вытекающей из объекта международного договора, не должны истолковываться, как отказ от суверенитета. Другими словами, суверенитет Азербайджана над этими территориями сохраняется в любом случае. И в то же время заявления, оговорки и особые мнения к международным документам подразумевают возложение ответственности на страну оккупанта - Армению за противоречащую международным нормам деятельность на оккупированных территория.

 

416308_src.jpg
Оккупированный Зангилан. Исключительная значимость данного соглашения будет проявления во время восстановления этих территорий

Расположение гидроузлов: оказались ли села под водой?..

Критики аразского проекта обвиняют проектировщиков и принявшее их разработку правительство и в том, что выбор места под плотины неудачен. Мол, многие села с азербайджанской стороны могут оказаться под водой. К такому выводу пришли весьма далекие от принципов строительства плотин оппозиционные эксперты только на основании того, что большая часть гидрокомплекса будет на нашем берегу.

Справка для незнакомых с историей вопроса: для полного и эффективного регулирования вод реки Араз еще в советское время были возведены каскадные гидроузлы. Проекты «Худаферин» и «Гыз Галасы», являющиеся последним звеном этого гидрокомплекса, были утверждены 50 лет назад после многолетних скрупулезных гидронаблюдений.

Экспедиции из профессиональных инженеров и гидрологов в 70-80-х годах прошлого века полностью изучили потенциал реки, топографию территорий, их геологию, экологию и геоморфологию. Лишь после этого были выбраны места расположения гидроузлов, которые были согласованы СССР с Ираном. Вопросы исторических памятников, которые могли остаться под водой, были обсуждены с общественностью и была обеспечена их защита.

Также на уровне специальной рабочей группы была согласована сеть жизнеобеспечения инфраструктур, подпадающих под зону водохранилищ, и разница между суммами ущерба, нанесенного сторонам, финансируется на паритетных условиях.

Выделял ли Баку деньги на этот проект?

Что касается утверждений о том, что азербайджанская сторона взяла на себя расходы по строительству дамб, то и они абсолютно не соответствуют действительности. Из текста соглашения следует, что финансовые расходы сторон на строительство гидроузлов и гидроэлектростанций определяются совместной технической комиссией. И до сих пор никакого решения азербайджанского правительства в связи с оплатой расходов не существует.

Сторонами заключенного 23 феврале 2016 года соглашения о сотрудничестве по продолжению строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» на реке Араз и их эксплуатации являются правительства Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран. Согласно документу, сотрудничество основывается на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения к суверенитету и территориальной целостности двух государств. При этом стоит отметить, что эти принципы несколько раз повторяются в тексте соглашения и конкретно отражены как в преамбуле, так и в статье 1 документа.

В документе отмечается и важность восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики, в соответствии с требованиями резолюций ООН. Таким образом, в настоящее время сформирована договорно-правовая база реализации строительства и эксплуатации гидрозулов и ГЭС «Худаферин» и «Газ Галасы» в рамках суверенитета и юрисдикции двух стран.

416309_src.jpg
Критики аразского проекта обвиняют проектировщиков - дескать выбор места под плотины неудачен. Так ли это?

Комментарий к пунктам соглашения

Формат деятельности по строительству и эксплуатации гидроузлов и ГЭС отражен в статье 1 соглашения. Этот формат содержит два нижеследующих элемента.

- Строительство и эксплуатация ведутся на основе интересов, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и Ирана. Вопрос находится в рамках суверенных прав двух стран. Территориальной целостности Азербайджана и Ирана не может быть нанесен ущерб, а также не может быть и речи об интересах какой-либо третьей страны.

В соглашении более чем ясно указано, что запрещается передавать физическим или юридическим лицам третьей страны защиту и эксплуатацию водных и энергетических ресурсов гидроузлов и ГЭС «Худаферин» и «Гыз Галасы» (статья 6).

На основании соглашения нынешняя линия государственной границы после заполнения гидроузлов водой будет определена и отмечена на поверхности воды согласованным методом и будет являться государственной границей двух стран (статья 14). Иными словами, координаты государственных границ остаются неизменными, и линия государственной границы будет проходить уже по соответствующей водной поверхности.

- Документ подразумевает совместное участие Азербайджана и Ирана в строительной и эксплуатационной деятельности. То есть ни одна сторона не должна предпринимать односторонних решений без согласия второй стороны.

В первой статье соглашения обговариваются и обязательства иранской стороны по продолжению строительных работ с учетом текущей ситуации на территориях, где расположены гидроузлы и ГЭС, оккупации азербайджанских территорий и фактические возможности азербайджанской стороны в связи с этим обстоятельством, именно на основании данного соглашения. Согласно же статье 9 соглашения, обязательством иранской стороны является обеспечение участия азербайджанских специалистов для контроля за процессом строительства и эксплуатации указанных гидроузлов вплоть до восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями ООН.

