Jump to content
Baku365.com

Как армяне живут в Азербайджане и почему они все еще верят в мир - РАЗНЫЕ ИСТОРИИ


Recommended Posts

«Говорили — сами виноваты, что остались»Как армяне живут в Азербайджане и почему после двух войн они все еще верят в мир

 

 

detail_3c27aa4058fd9462910f2d3ee92bce08.

 

Чуть больше года назад в Нагорном Карабахе вспыхнула новая война. Противостояние армянских и азербайджанских сил продолжалось 44 дня и закончилось тем, что Азербайджан вернул утраченный после первой карабахской войны контроль над большей частью региона. Конфликт до сих пор окончательно не урегулирован, а диалог между враждующими сторонами кажется невозможным.

 

Между тем в Азербайджане еще живут армяне, которые верят — войны когда-нибудь закончатся, и если не политики, то простые люди начнут снова говорить друг с другом.

 

Корреспондент «Ленты.ру» пообщалась с армянами, оставшимися 30 лет назад в Азербайджане, и выяснила, почему они решили остаться и как война в Нагорном Карабахе трагически изменила их судьбы.

 

Бакинские нюансы

 

Вартан Карамян — бакинский армянин. В Азербайджанскую ССР его родители переехали в середине 1950-х из карабахского Красного села. Дядя Вартана — Сарухан Карамов был известным музыкантом, представлявшим на советской сцене азербайджанскую культуру. Он и переманил родню в Баку, который тогда считался культурной и экономической столицей Закавказья. Люди тянулись туда со всех союзных республик в поисках лучшей жизни.
 

Бакинские армяне часто меняли фамилии, чтобы пробиться в азербайджанской среде. Прослыть знаменитым с фамилией Карамов было проще, чем с фамилией Карамян. Вот дядя Сарухан и пошел на русификацию фамилии. Но эти нюансы не мешали бакинцам ладить между собой. Армяне и азербайджанцы называли друг друга земляками и до первой карабахской войны: по воспоминаниям Вартана, никто не придавал значения нациям.

 

 

Азербайджан — моя родина. В паспорте место рождения — Баку. Невозможно изменить жизнь в угоду политике. Сколько себя помню, дружил с азербайджанцами

Вартан Карамян

 

 

Вартан признается, что вопрос об армянской диаспоре Азербайджана всегда ставит его в тупик: «Понятия не имею, что такое армянская диаспора в Баку. Армяне, азербайджанцы, русские, евреи — мы жили бок о бок, ходили в одни и те же школы, магазины». Ему намекнули на принадлежность к армянской нации лишь однажды в школе. В классе появился новенький: азербайджанец, переехавший в Баку из Саратова. Он плохо говорил на родном языке, но учителя взялись его опекать. Вартан свободно говорил по-азербайджански, но преподаватель по литературе занизила ему оценку за стихотворение. Новенький подготовился хуже, но получил «отлично».

 

Учительница призналась, что не может поставить азербайджанцу четверку по родному языку. Армянину можно. Мне было очень обидно. Но потом в училище, когда я учился на фотографа, меня, наоборот, ставили в пример азербайджанцам. Я свободно говорил и знал грамматику

Вартан Карамян

 

Первая карабахская война стала для Вартана неожиданностью. В конце 1980-х он проходил срочную службу в Военно-морском флоте СССР в Мурманске. В феврале 1988-го услышал от сослуживцев, что в Закавказье вот-вот вспыхнет война. «Кто с кем воюет-то?» — ухмыльнулся он, но включил телевизор. По центральным каналам сообщали, что в азербайджанском Сумгаите произошли массовые погромы и убийства армян. Вартан бросился звонить родным. Те успокоили, что им ничего не угрожает.

 

pic_81c7fb2e229f3943734e673cc8d2b775.jpg

Вартан Карамян
Фото: Галина Иванова

 

Летом отец и мать сообщили ему о переезде в город Капан на юге Армении. Они просили сына не возвращаться в Баку. На вопросы, почему переехали, родители отвечали расплывчато. Говорили, что им посоветовали, хотя вроде никто им в Азербайджане не угрожал.

Дембель Вартана совпал с землетрясением в Спитаке в декабре 1988 года, когда погибли по меньшей мере 25 тысяч человек. Он приехал к родным в Армению. «Люди спасали выживших, разгребали завалы. Но все разговоры были о войне с Азербайджаном», — вспоминает он.

 

В начале 1989 года стало понятно: конфликт неизбежен. В Ереван каждый день прибывали переполненные вагоны беженцев. Армяне оставляли дома и квартиры в Азербайджане и бежали прочь от выстрелов, мародерства и насилия. В Баку прибывали такие же составы с азербайджанцами из Армении. Они тоже бросали все имущество, спасаясь от войны.

 

Вартан поступил иначе. В разгар армяно-азербайджанского кризиса он отправился в Баку. После службы в армии паспорт оставался в военкомате, и на свой страх и риск он отправился на родину. Мужчина признается: документы — не главная причина, подтолкнувшая его вернуться. «В Армении я так и не стал своим. Дома мы говорили на карабахском диалекте армянского, и окружающих это раздражало. Чувствовал себя не в своей тарелке. Часто вспоминал Баку. Носил усы, знал азербайджанский. Армяне придирались из-за незнания языка... Иногда доходило до драк. Я понял, что с ними мне не ужиться», — признается Вартан.

Свой среди чужих

Друзья в Баку удивились, но обрадовались возвращению Вартана. Предлагали пожить у них, объясняли, что так безопаснее. Но мужчина поселился в своей квартире. Соседи-азербайджанцы помогали: заносили еду, штопали и стирали одежду. Никто не упрекал его за то, что он армянин. Обвиняли политиков, что спровоцировали войну между двумя народами.
 

Казалось, Вартан зажил прежней жизнью. Получил паспорт, устроился на работу в фотоателье, общался с друзьями. Но игнорировать конфликт было невозможно. Он не раз видел, как толпы молодчиков нападали на армян, оставшихся в городе. Рано или поздно напасть могли и на него.
 

Происходили и странные вещи. Например, азербайджанцы начали агитировать Вартана выходить на антиармянские митинги. Заманивали шашлыком и алкоголем: «Я разводил руками, мол: "Вы с ума сошли? Я армянин!" Казалось, люди сами до конца не понимают, что творят». Прожив в Баку в разгар армяно-азербайджанского конфликта почти год, Вартан понял — дальше рисковать нельзя. Поворотным моментом стало нападение на родственника в центре города. «Находиться в Баку стало опасно. Я уехал в Россию, потом в Испанию. Там и осел. Со временем перевез в Европу родителей. Хотелось сбежать от безумия вокруг», — рассказывает он.
 