Статья 1 также определяет, что единственным основанием для эксплуатации, защиты и использования водных и энергетических ресурсов гидроузлов и ГЭС являются положения данного соглашения. То есть все вопросы решаются исключительно в рамках соглашения, которое основывается на суверенитете Азербайджана и Ирана, и исключается возможность осуществления данной деятельности на основании каких-либо других правил.

В соглашении также отмечено, что комплексное строительство гидроузлов продолжается под контролем азербайджанских и иранских специалистов. А согласно второй статье документа, для выполнения этих задач будет действовать совместная техническая комиссия в составе специалистов из Азербайджана и Ирана.

В соответствии с четвертой статьей соглашения, расходы сторон на строительство также определяются совместной технической комиссией. Подразумевается, что расходы, возлагающиеся на азербайджанскую сторону, будут выплачены Ирану в виде вырабатываемой на ГЭС электроэнергии или другими средствами. Ущерб, нанесенный обеим сторонам в результате строительства, учитывается во взаиморасчётах.

Пятая статья соглашения предусматривает, что ответственность за защиту, использование и сохранность гидроузлов и ГЭС возлагается на стороны в равной степени.  В условиях текущей ситуации, до восстановления территориальной целостности Азербайджана, иранская сторона берет на себя эту ответственность за исключением форс-мажорных ситуаций.

Соглашение также содержит в себе конкретные пункты по распределению воды и электроэнергии между двумя странами. Так, согласно седьмой статье, использование водных ресурсов гидроузлов будет проводиться по принципу равноправия, а электроэнергия, производимая на ГЭС каждой из стран, будет принадлежать этой стране.

Объем воды, равный тому, что иранская сторона будет забирать с гидроузла «Гыз галасы», с вычетом естественных потерь, Азербайджан будет забирать с гидроузлов «Миль-Муган» и «Бахрамтепе». Естественно, до появления возможности пользоваться вышеуказанными гидроузлами.

Согласно восьмой статье соглашения, до восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями резолюции ООН электроэнергия, вырабатываемая на ГЭС «Худаферин» и «Гыз галасы» может быть использована только на территории Ирана.

Азербайджанская сторона обладает правом транзитной передачи электроэнергии, вырабатываемой на этих ГЭС на основе взаимной договоренности. В конце каждого года совместная техническая комиссия будет определять азербайджанскую долю выработанной электроэнергии, и будут проведены соответствующие взаиморасчеты посредством согласования тарифов.

Согласно 11-ой статье соглашения стороны подготовят план мероприятий по восстановлению и сохранению исторических Худаферинских мостов. В нынешних условиях иранская сторона в одностороннем порядке, за исключением форс-мажорных обстоятельств берет на себя исполнение этого плана. Расходы сторон на реализацию этого плана мероприятий будут определены совместной технической комиссией, эта сумма будет выплачена Азербайджаном Ирану. В соглашении также прописано, что стороны совместно подготовят документы, необходимые для включения Худаферинских мостов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В статьях 12 и 13 соглашения содержатся вопросы по защите окружающей среды, совместного использования биоресурсов, предотвращения стихийных и техногенных бедствий и ликвидации их последствий. И эти вопросы рассматриваются на основе взаимного согласия сторон или в рамках совместной технической комиссии.

В соответствии со статьей 16 Соглашения в случае возникновения разногласий по толкованию и применению его положений они должны быть урегулированы путем дипломатических переговоров и консультаций в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества между сторонами.

Стоит отметить, что подобный пункт довольно широко используется в международной практике заключения соглашений и договоров. Это дает сторонам необходимую гибкость для урегулирования разногласий, основываясь на собственной воле.

Учитывая, что обязательства по соглашению напрямую связаны с принципами суверенитета и территориальной целостности, в случае предполагаемого нарушения обязательств и невозможности разрешения разногласия путем переговоров и консультаций статья 16 не исключает возможность каждой стороне обратиться к универсальным международным механизмам.

 

 

 

 

 

Боже, что он несет? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 hours ago, Stolz said:

Немного нового:

 

Лажа и лужа оппозиции под мостом «Худаферин» редакционная статья

 

Пропагандистская машина оппозиции и антиправительственно настроенное экспертное сообщество раскручивает в соцсетях новый «предательский план». Зная, что всё, что связано с Карабахом, неизбежно привлекает повышенное внимание азербайджанской общественности, оппозиция традиционно выпячивает спекулятивный аспект, дабы бросить тень на политику властной элиты. На сей раз речь, не о столь важных аспектах, как активизация переговорного процесса по карабахскому урегулированию и недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о поэтапном плане урегулирования конфликта, который сегодня уже на столе переговоров, вызвавшее крайнее недовольство армянской оппозиции и ее яростные нападки на премьера Никола Пашиняна. Всплеск очередной онлайн-активности местных фрондеров вызвало не эта решающая для нашей страны ситуация, а одно из соглашений, подписанных четыре года назад во время визита азербайджанской делегации в Иран.

Несмотря на, казалось бы, достаточно полное разъяснение подоплеки заключенного в феврале 2016 года между Ираном и Азербайджаном соглашения о проекте строительства на реке Араз двух гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы», которое представили в СМИ экономисты и дипломаты, в частности политолога Фарида Шафиева в haqqin.az, антиправительственно настроенное экспертное сообщество продолжает муссировать так называемую «скандальную часть» проекта, утверждая, что договор, который власти держат в тайне от общественности, открывает прямой коридор в Иран для армянских оккупационных сил, контролирующих ныне азербайджанский участок проекта.

416304_src.jpg
новое сакральное оппозиционное слово - Худаферин

«Спрятан» ли был в самом деле документ?..

Так насколько же соответствует действительности то, что документ, ввиду его неоднозначности, «спрятали» подальше от глаз общественности и правда ли, что заключенное между Азербайджаном и Ираном соглашение о реализации проекта создания водохранилищ на землях, прилегающих к реке Араз, которые наша страна в настоящее время не контролирует, это «акт предательства» национальных интересов, как это утверждают пропагандисты оппозиции?

Начнем с тезиса о том, что о соглашении умалчивали и документ был «скрыт от общественности». Да будет известно подозревающим какой-то тайный умысел, этот межправительственный документ не имеет грифа ни «секретно», ни тем более «совершенно секретно» и, как и другие официальные материалы, с 2016 года находится в открытом доступе в единой электронной базе нормативных правовых актов на портале e-qanun. А визит президента Азербайджана в феврале 2016 года в Иран и его результаты подробно освещались государственным информагентством АзерТАдж и другими СМИ. Не говоря уже о том, что министр экономики Азербайджана дал на эту тему развернутое интервью АзерТАдж.

Не странно ли, что те, кого днем и ночью не оставляют думы о судьбе о Карабаха и других оккупированных землях, увидели этот документ только по прошествии четырех лет? Разве, по логике вещей, так заботящиеся о правомерности действий правительства в отношении Карабаха и ежеминутно ждущие какой-нибудь подвох, не должны бдительно отслеживать каждое заявление, каждую встречу и комментарий, связанные с оккупированными территориями?

Возникла ли прямая коммуникация между оккупантами и Ираном?

 

В другом тезисе оппозиционеров утверждается, что в результате этого соглашения уже построены два моста через реку Араз в направлении оккупированного Джебраильского района, что создало прямую коммуникацию между оккупированными территориями Азербайджана и Ираном.

Что ж, рассмотрим и этот «убийственный» аргумент, свидетельствующий о «лицемерии официального Баку». Дело в том, что реализация этих проектов, история которых насчитывает почти полвека, восходит к 1970-м годам. Тогда, в прошлом столетии, между специалистами СССР и Ирана была достигнута договоренность о строительстве и эксплуатации двух гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» на пограничной реке Араз (тогда – Аракс). А в декабре 1988-го между СССР и Ираном было подписано соглашение о сотрудничестве при их строительстве и эксплуатации, а еще через год с участием руководства Азербайджанской ССР состоялась церемония закладки фундамента комплекса гидроузлов.

416305_src.jpg
История переговоров вокруг строительства мостов уходит в 70-ые годы прошлого века

Еще позже, после распада СССР и восстановления Азербайджаном независимости, определенные работы по реализации проекта были продолжены. Так, в первые годы нашей независимости, а конкретно в мае 1992-го Кабмин Азербайджана принял решение № 267 по вопросам строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы». В соответствии с этим решением государственной компании Azerenerjitikinti и институту Bakıhidrolayihə было поручено предпринять комплексные организационные и технические меры для реализации проекта. В распоряжении Кабмина компания Azərenerjitikinti была указана и в качестве заказчика, и в качестве подрядчика и ей были поручены разработка и реализация комплексных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное строительство гидроузлов, а также своевременный ввод в эксплуатацию плотин.

1992-й, 10 дней после прихода к власти тандема ПНФА–Мусават…

В рамках выполнения соглашения, через неделю, 25 мая 1992 года, государственная компания Azerenerjitikinti, уполномоченная правительством Азербайджана, совместно с руководителем водного департамента Восточного Азербайджана Министерства энергетики Ирана, уполномоченным Ираном, подписали соглашение об идентификации и строительстве первичных объектов, которые обеспечат строительство гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы». Соглашение включало среди прочего «строительство двух автомобильных мостов через реку Араз, строительство временных дорог в зоне строительства, строительство постоянных асфальтобетонных дорог в зоне строительства». И в рамках соглашения было начато строительство двух мостов с функцией вспомогательных сооружений. Один из них предназначался для гидроузла «Худаферин», а другой, соответственно, –  «Гыз галасы».