 

Спустя почти 30 лет Вартан вернулся на Кавказ. В 2016-м он приехал к родственникам в Нагорный Карабах с сыном Феликсом. Мальчик профессионально занимался музыкой с итальянским тенором Робертино Лорети — ему предсказывали большое будущее в мире оперы. Но оказавшись на малой родине, юный музыкант решил остаться. Учебу продолжил в Степанакерте.

 

«Сын влюбился в природу, добродушных и приветливых жителей Нагорного Карабаха. Попросил, чтобы мы остались. В Степанакерте он окончил школу, потом поступил в музыкальное училище имени Саят Нова в Степанакерте. Ни разу не пожалел, что променял Барселону на Кавказ. До окончания учебы оставалось полгода, но снова грянула война», — вспоминает мужчина.

 

Когда в начале ноября 2020-го начались бои за Шушу, Вартан гостил в России. Он был уверен, что сыну в Нагорном Карабахе ничего не угрожает, что это очередное мелкое противостояние, которое быстро погаснет. Но внезапно позвонил друг-азербайджанец и закричал в трубку: «Спасай сына! Чего ты медлишь? Вывози его срочно!»

Вартан немедленно бросился в Шушу. Вооруженные силы Азербайджана наступали, а отец и сын пытались найти машину, чтобы покинуть охваченный огнем город: «Вокруг летали беспилотники. Звонить с мобильного запретили. Сигнал мог зафиксировать спутник, и мы попали бы под обстрел. Водители отказывались нас везти. Наконец за нами приехал мой друг, и мы бросились вон из города. По дороге попали под обстрел. Но бог миловал. Мы спаслись».

 

Племяннику Вартана повезло меньше. Незадолго до второй карабахской войны его призвали в армию. До окончания службы оставалось меньше полугода, но он отправился на фронт как военнообязанный срочной службы. Погиб в боях недалеко от городка Мартуни. Феликс до сих пор не может пережить смерть двоюродного брата.

 

Вартан уверен, что вражда армян и азербайджанцев ни к чему хорошему не приведет. У него по-прежнему много друзей в Баку, и отношения с ними проверены временем. «В моей памяти город Баку останется гостеприимной солнечной столицей Азербайджана, где царил мир и не было места конфликтам», — говорит он.

Второй после Одессы

Мария Алиева, в девичестве Карапетян, родилась на Алтае, но всю сознательную жизнь провела в Азербайджане. Родители переехали в Баку, когда ей исполнилось семь лет. На Кавказе первое время все казалось необычным.

 

После сибирского холода обилие солнца, гор и зелени поражало. Еще одно детское воспоминание — азербайджанцы строили дома близко друг к другу, и соседи часто заходили в гости просто так, потому что живут очень близко. В Алтайском крае расстояния между домами были большие, а люди старались лишний раз из дома не выходить, особенно зимой. Поэтому соседей почти не знали.

В Баку Мария выучилась в русской школе, потом поступила в училище. Замуж вышла за азербайджанца. Это не считалось необычным, и родственники поддержали молодых. «Свекровь настояла, чтобы я поменяла религию перед свадьбой. Родня мужа жила в бакинской деревне Маштаги, где даже при Союзе жители были очень религиозны. Меня отвели в мечеть, и так я стала мусульманкой. Родила четверых детей», — рассказывает собеседница.

 

 

За всю жизнь Марии ни разу не удалось побывать в Армении. Хотя дед много рассказывал про огромный дом в Горисе. Его репрессировали и сослали в Сибирь. После первой карабахской войны было не до путешествий. На войне у женщины погиб старший сын Самир. «Мой мальчик учился в Нахичеванском военном училище. Оттуда его и призвали на фронт. Попал в самое пекло боев, там и погиб. Помню, прибежит в детстве, обнимет и говорит, что всю жизнь будет меня защищать. 19 лет было ему, не пожил толком», — плачет Мария.
 

Женщина отказывалась верить в смерть сына, пока не привезли его тело. Несколько дней она не выходила из дома, отказывалась есть. «Родные через силу кормили меня. Помню все как в тумане. Мой бездыханный мальчик и я», — продолжает она. Власти предлагали похоронить Самира на Аллее героев в центре Баку, но мать отказалась. Попросила предать земле неподалеку от дома, чтобы была возможность навещать его каждый день.

Мария злится, когда ее спрашивают о конфликте из-за Нагорного Карабаха. Она уверена, войну спровоцировали политики.

Мария уверяет, что не слышала ни одного упрека в своей адрес ни во время первой войны, ни во время второй. Наоборот, все старались помочь и поддержать морально. «В конце 1980-х, когда начинался конфликт из-за Нагорного Карабаха, меня вызвали однажды в КГБ. Спросили, говорю ли я на армянском. Просили перевести какое-то секретное письмо. Но я только разговорную речь знаю, переводить не могла. От меня отстали. Если не говоришь на языке, то быстро его забываешь», — делится Мария.
 


В бакинском поселке Маштага, где они жили с супругом, ее называют сестрой милосердия. «Во время войны Маша оббегала до сорока домов в округе. Она безотказная — как скорая помощь. Кому укол сделает, кого накормит»‎, — встревает в беседу соседка. «Дружим с Марией Егоровной 32 года. Она помогала мне нянчить детей. Когда началась война в Карабахе, никто не тыкал пальцем и не упрекал, что она армянка. Для нас она родная», — добавляет другая соседка.

 

В Азербайджане до сих пор живут около 20 тысяч армян. Время от времени женщина видится с армянскими подругами. «Как и я, они вышли замуж за азербайджанцев, так и остались в Баку», — объясняет Алиева-Карапетян.

«Женились по любви, не по нации»

Эльмира Гасанова, в девичестве Григорян, родилась в Степанакерте. Родители переехали в Азербайджанскую ССР после Великой Отечественной войны, когда ей было меньше года. Баку считался зажиточным городом, и найти там работу было проще. В Армению ездили по праздникам. «Вокруг меня с детства звучала армянская, азербайджанская и русская речь. Свободно говорю на трех языках. Но на русском — уже с небольшим азербайджанским акцентом», — смеется Эльмира.
 

Бакинские и карабахские армяне в советский период говорили и на азербайджанском. «Наши соседи шутили, что бакинцы говорят на особом языке — смесь азербайджанского, армянского и еврейского, — шутит женщина. — Кто-то говорил по-армянски, а отвечали ему по-азербайджански».
 