Церемония открытия вспомогательного моста для строительства плотины «Худаферин», в которой приняли участие официальные лица Азербайджана и Ирана, состоялась в феврале 1993 года.

Параллельно с работами на «Худаферин» правительство Азербайджана начало строительство вспомогательного моста для гидроузла «Гыз галасы». По причине оккупации наших территорий со стороны Армении азербайджанские компании полностью прекратили свою деятельность по строительству дамб и возведение моста было завершено Ираном самостоятельно.

Постановлением Кабинета министров было предусмотрено заключение рамочного соглашения, включающего в себя права и обязанности сторон, связанных со строительством гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы», а также совместной эксплуатацией и управлением плотинами. Последующие процессы вокруг гидроузлов на Аразе протекали в условиях отсутствия рамочного соглашения.

Негативные последствия строительства, продолженного без заключения соглашения

После распада Советского Союза и восстановления независимости Азербайджана для продолжения строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» Азербайджанская Республика должна была заключить двустороннее соглашение с ИРИ, определяющее условия строительства, использования и эксплуатации водных и электроэнергетических ресурсов.

Однако представляющее независимое государство правительство тех лет дало разрешение на строительство без соглашения. Когда уполномоченные правительственные структуры Азербайджана после оккупации низменного Карабаха приостановили свое участие в строительстве комплексов гидроузлов практически все проектно-сметные и организационно-технические вопросы были согласованы с Ираном, а большинство контрактов - подписаны. При этом рамочное соглашение между двумя странами о совместном строительстве и эксплуатации отсутствовало.

416306_src.jpg
речь идет не об одном "Худаферине", но и строительстве гидроузла "Гыз галасы"

Надо, однако, сказать, что прилегающий к Аразу иранский регион испытывал острую нехватку в водных ресурсах, а потому, располагая решением тогдашних властей Азербайджана, иранская сторона в одностороннем порядке продолжила строительство гидроузлов и после оккупации армянскими ВС азербайджанских территорий.

В дальнейшем азербайджанская сторона исходя из сложившейся ситуации настаивала на заключении с Ираном межправительственного рамочного соглашения о строительстве, совместном использовании и управлении, причем с условием, чтобы документ отвечал интересам обеих сторон и определял права и обязательства сторон.

После длительных переговоров с Тегераном в феврале 2016 года было подписано соглашение, обеспечивающее такие условия, как право собственности Азербайджана на будущую инфраструктуру, права равного использования воды и электричества, участие и контроль Азербайджана в продолжении строительства, использования и эксплуатации плотин. Данное соглашение является важным международно-правовым документом.

Односторонний ли проект, учтены ли интересы Азербайджана?

Если верить обвинениям, которые уже с месяц с разной интенсивностью раздаются в адрес азербайджанского правительства, оба проекта по Аразу исключительно односторонние, наносят ущерб национальным интересам. В реальности лица, выдвинувшие эти претензии сами толком не разобрались в истории и сути вопроса. Обвинители почему-то забывают, что Араз - пограничная река, и реализация связанных с ней проектов обусловлена намерением развивать отношения между двумя соседними государствами. Так, к примеру, в первой статье соглашения говорится, что стороны на основе суверенитета, территориальной целостности и интересов двух стран будут совместно работать над продолжением строительства и в дальнейшем совместно эксплуатировать гидроузлы «Худаферин» и «Гыз галасы».

Интересы обеих сторон защищают признанные обеими сторонами принципы суверенного равенства. Соглашение было разработано в соответствии с нормами международного права. Таким образом, этот соглашение является документом, полностью отвечающим интересам азербайджанского народа и государства.

По всем вопросам, регулируемым соглашением, Азербайджан и Иран осуществляют деятельность на основе равноправия, что также нашло свое отражение во всех положениях данного соглашения. Признание Ираном оккупированных территорий только в составе суверенного Азербайджана, территориальной целостности нашего государства, применении его права собственности и юрисдикции в отношении комплексов «Худаферин» и «Гыз галасы» имеют исключительное значение для обеспечения наших государственных интересов.

Здесь, конечно же, последовала бы реплика со стороны оппонентов правительства: «Иран, и так признает территориальную целостность Азербайджана и подчеркивает это в совместных заявлениях, взаимных соглашениях и документах, принятых в различных форматах. Так какая была необходимость в том, чтобы Иран еще раз подтвердил признание территориальной целостности и суверенитета Азербайджана над оккупированными территориями в такого рода соглашении?».