Эльмира часто гостила в Нагорном Карабахе и помнит, как уживались в 1960-1970-е годы армяне и азербайджанцы. Никто не придавал значения нациям. «Моя мама родом из Шуши. Отец — из Зангезура. Много родственников в Степанакерте. Между этими городами я и путешествовала. В какой дом ни войдешь, везде нам были рады. Никто не делил на своих и чужих. Скажи тогда, что карабахцы пойдут войной друг на друга — подняли бы на смех, — вспоминает собеседница. — На застольях поднимали тосты за дружбу народов. Было много смешанных браков. Женились по любви, не по нации».
 

Эльмира вышла замуж за азербайджанца. Родители не противились. Спросили только, готова ли принять ислам. Ради любви девушка была готова на все, хотя мусульманкой стала не сразу. Лишь несколько лет назад, когда супруги отметили золотую свадьбу, женщина решилась поменять веру.
 

Мулла шутливо спросил немолодых супругов, не устали ли они друг от друга за столько лет на земле. Но они были настроены решительно. «Так я стала мусульманкой. Куда я без мужа? Празднуем все равно и Пасху, и Хайит», — делится женщина.
 

Познакомились Эльмира и Фархад в начале 1970-х. Дядя девушки работал в ЖЭКе главным механиком и как-то попросил ее помочь. «Заболела учетчица смены тетя Поля. Меня попросили поработать за нее на водокачке три смены подряд. Показали вентили, объяснили, как переключать. Только освоилась, и вдруг свет погас. Я давай дяде Аракелу звонить. Он отправил мастеров», — вспоминает Эльмира.
 

На помощь юной сотруднице ЖЭКа пришли двое электриков. Один из них был похож на актера кино, и у девушки промелькнуло в голове — вот бы выйти за такого замуж. Когда мужчины починили свет, Эльмира напоила их чаем, угостила котлетами.
 


«Все запасы еды поставила на стол. Они с аппетитом все съели. Не решилась сказать, оставьте мне хотя бы кусочек. Собиралась потом сбегать в магазин, купить булочку к чаю. Но тот, похожий на актера, неожиданно вернулся. Принес пряники, сосиски. Улыбается, мол, это вам вместо съеденного. Мы снова сели пить чай, уже вдвоем. Потом он пригласил меня в театр, кино. Это и был мой Фархад», — рассказывает женщина.

Круговорот истории

Первая карабахская война застала Эльмиру врасплох. Она признает, что в конце 1980-х между армянами и азербайджанцами начались бытовые стычки, но всерьез к этому никто не отнесся. «В 1986 году мы с мужем и друзьями-азербайджанцами поехали в Ереван. Я пообещала показать им историческую родину. Много гуляли по городу, любовались природой, архитектурой, а вечером пошли в сауну. Пока намыливались в женской парилке, подруга пела азербайджанские песни. Вдруг отключили горячую воду, и нам пришлось мыться в холодной. Потом свалилась с температурой. Что интересно, в мужской части сауны горячую воду не отключали», — вспоминает Эльмира.
 

В 1989-м ее бакинские родственники поспешно переехали в Армению. Звали с собой, но женщина не могла оставить мужа. Соседи относились к ней доброжелательно даже после погромов армянских кварталов и массовых убийств в Сумгаите в феврале 1988 года.

Несколько дней женщина боялась выйти даже за хлебом. По телевизору и радио говорили, что в Азербайджане громят армянские кварталы, в Армении — азербайджанские. Больше всего за Эльмиру переживал супруг. Как реагировать на столкновения, не знал и он. По соседству жили несколько армянских семей, но они в спешке уехали. Люди начали получать похоронки.
 


«У соседа на войне погиб сын. Я набралась смелости и пошла на поминки. Муж отговаривал, мол, кто знает, как отреагируют. Но отец погибшего солдата обнял меня, посадил за стол, и мы долго вместе плакали. Он назвал меня дочкой и сказал, что не держит зла на армян. Войну спровоцировали политики», — вспоминает она.


Во время первой карабахской войны Эльмира помогала семьям, где были раненые или погибшие. Стирала белье, готовила еду, пекла, штопала, ухаживала за немощными. Признается, что много плакала. В Армении у родственников на войне погибали дети. В Азербайджане на ее глазах гибли соседи.

Женщина тяжело переживала и вторую карабахскую войну. Снова лилась кровь, снова умирали люди. История повторялась на глазах. Родственники звонили из Еревана и Сочи, звали к себе. Но, как и 30 лет назад, Эльмира отказывалась. «Азербайджан — часть меня. Куда мне на старости лет переезжать», — бросила она напоследок.

 

 

 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Editor сказал:

«Говорили — сами виноваты, что остались»Как армяне живут в Азербайджане и почему после двух войн они все еще верят в мир

 

 

detail_3c27aa4058fd9462910f2d3ee92bce08.

 

Чуть больше года назад в Нагорном Карабахе вспыхнула новая война. Противостояние армянских и азербайджанских сил продолжалось 44 дня и закончилось тем, что Азербайджан вернул утраченный после первой карабахской войны контроль над большей частью региона. Конфликт до сих пор окончательно не урегулирован, а диалог между враждующими сторонами кажется невозможным.

 

Между тем в Азербайджане еще живут армяне, которые верят — войны когда-нибудь закончатся, и если не политики, то простые люди начнут снова говорить друг с другом.

 

Корреспондент «Ленты.ру» пообщалась с армянами, оставшимися 30 лет назад в Азербайджане, и выяснила, почему они решили остаться и как война в Нагорном Карабахе трагически изменила их судьбы.

 

Бакинские нюансы

 

Вартан Карамян — бакинский армянин. В Азербайджанскую ССР его родители переехали в середине 1950-х из карабахского Красного села. Дядя Вартана — Сарухан Карамов был известным музыкантом, представлявшим на советской сцене азербайджанскую культуру. Он и переманил родню в Баку, который тогда считался культурной и экономической столицей Закавказья. Люди тянулись туда со всех союзных республик в поисках лучшей жизни.
 

Бакинские армяне часто меняли фамилии, чтобы пробиться в азербайджанской среде. Прослыть знаменитым с фамилией Карамов было проще, чем с фамилией Карамян. Вот дядя Сарухан и пошел на русификацию фамилии. Но эти нюансы не мешали бакинцам ладить между собой. Армяне и азербайджанцы называли друг друга земляками и до первой карабахской войны: по воспоминаниям Вартана, никто не придавал значения нациям.

 

 

Азербайджан — моя родина. В паспорте место рождения — Баку. Невозможно изменить жизнь в угоду политике. Сколько себя помню, дружил с азербайджанцами

Вартан Карамян

 

 

Вартан признается, что вопрос об армянской диаспоре Азербайджана всегда ставит его в тупик: «Понятия не имею, что такое армянская диаспора в Баку. Армяне, азербайджанцы, русские, евреи — мы жили бок о бок, ходили в одни и те же школы, магазины». Ему намекнули на принадлежность к армянской нации лишь однажды в школе. В классе появился новенький: азербайджанец, переехавший в Баку из Саратова. Он плохо говорил на родном языке, но учителя взялись его опекать. Вартан свободно говорил по-азербайджански, но преподаватель по литературе занизила ему оценку за стихотворение. Новенький подготовился хуже, но получил «отлично».

 

Учительница призналась, что не может поставить азербайджанцу четверку по родному языку. Армянину можно. Мне было очень обидно. Но потом в училище, когда я учился на фотографа, меня, наоборот, ставили в пример азербайджанцам. Я свободно говорил и знал грамматику

Вартан Карамян

 

Первая карабахская война стала для Вартана неожиданностью. В конце 1980-х он проходил срочную службу в Военно-морском флоте СССР в Мурманске. В феврале 1988-го услышал от сослуживцев, что в Закавказье вот-вот вспыхнет война. «Кто с кем воюет-то?» — ухмыльнулся он, но включил телевизор. По центральным каналам сообщали, что в азербайджанском Сумгаите произошли массовые погромы и убийства армян. Вартан бросился звонить родным. Те успокоили, что им ничего не угрожает.

 

pic_81c7fb2e229f3943734e673cc8d2b775.jpg

Вартан Карамян
Фото: Галина Иванова

 

Летом отец и мать сообщили ему о переезде в город Капан на юге Армении. Они просили сына не возвращаться в Баку. На вопросы, почему переехали, родители отвечали расплывчато. Говорили, что им посоветовали, хотя вроде никто им в Азербайджане не угрожал.

Тогда я впервые задумался: какой родине служу? Призывали в Советскую армию. Пока служил, страна распадалась на глазах

Вартан Карамян

Дембель Вартана совпал с землетрясением в Спитаке в декабре 1988 года, когда погибли по меньшей мере 25 тысяч человек. Он приехал к родным в Армению. «Люди спасали выживших, разгребали завалы. Но все разговоры были о войне с Азербайджаном», — вспоминает он.

 

В начале 1989 года стало понятно: конфликт неизбежен. В Ереван каждый день прибывали переполненные вагоны беженцев. Армяне оставляли дома и квартиры в Азербайджане и бежали прочь от выстрелов, мародерства и насилия. В Баку прибывали такие же составы с азербайджанцами из Армении. Они тоже бросали все имущество, спасаясь от войны.

 

Вартан поступил иначе. В разгар армяно-азербайджанского кризиса он отправился в Баку. После службы в армии паспорт оставался в военкомате, и на свой страх и риск он отправился на родину. Мужчина признается: документы — не главная причина, подтолкнувшая его вернуться. «В Армении я так и не стал своим. Дома мы говорили на карабахском диалекте армянского, и окружающих это раздражало. Чувствовал себя не в своей тарелке. Часто вспоминал Баку. Носил усы, знал азербайджанский. Армяне придирались из-за незнания языка... Иногда доходило до драк. Я понял, что с ними мне не ужиться», — признается Вартан.

Свой среди чужих

Друзья в Баку удивились, но обрадовались возвращению Вартана. Предлагали пожить у них, объясняли, что так безопаснее. Но мужчина поселился в своей квартире. Соседи-азербайджанцы помогали: заносили еду, штопали и стирали одежду. Никто не упрекал его за то, что он армянин. Обвиняли политиков, что спровоцировали войну между двумя народами.
 

Казалось, Вартан зажил прежней жизнью. Получил паспорт, устроился на работу в фотоателье, общался с друзьями. Но игнорировать конфликт было невозможно. Он не раз видел, как толпы молодчиков нападали на армян, оставшихся в городе. Рано или поздно напасть могли и на него.
 

На моих глазах толпа как-то гналась за армянином. Он спасся, а через несколько дней весь побитый пришел в фотоателье. Попросил сделать снимок на паспорт. Я спросил, почему не уезжает. Он пробурчал, что лучше поменяет фамилию, но останется в Баку

Вартан Карамян

Происходили и странные вещи. Например, азербайджанцы начали агитировать Вартана выходить на антиармянские митинги. Заманивали шашлыком и алкоголем: «Я разводил руками, мол: "Вы с ума сошли? Я армянин!" Казалось, люди сами до конца не понимают, что творят». Прожив в Баку в разгар армяно-азербайджанского конфликта почти год, Вартан понял — дальше рисковать нельзя. Поворотным моментом стало нападение на родственника в центре города. «Находиться в Баку стало опасно. Я уехал в Россию, потом в Испанию. Там и осел. Со временем перевез в Европу родителей. Хотелось сбежать от безумия вокруг», — рассказывает он.
 

Улицы Баку
Улицы Баку
Фото: Галина Иванова

 

Спустя почти 30 лет Вартан вернулся на Кавказ. В 2016-м он приехал к родственникам в Нагорный Карабах с сыном Феликсом. Мальчик профессионально занимался музыкой с итальянским тенором Робертино Лорети — ему предсказывали большое будущее в мире оперы. Но оказавшись на малой родине, юный музыкант решил остаться. Учебу продолжил в Степанакерте.

 

«Сын влюбился в природу, добродушных и приветливых жителей Нагорного Карабаха. Попросил, чтобы мы остались. В Степанакерте он окончил школу, потом поступил в музыкальное училище имени Саят Нова в Степанакерте. Ни разу не пожалел, что променял Барселону на Кавказ. До окончания учебы оставалось полгода, но снова грянула война», — вспоминает мужчина.

 

Когда в начале ноября 2020-го начались бои за Шушу, Вартан гостил в России. Он был уверен, что сыну в Нагорном Карабахе ничего не угрожает, что это очередное мелкое противостояние, которое быстро погаснет. Но внезапно позвонил друг-азербайджанец и закричал в трубку: «Спасай сына! Чего ты медлишь? Вывози его срочно!»