416307_src.jpg
Иран в безусловном порядке признает территориальную целостность Азербайджана

В своих политических декларациях официальный Тегеран неоднократно заявлял о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Важно еще раз подчеркнуть, что реализация суверенных прав на территориях, на которых построены гидроузлы и оккупированных территориях вдоль реки Араз – исключительная компетенция Азербайджанского государства. Другими словами, Азербайджан сумел реализовать свои законные права на основе данного соглашения. Этот документ укрепляет позиции Азербайджана в политических процессах, направленных на обеспечение суверенитета и на оккупированных территориях. Соглашение также укрепляет позиции нашей страны в политических процессах, направленных на обеспечение суверенитета Азербайджана на всех наших оккупированных территориях. В то же время, этот документ - серьезный сигнал, что агрессивной политике Армении вскоре будет положен конец. С уверенностью можно сказать, что Азербайджан освободит все свои оккупированные территории, и мы увидим исключительную значимость данного соглашения и во время восстановления этих территорий.

Следующее обвинение заключается в том, что Азербайджан не раз заявлял в международных документах, что не контролирует оккупированные территории и что эти территории используются в качестве «серой зоны» для незаконного оборота наркотиков. Так почему же тогда Азербайджан подписал это соглашение?

И на этот вопрос есть рациональный ответ. Заявления, оговорки и даже особые мнения Азербайджана в отношении международных документов, связанных с функциональной деятельностью, вытекающей из объекта международного договора, не должны истолковываться, как отказ от суверенитета. Другими словами, суверенитет Азербайджана над этими территориями сохраняется в любом случае. И в то же время заявления, оговорки и особые мнения к международным документам подразумевают возложение ответственности на страну оккупанта - Армению за противоречащую международным нормам деятельность на оккупированных территория.

 

416308_src.jpg
Оккупированный Зангилан. Исключительная значимость данного соглашения будет проявления во время восстановления этих территорий

Расположение гидроузлов: оказались ли села под водой?..

Критики аразского проекта обвиняют проектировщиков и принявшее их разработку правительство и в том, что выбор места под плотины неудачен. Мол, многие села с азербайджанской стороны могут оказаться под водой. К такому выводу пришли весьма далекие от принципов строительства плотин оппозиционные эксперты только на основании того, что большая часть гидрокомплекса будет на нашем берегу.

Справка для незнакомых с историей вопроса: для полного и эффективного регулирования вод реки Араз еще в советское время были возведены каскадные гидроузлы. Проекты «Худаферин» и «Гыз Галасы», являющиеся последним звеном этого гидрокомплекса, были утверждены 50 лет назад после многолетних скрупулезных гидронаблюдений.

Экспедиции из профессиональных инженеров и гидрологов в 70-80-х годах прошлого века полностью изучили потенциал реки, топографию территорий, их геологию, экологию и геоморфологию. Лишь после этого были выбраны места расположения гидроузлов, которые были согласованы СССР с Ираном. Вопросы исторических памятников, которые могли остаться под водой, были обсуждены с общественностью и была обеспечена их защита.

Также на уровне специальной рабочей группы была согласована сеть жизнеобеспечения инфраструктур, подпадающих под зону водохранилищ, и разница между суммами ущерба, нанесенного сторонам, финансируется на паритетных условиях.

Выделял ли Баку деньги на этот проект?

Что касается утверждений о том, что азербайджанская сторона взяла на себя расходы по строительству дамб, то и они абсолютно не соответствуют действительности. Из текста соглашения следует, что финансовые расходы сторон на строительство гидроузлов и гидроэлектростанций определяются совместной технической комиссией. И до сих пор никакого решения азербайджанского правительства в связи с оплатой расходов не существует.

Сторонами заключенного 23 феврале 2016 года соглашения о сотрудничестве по продолжению строительства гидроузлов «Худаферин» и «Гыз галасы» на реке Араз и их эксплуатации являются правительства Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран. Согласно документу, сотрудничество основывается на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения к суверенитету и территориальной целостности двух государств. При этом стоит отметить, что эти принципы несколько раз повторяются в тексте соглашения и конкретно отражены как в преамбуле, так и в статье 1 документа.

В документе отмечается и важность восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики, в соответствии с требованиями резолюций ООН. Таким образом, в настоящее время сформирована договорно-правовая база реализации строительства и эксплуатации гидрозулов и ГЭС «Худаферин» и «Газ Галасы» в рамках суверенитета и юрисдикции двух стран.

416309_src.jpg
Критики аразского проекта обвиняют проектировщиков - дескать выбор места под плотины неудачен. Так ли это?

Комментарий к пунктам соглашения

Формат деятельности по строительству и эксплуатации гидроузлов и ГЭС отражен в статье 1 соглашения. Этот формат содержит два нижеследующих элемента.