Вартан немедленно бросился в Шушу. Вооруженные силы Азербайджана наступали, а отец и сын пытались найти машину, чтобы покинуть охваченный огнем город: «Вокруг летали беспилотники. Звонить с мобильного запретили. Сигнал мог зафиксировать спутник, и мы попали бы под обстрел. Водители отказывались нас везти. Наконец за нами приехал мой друг, и мы бросились вон из города. По дороге попали под обстрел. Но бог миловал. Мы спаслись».

 

Племяннику Вартана повезло меньше. Незадолго до второй карабахской войны его призвали в армию. До окончания службы оставалось меньше полугода, но он отправился на фронт как военнообязанный срочной службы. Погиб в боях недалеко от городка Мартуни. Феликс до сих пор не может пережить смерть двоюродного брата.

 

Сын часто просыпается от любого шороха. Ему кажется, что снова стреляют. Зовет меня в укрытие. Вспоминает брата. Но война не спрашивает. Она приходит и убивает. Моему племяннику едва исполнилось 20 лет

Вартан Карамян

Вартан уверен, что вражда армян и азербайджанцев ни к чему хорошему не приведет. У него по-прежнему много друзей в Баку, и отношения с ними проверены временем. «В моей памяти город Баку останется гостеприимной солнечной столицей Азербайджана, где царил мир и не было места конфликтам», — говорит он.

Второй после Одессы

Мария Алиева, в девичестве Карапетян, родилась на Алтае, но всю сознательную жизнь провела в Азербайджане. Родители переехали в Баку, когда ей исполнилось семь лет. На Кавказе первое время все казалось необычным.

 

После сибирского холода обилие солнца, гор и зелени поражало. Еще одно детское воспоминание — азербайджанцы строили дома близко друг к другу, и соседи часто заходили в гости просто так, потому что живут очень близко. В Алтайском крае расстояния между домами были большие, а люди старались лишний раз из дома не выходить, особенно зимой. Поэтому соседей почти не знали.

Баку считался вторым многонациональным городом после Одессы. Там жил мой дядя, он и позвал родителей. Соблазнил тем, что в Азербайджане живет большая армянская диаспора. Но никто не делил людей на нации. Мы все были бакинцами

Мария Алиева (Карапетян)

В Баку Мария выучилась в русской школе, потом поступила в училище. Замуж вышла за азербайджанца. Это не считалось необычным, и родственники поддержали молодых. «Свекровь настояла, чтобы я поменяла религию перед свадьбой. Родня мужа жила в бакинской деревне Маштаги, где даже при Союзе жители были очень религиозны. Меня отвели в мечеть, и так я стала мусульманкой. Родила четверых детей», — рассказывает собеседница.

 

 
Мария Алиева (Карапетян)
 
Мария Алиева (Карапетян)
Фото: Галина Иванова
1/2

 

За всю жизнь Марии ни разу не удалось побывать в Армении. Хотя дед много рассказывал про огромный дом в Горисе. Его репрессировали и сослали в Сибирь. После первой карабахской войны было не до путешествий. На войне у женщины погиб старший сын Самир. «Мой мальчик учился в Нахичеванском военном училище. Оттуда его и призвали на фронт. Попал в самое пекло боев, там и погиб. Помню, прибежит в детстве, обнимет и говорит, что всю жизнь будет меня защищать. 19 лет было ему, не пожил толком», — плачет Мария.
 

Женщина отказывалась верить в смерть сына, пока не привезли его тело. Несколько дней она не выходила из дома, отказывалась есть. «Родные через силу кормили меня. Помню все как в тумане. Мой бездыханный мальчик и я», — продолжает она. Власти предлагали похоронить Самира на Аллее героев в центре Баку, но мать отказалась. Попросила предать земле неподалеку от дома, чтобы была возможность навещать его каждый день.

Мария злится, когда ее спрашивают о конфликте из-за Нагорного Карабаха. Она уверена, войну спровоцировали политики.

За валидол хватаюсь, как слышу по телевизору о генетической несовместимости армян и азербайджанцев. Столько лет народы прожили на одной земле, а теперь гены не те. До войны наоборот говорили, сколько между нами общего. Теперь различия ищут

Мария Алиева (Карапетян)

Мария уверяет, что не слышала ни одного упрека в своей адрес ни во время первой войны, ни во время второй. Наоборот, все старались помочь и поддержать морально. «В конце 1980-х, когда начинался конфликт из-за Нагорного Карабаха, меня вызвали однажды в КГБ. Спросили, говорю ли я на армянском. Просили перевести какое-то секретное письмо. Но я только разговорную речь знаю, переводить не могла. От меня отстали. Если не говоришь на языке, то быстро его забываешь», — делится Мария.
 

Мария Алиева (справа) с соседями
Мария Алиева (справа) с соседями
Фото: Галина Иванова


В бакинском поселке Маштага, где они жили с супругом, ее называют сестрой милосердия. «Во время войны Маша оббегала до сорока домов в округе. Она безотказная — как скорая помощь. Кому укол сделает, кого накормит»‎, — встревает в беседу соседка. «Дружим с Марией Егоровной 32 года. Она помогала мне нянчить детей. Когда началась война в Карабахе, никто не тыкал пальцем и не упрекал, что она армянка. Для нас она родная», — добавляет другая соседка.

 

В Азербайджане до сих пор живут около 20 тысяч армян. Время от времени женщина видится с армянскими подругами. «Как и я, они вышли замуж за азербайджанцев, так и остались в Баку», — объясняет Алиева-Карапетян.

Вопрос, за кого воевать, в нашей семье никогда не стоял. Мы против войны, но родиной считаем Азербайджан. Мы тут всю жизнь прожили. В чем нас упрекать?

Мария Алиева (Карапетян)

«Женились по любви, не по нации»

Эльмира Гасанова, в девичестве Григорян, родилась в Степанакерте. Родители переехали в Азербайджанскую ССР после Великой Отечественной войны, когда ей было меньше года. Баку считался зажиточным городом, и найти там работу было проще. В Армению ездили по праздникам. «Вокруг меня с детства звучала армянская, азербайджанская и русская речь. Свободно говорю на трех языках. Но на русском — уже с небольшим азербайджанским акцентом», — смеется Эльмира.
 

Бакинские и карабахские армяне в советский период говорили и на азербайджанском. «Наши соседи шутили, что бакинцы говорят на особом языке — смесь азербайджанского, армянского и еврейского, — шутит женщина. — Кто-то говорил по-армянски, а отвечали ему по-азербайджански».
 