- Строительство и эксплуатация ведутся на основе интересов, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и Ирана. Вопрос находится в рамках суверенных прав двух стран. Территориальной целостности Азербайджана и Ирана не может быть нанесен ущерб, а также не может быть и речи об интересах какой-либо третьей страны.

В соглашении более чем ясно указано, что запрещается передавать физическим или юридическим лицам третьей страны защиту и эксплуатацию водных и энергетических ресурсов гидроузлов и ГЭС «Худаферин» и «Гыз Галасы» (статья 6).

На основании соглашения нынешняя линия государственной границы после заполнения гидроузлов водой будет определена и отмечена на поверхности воды согласованным методом и будет являться государственной границей двух стран (статья 14). Иными словами, координаты государственных границ остаются неизменными, и линия государственной границы будет проходить уже по соответствующей водной поверхности.

- Документ подразумевает совместное участие Азербайджана и Ирана в строительной и эксплуатационной деятельности. То есть ни одна сторона не должна предпринимать односторонних решений без согласия второй стороны.

В первой статье соглашения обговариваются и обязательства иранской стороны по продолжению строительных работ с учетом текущей ситуации на территориях, где расположены гидроузлы и ГЭС, оккупации азербайджанских территорий и фактические возможности азербайджанской стороны в связи с этим обстоятельством, именно на основании данного соглашения. Согласно же статье 9 соглашения, обязательством иранской стороны является обеспечение участия азербайджанских специалистов для контроля за процессом строительства и эксплуатации указанных гидроузлов вплоть до восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями ООН.

Статья 1 также определяет, что единственным основанием для эксплуатации, защиты и использования водных и энергетических ресурсов гидроузлов и ГЭС являются положения данного соглашения. То есть все вопросы решаются исключительно в рамках соглашения, которое основывается на суверенитете Азербайджана и Ирана, и исключается возможность осуществления данной деятельности на основании каких-либо других правил.

В соглашении также отмечено, что комплексное строительство гидроузлов продолжается под контролем азербайджанских и иранских специалистов. А согласно второй статье документа, для выполнения этих задач будет действовать совместная техническая комиссия в составе специалистов из Азербайджана и Ирана.

В соответствии с четвертой статьей соглашения, расходы сторон на строительство также определяются совместной технической комиссией. Подразумевается, что расходы, возлагающиеся на азербайджанскую сторону, будут выплачены Ирану в виде вырабатываемой на ГЭС электроэнергии или другими средствами. Ущерб, нанесенный обеим сторонам в результате строительства, учитывается во взаиморасчётах.

Пятая статья соглашения предусматривает, что ответственность за защиту, использование и сохранность гидроузлов и ГЭС возлагается на стороны в равной степени.  В условиях текущей ситуации, до восстановления территориальной целостности Азербайджана, иранская сторона берет на себя эту ответственность за исключением форс-мажорных ситуаций.

Соглашение также содержит в себе конкретные пункты по распределению воды и электроэнергии между двумя странами. Так, согласно седьмой статье, использование водных ресурсов гидроузлов будет проводиться по принципу равноправия, а электроэнергия, производимая на ГЭС каждой из стран, будет принадлежать этой стране.

Объем воды, равный тому, что иранская сторона будет забирать с гидроузла «Гыз галасы», с вычетом естественных потерь, Азербайджан будет забирать с гидроузлов «Миль-Муган» и «Бахрамтепе». Естественно, до появления возможности пользоваться вышеуказанными гидроузлами.

Согласно восьмой статье соглашения, до восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями резолюции ООН электроэнергия, вырабатываемая на ГЭС «Худаферин» и «Гыз галасы» может быть использована только на территории Ирана.

Азербайджанская сторона обладает правом транзитной передачи электроэнергии, вырабатываемой на этих ГЭС на основе взаимной договоренности. В конце каждого года совместная техническая комиссия будет определять азербайджанскую долю выработанной электроэнергии, и будут проведены соответствующие взаиморасчеты посредством согласования тарифов.

Согласно 11-ой статье соглашения стороны подготовят план мероприятий по восстановлению и сохранению исторических Худаферинских мостов. В нынешних условиях иранская сторона в одностороннем порядке, за исключением форс-мажорных обстоятельств берет на себя исполнение этого плана. Расходы сторон на реализацию этого плана мероприятий будут определены совместной технической комиссией, эта сумма будет выплачена Азербайджаном Ирану. В соглашении также прописано, что стороны совместно подготовят документы, необходимые для включения Худаферинских мостов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В статьях 12 и 13 соглашения содержатся вопросы по защите окружающей среды, совместного использования биоресурсов, предотвращения стихийных и техногенных бедствий и ликвидации их последствий. И эти вопросы рассматриваются на основе взаимного согласия сторон или в рамках совместной технической комиссии.