Эльмира часто гостила в Нагорном Карабахе и помнит, как уживались в 1960-1970-е годы армяне и азербайджанцы. Никто не придавал значения нациям. «Моя мама родом из Шуши. Отец — из Зангезура. Много родственников в Степанакерте. Между этими городами я и путешествовала. В какой дом ни войдешь, везде нам были рады. Никто не делил на своих и чужих. Скажи тогда, что карабахцы пойдут войной друг на друга — подняли бы на смех, — вспоминает собеседница. — На застольях поднимали тосты за дружбу народов. Было много смешанных браков. Женились по любви, не по нации».
 

Эльмира вышла замуж за азербайджанца. Родители не противились. Спросили только, готова ли принять ислам. Ради любви девушка была готова на все, хотя мусульманкой стала не сразу. Лишь несколько лет назад, когда супруги отметили золотую свадьбу, женщина решилась поменять веру.
 

Родственники мужа не просили меня менять религию. Но я так испугалась, когда прочитала и в Библии, и в Коране: муж и жена не встретятся на небесах, если разной веры. Как представила, что не увижу своего Фархада на том свете, так и побежала в мечеть

Эльмира Гасанова (Григорян)

Мулла шутливо спросил немолодых супругов, не устали ли они друг от друга за столько лет на земле. Но они были настроены решительно. «Так я стала мусульманкой. Куда я без мужа? Празднуем все равно и Пасху, и Хайит», — делится женщина.
 

Познакомились Эльмира и Фархад в начале 1970-х. Дядя девушки работал в ЖЭКе главным механиком и как-то попросил ее помочь. «Заболела учетчица смены тетя Поля. Меня попросили поработать за нее на водокачке три смены подряд. Показали вентили, объяснили, как переключать. Только освоилась, и вдруг свет погас. Я давай дяде Аракелу звонить. Он отправил мастеров», — вспоминает Эльмира.
 

На помощь юной сотруднице ЖЭКа пришли двое электриков. Один из них был похож на актера кино, и у девушки промелькнуло в голове — вот бы выйти за такого замуж. Когда мужчины починили свет, Эльмира напоила их чаем, угостила котлетами.
 

 
Эльмира Гасанова (Григорян) с мужем Фархадом Гасановым
 
Эльмира Гасанова (Григорян) с мужем Фархадом Гасановым
Фото: Галина Иванова
1/2


«Все запасы еды поставила на стол. Они с аппетитом все съели. Не решилась сказать, оставьте мне хотя бы кусочек. Собиралась потом сбегать в магазин, купить булочку к чаю. Но тот, похожий на актера, неожиданно вернулся. Принес пряники, сосиски. Улыбается, мол, это вам вместо съеденного. Мы снова сели пить чай, уже вдвоем. Потом он пригласил меня в театр, кино. Это и был мой Фархад», — рассказывает женщина.

Круговорот истории

Первая карабахская война застала Эльмиру врасплох. Она признает, что в конце 1980-х между армянами и азербайджанцами начались бытовые стычки, но всерьез к этому никто не отнесся. «В 1986 году мы с мужем и друзьями-азербайджанцами поехали в Ереван. Я пообещала показать им историческую родину. Много гуляли по городу, любовались природой, архитектурой, а вечером пошли в сауну. Пока намыливались в женской парилке, подруга пела азербайджанские песни. Вдруг отключили горячую воду, и нам пришлось мыться в холодной. Потом свалилась с температурой. Что интересно, в мужской части сауны горячую воду не отключали», — вспоминает Эльмира.
 

В 1989-м ее бакинские родственники поспешно переехали в Армению. Звали с собой, но женщина не могла оставить мужа. Соседи относились к ней доброжелательно даже после погромов армянских кварталов и массовых убийств в Сумгаите в феврале 1988 года.

Ужас, страх, безумие. Даже сегодня мне сложно объяснить, что я тогда испытала. Было очень стыдно и за азербайджанцев, и за армян. Уму непостижимо — два народа, проживших вместе, взялись за оружие

Эльмира Гасанова (Григорян)

Несколько дней женщина боялась выйти даже за хлебом. По телевизору и радио говорили, что в Азербайджане громят армянские кварталы, в Армении — азербайджанские. Больше всего за Эльмиру переживал супруг. Как реагировать на столкновения, не знал и он. По соседству жили несколько армянских семей, но они в спешке уехали. Люди начали получать похоронки.
 

 
Квартира Эльмиры Гасановой (Григорян)
 
Квартира Эльмиры Гасановой (Григорян)
Фото: Галина Иванова
1/2


«У соседа на войне погиб сын. Я набралась смелости и пошла на поминки. Муж отговаривал, мол, кто знает, как отреагируют. Но отец погибшего солдата обнял меня, посадил за стол, и мы долго вместе плакали. Он назвал меня дочкой и сказал, что не держит зла на армян. Войну спровоцировали политики», — вспоминает она.


Во время первой карабахской войны Эльмира помогала семьям, где были раненые или погибшие. Стирала белье, готовила еду, пекла, штопала, ухаживала за немощными. Признается, что много плакала. В Армении у родственников на войне погибали дети. В Азербайджане на ее глазах гибли соседи.

Хотелось кому-то пожаловаться и потребовать, чтобы война прекратилась. Но кровь лилась. Иногда звонила родственникам поплакаться, но они отвечали — сама виновата, что осталась. Но бросить мужа, соседей и навсегда уехать из Баку я не могла

Эльмира Гасанова (Григорян)

Женщина тяжело переживала и вторую карабахскую войну. Снова лилась кровь, снова умирали люди. История повторялась на глазах. Родственники звонили из Еревана и Сочи, звали к себе. Но, как и 30 лет назад, Эльмира отказывалась. «Азербайджан — часть меня. Куда мне на старости лет переезжать», — бросила она напоследок.

 

 

 

если коротко, Азербайджанцы по поводу армян ни когда не проявляли шовинизма или других негативных моментов. Армяне которые жили в Азербайджана прекрасно знают как они жили тут и какое к ним было идеальное отношение. Это мы знаем. Пусть армяне читают. 

  • Like 5
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

публикация очень хорошая.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

36 минут назад, Ifti сказал:

публикация очень хорошая.

Да нет. Неправдивая она. Знаю женщину, у которой мама армянка была, а отец азербайджанец. Даже ее детей соседи называют армянами, хотя у них 3 четверти азербайджанской крови.

  • Like 1
  • I don't like it 5
Link to comment
Share on other sites

43 minutes ago, Ifti said:

публикация очень хорошая.

Таких "хороших" публикаций сейчас будет много..

  • Like 3
  • Sad 1
  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Вредный Крыс сказал:

Да нет. Неправдивая она. Знаю женщину, у которой мама армянка была, а отец азербайджанец. Даже ее детей соседи называют армянами, хотя у них 3 четверти азербайджанской крови.