В соответствии со статьей 16 Соглашения в случае возникновения разногласий по толкованию и применению его положений они должны быть урегулированы путем дипломатических переговоров и консультаций в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества между сторонами.

Стоит отметить, что подобный пункт довольно широко используется в международной практике заключения соглашений и договоров. Это дает сторонам необходимую гибкость для урегулирования разногласий, основываясь на собственной воле.

Учитывая, что обязательства по соглашению напрямую связаны с принципами суверенитета и территориальной целостности, в случае предполагаемого нарушения обязательств и невозможности разрешения разногласия путем переговоров и консультаций статья 16 не исключает возможность каждой стороне обратиться к универсальным международным механизмам.

 

 

 

 

 

Bu megale ozu ozluyunde apar-tulla yalan iftira zibilidir.

Oz imzasini Fatya goymayib ve redaksiyada olanlardan bir adam oz imzasini goymayib.

Artig kommentariya ehtiyac yoxdur.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, Victor Howardsson сказал:

Bu megale ozu ozluyunde apar-tulla yalan iftira zibilidir.

Oz imzasini Fatya goymayib ve redaksiyada olanlardan bir adam oz imzasini goymayib.

Artig kommentariya ehtiyac yoxdur.

Виктор, я извиняюсь. Вы немогли бы для меня на русском написать, я к сожалению не оченьхорошо владеюс государственным языком Азербайджана. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
35 minutes ago, Stolz said:

Виктор, я извиняюсь. Вы немогли бы для меня на русском написать, я к сожалению не оченьхорошо владеюс государственным языком Азербайджана. 

Под этой желтушной статьей никто не осмелился поставить свою подпись. Даже абсолютно продажный, на все идущий Фатя не подписался, ни один журналист в редакции не нашелся, никто не захотел свое имя марать этой цвета детской ножиданности статейкой. Все сделали свои выводы после прочтения. Nо comments.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, Victor Howardsson сказал:

Под этой желтушной статьей никто не осмелился поставить свою подпись. Даже абсолютно продажный, на все идущий Фатя не подписался, ни один журналист в редакции не нашелся, никто не захотел свое имя марать этой цвета детской ножиданности статейкой. Все сделали свои выводы после прочтения. Nо comments.

Вы правы и спасибо Вам, что заметили данный факт, я даже необратил внимания, а это очень важно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 hours ago, Victor Howardsson said:

 

 

очень ценю знания и патриотичность Исфяндияр бяя - кладезь для страны

жаль отстранен за свои взгляды

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот интересно, ругают руководство, но почему не нашлось ни одного башхараба, который бы выпустил ракету в сторону Шуши во время инаугурации, поставив под угрозу свою карьеру. 

За все время один Мубариз и нашелся в этой армии, наплевавший на условности. Поэтому, ругани достойны не только те кто у руля

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 hours ago, 114 said:

Вот интересно, ругают руководство, но почему не нашлось ни одного башхараба, который бы выпустил ракету в сторону Шуши во время инаугурации, поставив под угрозу свою карьеру. 

За все время один Мубариз и нашелся в этой армии, наплевавший на условности. Поэтому, ругани достойны не только те кто у руля

Pasayevler klanin nece illik yalakasi N. Hoja (gunde MirCelala min defe and icir -girmizi yalaka), bir nece gun evvel Mubariz Ibrahimovu  intervyusunda asagilamisdi.

Indi belli olur, Hojanin bu heyasizcasina milli gehremanimizi tehgir etmesinden sonra, vaxtinda BDUnin ala-yarimcig psihologiya telebesi olan Nermin Sahmarzadenin arxasinda kim durubmus.

Kime arxalanarag iki yarimcig insan -nedouchka Sahmarzade ve on illerin vezife yalakasi Hoja Mubarizi tehgir edirler.

Iskenderin buynuzu var, buynuzu, yavas-yavas her sey uze cixir.

Изменено пользователем Victor Howardsson

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 hours ago, 114 said:

Вот интересно, ругают руководство, но почему не нашлось ни одного башхараба, который бы выпустил ракету в сторону Шуши во время инаугурации, поставив под угрозу свою карьеру. 

За все время один Мубариз и нашелся в этой армии, наплевавший на условности. Поэтому, ругани достойны не только те кто у руля

"Башыхарабов" в любой системе 3-5%. При 100 тысячной армии это примерно 4 тысячи. Если поднимать сколько военных за эти годы они погубили по любым поводам - где то прошла цифра около 20 тысяч дел на военных только со стороны военной прокуратуры, не говоря и неофициальных делах и еще МНБ дела против военных - то становится ясно, что через своих стукачей они выясняли и нейтрализовали основную массу патриотически настроенных военных. Последний был один высокопоставленный чиновник и после личного обращения в 2019 году закира гасанова и его отстранили от автивной службы, хотя и возраст и здоровье были в норме. Это селекционный процесс и в Апреле 2016 сделали тест на способность армии, после чего уже начали убивать военных в открытую. Мубариз Ибрагимов яркий пример, но многие уходили и не так ярко ушли. Обычно мы читаем про них или попал под обстрел снайпера или мина или еще что-то. Система вся под контролем, чтоб оформить Гарабаг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Будем надеяться на очередной глюк системы отсеивания

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Система выжирает сама себя, причем огромными темпами.