во времена совка такое не было, по крайней мере в Шеки. У меня учительница в нулевке русской школы была армянка. Только в 90 узнал что она была армянкой. Мы на национальности не обращали внимание. Кстати, одна из 5-6 учительниц которых до сих пор поминаю добрым словом. Не орала, не кричала на детей, с терпением объясняла урок, не делила нас на азербайджанцев, русских или армян. Даже могу сказать больше, у русских и армян знание русского языка из за семей было достаточно высоким, а мы азербайджанцы дома не разговаривали на русском, по этому она с нами занималась больше чем с другими детьми дошколаты. 

 

На дисе я уже написал про друга моего деда, из Ливана, богатый армянин который занимался куплей продажей золотых изделий и ковров. Тоже хороший человек, без бзиков. Как услышал что у папы свадьба будет, приехал в СССР, навестил нас, сделал громадный подарок деду по поводу свадьбы первенца.

 

Тутошные, Шекинские армяне жили очень хорошо. В тех местах работали где чах-чух был хорошим кроме официальной зарплаты. 

 

В отдельных, эпизодических случаях может кто то говорил что кто то армянин. Такого массово не наблюдалось. До самого конца 80-х годов.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Gun-smith сказал:

Таких "хороших" публикаций сейчас будет много..

да, мейнстрим будет таким. Но люди долго будут помнить выкидоны армян периода с 1988-2021. Главное, что бы Народ был сильным, Общество было сильным, и Государство. Что бы ни кто не вздумал лезть сюда прямой или гибридной войной. Если забудем, все что происходило негативное, повторится кратном объеме. 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

21 minutes ago, Вредный Крыс said:

Да нет. Неправдивая она. Знаю женщину, у которой мама армянка была, а отец азербайджанец. Даже ее детей соседи называют армянами, хотя у них 3 четверти азербайджанской крови.

 

она воспринимала это как ругательство? )

  • Like 2
  • Excellent 1
  • Haha 6
  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Ifti сказал:

во времена совка такое не было, по крайней мере в Шеки. У меня учительница в нулевке русской школы была армянка. Только в 90 узнал что она была армянкой. Мы на национальности не обращали внимание. Кстати, одна из 5-6 учительниц которых до сих пор поминаю добрым словом. Не орала, не кричала на детей, с терпением объясняла урок, не делила нас на азербайджанцев, русских или армян. Даже могу сказать больше, у русских и армян знание русского языка из за семей было достаточно высоким, а мы азербайджанцы дома не разговаривали на русском, по этому она с нами занималась больше чем с другими детьми дошколаты. 

 

На дисе я уже написал про друга моего деда, из Ливана, богатый армянин который занимался куплей продажей золотых изделий и ковров. Тоже хороший человек, без бзиков. Как услышал что у папы свадьба будет, приехал в СССР, навестил нас, сделал громадный подарок деду по поводу свадьбы первенца.

 

Тутошные, Шекинские армяне жили очень хорошо. В тех местах работали где чах-чух был хорошим кроме официальной зарплаты. 

 

В отдельных, эпизодических случаях может кто то говорил что кто то армянин. Такого массово не наблюдалось. До самого конца 80-х годов.

 

Местных армян ереванские армяне за своих не принимали называли "перевертышами", мол стали азербайджанскими. Этим все и сказано....

 

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

А почему армянка в интервью употребила армянское название города Ханкенди ?)

  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, artist88 сказал:

А почему армянка в интервью употребила армянское название города Ханкенди ?)

Она когда там проституцией промышляла,так и запомнила название)

  • Excellent 1
  • Haha 3
  • I don't like it 2
Link to comment
Share on other sites

36 минут назад, Al Pacino сказал:

 

она воспринимала это как ругательство? )

Красава))))) настоящий юрист)))

  • Haha 1
  • I don't like it 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Вредный Крыс сказал:

Да нет. Неправдивая она. Знаю женщину, у которой мама армянка была, а отец азербайджанец. Даже ее детей соседи называют армянами, хотя у них 3 четверти азербайджанской крови.

А она себя считала азербайджанкой?

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

44 minutes ago, Медвежонок-Л said:

 

Местных армян ереванские армяне за своих не принимали называли "перевертышами", мол стали азербайджанскими. Этим все и сказано....

 

Здесь даже есть раздельные церкви , в одну ходят только бакинские армяни в другую ереванские.. ереванские бакинских просто не воспринимают за армян ... 

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

39 минут назад, Luna сказал:

А она себя считала азербайджанкой?

Ну, армяне же не евреи. У них национальность по отцу считается. Так что, конечно, азербайджанкой.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

36 минут назад, Gun-smith сказал:

Здесь даже есть раздельные церкви , в одну ходят только бакинские армяни в другую ереванские.. ереванские бакинских просто не воспринимают за армян ... 

здесь это где? вы в ереване чтоли?:)

Link to comment
Share on other sites

1 minute ago, rasmus said:

здесь это где? вы в ереване чтоли?:)

В Америке! )))

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Gun-smith said:

Таких "хороших" публикаций сейчас будет много..

 

Согласен.

 

Надо чтобы появлялись статьи наших беженцев о прекрасной жизни в Зангезуре и Ереване. 
 

А то «Баку они потеряли» бедняжки, и такие несчастные и безобидные 👀 при этом. 

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

в прошлом году на одном из новостных сайтов выставляли интервью одной бакинской армянки

я в ней узнал учительницу по английскому у которой я занимался частным образом в школьные годы (98-2000)

мы тогда думали что она еврейка )

  • Haha 7
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Gun-smith сказал:

Здесь даже есть раздельные церкви , в одну ходят только бакинские армяни в другую ереванские.. ереванские бакинских просто не воспринимают за армян ... 

 

Ну тада азерб диаспоре надо поручить чтобы взяло под крыло бакинских армян как ущемленных в правах ереванскими армянами и попавших под чужой похмель в Карабахском разговоре.

 

 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Ifti сказал:

если коротко, Азербайджанцы по поводу армян ни когда не проявляли шовинизма или других негативных моментов. Армяне которые жили в Азербайджана прекрасно знают как они жили тут и какое к ним было идеальное отношение. Это мы знаем. Пусть армяне читают. 

Слово никогда лучше хотя бы заменить словом почти никогда, что более менее реалистично звучит и могут поверить. Я не понимаю откуда такое повсеместное желание идеализировать свой народ. От этого разве нам будет лучше? Может все таки лучше говорить, что мы тоже где-то переборщили, нарушили, делали не правильно, что привело к началу войны и тысячам трагедий. Можно же свалить хотя бы часть ответственности за горячую фазу конфликта на тогдашнее руководства Азербайджана. Я например даже себя не считаю идеальным. 

  • Facepalm 1
  • I don't like it 3
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, sapiens сказал:

Слово никогда лучше хотя бы заменить словом почти никогда, что более менее реалистично звучит и могут поверить. Я не понимаю откуда такое повсеместное желание идеализировать свой народ. От этого разве нам будет лучше? Может все таки лучше говорить, что мы тоже где-то переборщили, нарушили, делали не правильно, что привело к началу войны и тысячам трагедий. Можно же свалить хотя бы часть ответственности за горячую фазу конфликта на тогдашнее руководства Азербайджана. Я например даже себя не считаю идеальным. 

это начинали они, а не мы. Армяне в течении долгих лет готовились к экспансии в Азербайджан, у них внутри сидело все это. Мы были действительно интернациональны и шовинизмом не страдали. Я не идеализирую свой Народ. Но в том что случилось в Карабахе и в самой Армении виновны они. Они начали эту кашу во времена Горбачева, выдворили всех автохтонных азербайджанцев с территории Армении, и начали оккупацию наших земель в Карабахе и вдоль/по периметру Карабаха. Ни когда не говорил что катык черный, и сейчас не скажу. У меня приоритеты и понимание ситуации предельно ясная, не подлежит к апелляции и пересмотрю со своей стороны. Это неизменная константа. 

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, sapiens сказал:

Можно же свалить хотя бы часть ответственности за горячую фазу конфликта на тогдашнее руководства Азербайджана.

Везиров был настоящий бамбылы. Айаз мог бы быть более независимым, и консолидируя общество более жесткими способами на корне решить проблему. Но была всесильная Москва, не дала бы решить проблему. Везде были люди Москвы. И даже до сих пор в некоторых местах сидят те же люди, которые молятся на партбилет и на Москву. Эльчибей был слишком демократичен. И все были против него. И Москва, и бывшая тут партноменклатура. И даже соратники Эльчибея тоже были против него. Кресло сладкая вещь, и кругом у всех были амбиции.

***

Г.Алиев был сильным гос чиновником, у которой за спиной было много лет работы на верхах, опыт КГБ. Но даже он не смог решить проблему, заморозил все до лучших времен.

***

Тогда гроссмейстер играл против новичка, и результат был очевиден. 

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, sapiens сказал:

Слово никогда лучше хотя бы заменить словом почти никогда, что более менее реалистично звучит и могут поверить. Я не понимаю откуда такое повсеместное желание идеализировать свой народ. От этого разве нам будет лучше? Может все таки лучше говорить, что мы тоже где-то переборщили, нарушили, делали не правильно, что привело к началу войны и тысячам трагедий. Можно же свалить хотя бы часть ответственности за горячую фазу конфликта на тогдашнее руководства Азербайджана. Я например даже себя не считаю идеальным. 

 

 

Есть один реальный индикатор измеряюший национализм и интернационализм армян и азербайджанцев. В Азербайджане живут многие народы, а Армения моноэтническая.

А так конечно в каждом народе есть мусор и есть алмаз.

  • Like 11
  • Excellent 2
Link to comment
Share on other sites

12 minutes ago, Bushido said:

 

 

Есть один реальный индикатор измеряюший национализм и интернационализм армян и азербайджанцев. В Азербайджане живут многие народы, а Армения моноэтническая.

А так конечно в каждом народе есть мусор и есть алмаз.

 

плюс из всех народов населяющих Азербайджан, проблемы только с армянами

  • Like 8
Link to comment
Share on other sites

39 minutes ago, sapiens said:

Может все таки лучше говорить, что мы тоже где-то переборщили, нарушили, делали не правильно, что привело к началу войны и тысячам трагедий.

 

факт: из Армении депортируют азербайджанцев которые жили там поколениями, исторически

факт: НКАО совершает сепаратистские акции

Сумгаит и война в Карабахе это уже следствие, реакция

а как еще должна была отреагировать общественность? (20 января тоже не забываем)

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

Относительно армян которые проживали в Шеки.

Например, кто то из армян допустив в каком то районе Армении не сможет предоставить информацию насчет Азербайджанцев проживавших там до депортации в Азербайджан. А я вот могу перечислить армянские семьи или армян, которые жили в Шеки. Часть и до сих пор проживает. Но они уже наши, от названия армянин ни чего не осталось. Живут нормально. Ни кто не тыкает. Вырастили детей, внуков. Дети и внуки служили в Армии, воевали, или стояли на постах до войны. 

Надеюсь армяне читают тему. По этому, что бы голословно не было:

Аванесова Маркуша - улица Шаумяна дом 2

Акопов Григори - ул. Ленина дом 170

Акопян Роза - ул. Загатала, дом 23, кв 9

Акопян София - Жмеринка, д 61 кв 5

Амосов Амос - Шаумян дом 10

Андриасова Нелли - Жмеринка 15

Аракелов Мамикон - Коммунист дом 28

Аракелян Маро - Ленин д 160 кв 3

Арзуманова Аршалус - Физули 1

Арзуманова Аида - Ленин дом 149а кв 16

Айрапетов Григори - Мясников 3

я могу продолжить до буквы я, если кому надо.

  • Excellent 1
Link to comment
Share on other sites

армяне что могли, все сожгли там, что бы и следа не было. Не знаю насчет Архива КГБ РА, но все остальное давным давно предано к огню. А у нас в архивах все остается. Чувствуете разницу? Я могу еще глубже копнуть, но нынче мейнстрим для будущего (будет ли?) мира. А не для нагнетания. 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, Al Pacino сказал:

 

факт: из Армении депортируют азербайджанцев которые жили там поколениями, исторически

факт: НКАО совершает сепаратистские акции

Сумгаит и война в Карабахе это уже следствие, реакция

а как еще должна была отреагировать общественность? (20 января тоже не забываем)

Это все невыгодно ведь им, для оправдания своих армян будут придумывать тысячу причин и поводов  

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share




×
×
  • Create New...

Уважаемый посетитель!

Мы видим, что Вы используете Ad Blocker

Baku365  частично существует на те маленькие деньги, которые генерируются за счет рекламы.
Если Вы хотите дальше читать наш интересный контент, то пожалуйста отключите Ad Blocker.

Этим Вы поддержите свободу мнений и слова.

OK