Достаточно того, что встанет 2% народа - тогда власти не удержатся никакими курдскими отрядами полисов, никакими чевик гвардейцами.

Много не надо -если встанет 2% населения -то им конец.

А они сами делют намного больше зла, чтобы разбудить от спячки много больше 2% народа. Народ голодает по страшному, а эти обжираютcя , фланируют с 3000 евро -сумочками, покупают дополнительный самолет для леди за 600.000 миллионов долларов как раз в 2020, а затем народу не раздают даже эти копейки в 190 манатов, причем заранее вывели из бюджета 2,5 миллиарда манатов якобы для помощи народу в период пандемии. Вместо этого построили для себя цех по изготовлению масок, подарили 10-15 миллионив долларов ВОЗ, состряпали пару палаточных больниц и все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Victor Howardsson сказал:

Система выжирает сама себя, причем огромными темпами.

Достаточно того, что встанет 2% народа - тогда власти не удержатся никакими курдскими отрядами полисов, никакими чевик гвардейцами.

Много не надо -если встанет 2% населения -то им конец.

А они сами делют намного больше зла, чтобы разбудить от спячки много больше 2% народа. Народ голодает по страшному, а эти обжираютcя , фланируют с 3000 евро -сумочками, покупают дополнительный самолет для леди за 600.000 миллионов долларов как раз в 2020, а затем народу не раздают даже эти копейки в 190 манатов, причем заранее вывели из бюджета 2,5 миллиарда манатов якобы для помощи народу в период пандемии. Вместо этого построили для себя цех по изготовлению масок, подарили 10-15 миллионив долларов ВОЗ, состряпали пару палаточных больниц и все.

Ну, приезжайте. Завербуйтесь контрактником. Решайте да эти вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
43 minutes ago, Вредный Крыс said:

Ну, приезжайте. Завербуйтесь контрактником. Решайте да эти вопросы.

Выше я уже писал -достаточно 2% пассионариев  чтобы порушилась антинациональная, колонизаторская власть КГБшников.

Вы меня приглашаете неспроста-знаем старые традиции ЧК-НКВД-КГБ по уничожению нашей интеллигенции.

Во времeна Красного Террор в 1920х, в 1937 года времена Сталина-Микояна Совки  уничтожили в Азербайджане 70.000 нашей интеллигенции, не считая аристократии, духовенства, купечества, мешанства...

Весь Нарген -одно сплошное братское кладбище расстрелянных в 20-30е годы, плюс наши кладбища мусаватистов на Колыме, в Сибири, о них еще Солженицын писал (о замученных армянских полтзеках никто ни слова не написал -их нет, нет таких кладбищ, убивали нас, армян не трогали, депортировали, интернировали только нас -с армян сдували пылинки).

Сегодня лакеи Путина у нас проводят тоже самое-уничтожают сливки нации.

Зия Буниатов, Али Анцухский, Ровшан и Лачин Джавадовы, Эльчин Амирасланов, Афиаддин Джалилов,Шамси Рагимов, Вели Мамедов, Осман Мирзоев, Эльмар Гусейнов,Рефик Таги,  Магомед Асадов, Исмет Гаибов, Тофик Исмаилов, Вели Мамедов, Алы Мустафаев, Зюльфи Гаджиев...

Только в этом году власти ушли Октая Гюльалиева, сейчас в тюрьме всячески уходят в пандемию короновируса 120 узников совести, в первую очередь Тофика Ягублу...

Тысячи молодежи замучили и сотни убили в Гяндже, десятки убили и сотни замучили в Нардаране,  сотни и сотни убили и замучили в Тер-Тере, десятками без суда и следствия стрелял Мадат, сегодня десятками пытками убивает Али Нагиев...

У нас из года в год уничтожают самых честных, самы смелых, самых чистых людей.

Это Вам не Россия -там застрелили всего пару людей: Немцов, Политковская, Эстемирову, Ильдара Дадина посадили.

Оцените масшатабы на 140 миллионную Россию, и масштабы наших убитых... Я еще не пишу об отравленных -у нас знамениты методы тихих убийств через отравления, через автомобильные катастрофы -через них убирают еще больше людей, чем через расстрелы....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt


×
×
  • Создать...